Выводы по главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
В последнее время мы наблюдаем довольно бурное развитие информационных технологий. В первой половине двадцатого века радио стало, также как и печатные средства массовой информации, важнейшим средством воздействия в формировании общественного мнения и настроений в обществе. Поскольку радиокомпаний на сегодняшний день очень много, то они вынуждены бороться за слушателя и за рекламодателя. Острая конкурентная борьба за слушателя заставляет радиокомпании искать и находить новые, актуальные, современные темы обсуждений, создавать передачи интересными и познавательными.
В рамках данной курсовой работы будет выполнен анализ радиостанции «Юмор ФМ», ее форматных характеристик. Отдельное внимание будет уделено анализу подстрочников (5 новостных выпусков).
Актуальность выбранной темы:
1)всплеск радиовещания, который переживает Россия в последние годы
2)распространенность и индивидуальность новостных выпусков на различных радиостанциях.
С уверенностью можно утверждать, что российское радиовещание на современном этапе своего развития характеризуется, в первую очередь, как негосударственное, или коммерческое, вещание. В условиях государственного вещания проблемы с привлечением целевой аудитории не существовало в принципе. Для частных радиостанций борьба за аудиторию в условиях стратегии рыночной сегментации является ключевой проблемой и доминирующим фактором развития современного коммерческого радиовещания.
Очевидно, что коммерческий успех радио выражается в стабильном получении финансовой выгоды (дохода), а стабильный коммерческий успех радиостанции, в свою очередь, зависит от ее позитивного имиджа.
Таким образом, конкурентная борьба за потенциального слушателя является первостепенной проблемой современного российского радиобизнеса, что заставляет вещателей быть более избирательными в механизмах выстраивания имиджа.
Степень изученности проблемы: За последнее время вышло множество работ, в которых рассматриваются теоретические и практические проблемы в сфере средств массовой информации. За последние 10 лет на свет появились сотни радиостанций - на разных частотах, местные, региональные и общегосударственные, коммерческие и государственные, и все они с большей или меньшей интенсивностью используют рекламу. Однако проблема радиовещания, с точки зрения анализа новостного блока, форматных характеристик существующих радиостанций, как таковых, изучена не в полном объеме. Данная тема рассматривается такими авторами, как Добросклонская Т.Г., Шерель А.А. И др.
Таким образом, недостаточная изученность данной темы в теории (в литературных источниках), с одной стороны, а также необходимость постоянного развития и улучшения практических способов и методов конкурентной борьбы и усиления позиций современных радиостанций в музыкальном сегменте, с другой стороны, подтверждают утверждение об актуальности и новизне работы.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, а именно следующие монографии: Добросклонская Т.Г., Шерель В.В. Также были использованы интернет - источники.
Основу эмпирической базы данного исследования составили, в первую очередь, радиостанция «Юмор ФМ»
Методы исследования. В основу методологической базы исследования положены общенаучные принципы объективности и системности. Автором курсовой работы были использованы анализ и синтез для работы с источниками, а также метод наблюдения (прослушивания) для работы с аудиозаписями эфиров радиостанции «Юмор ФМ».
Объектом исследования выступает музыкальное радиовещание в целом.
Предметом исследования является радиостанция «Юмор ФМ».
Цель курсовой работы: создать целостное представление о радиостанции «Юмор ФМ», как не имеющее аналогов в России, и методом анализа новостных блоков, показать необычный формат информационного выпуска.
Задачи:
- рассмотреть многообразие форматов в современном радиовещательном процессе в рамках различных подходов к классификации существующих радиостанций;
- охарактеризовать особенности вещания радиостанции «Юмор ФМ»;
- провести анализ форматных характеристик радиостанции;
- выполнить анализ подстрочников новостного выпуска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы составляет 36 страниц. Библиографический список включает 35 источников.
Глава 1. Форматные характеристики радиостанции «Юмор ФМ»
1.1 Радио как средство массовой информации
Средства массовой информации - это мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека. В современном мире с его ускоренным темпом жизни интересы потребителей ориентируют создателей СМИ на соответствующие формы: мобильность, небольшие по объему материалы и ненавязчивая форма подачи. И радио, как нельзя лучше соответствует данным требованиям.
Радио - это специфическое и уникальное средство массовой коммуникации. Главным инструментом его воздействия на аудиторию является сила «живого слова» - нередко более убедительная, чем иные визуальные образы, создаваемые другими СМИ.
Радио имеет целый ряд преимуществ: доходчивость, использование аудио эффектов, эмоциональная живость, ненавязчивость, радио информация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам,.
А.А. Шерель выделяет три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:
1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Другие СМИ не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.
2. Из всех СМИ радио является самым удобным для восприятия аудиторией.
Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей.
Радио - не только самое распространенное, но и самое дешевое средство информации.
В отличие от других видов СМИ радио тексты имеют свою специфику. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.
Как и другие виды СМИ, радио выполняет определенные функции. Функции - это обязанность, круг деятельности чего-нибудь, подлежащая исполнению
Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом.
а) Информационные: собственно информационная функция, рекламная.
б) Обеспечивающие социальное управление обществом: функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.
в) Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения.
Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач.
1.2 Общая характеристика радиостанции «Юмор ФМ»
«ЮМОР FM» - это первая и единственная на сегодняшний день радиостанция, основу формата которой, согласно ее официальному сайту, составляет качественный юмор. Владельцем является вещательная корпорация «Проф-Медиа».
Основная аудитория «Юмор ФМ» это люди, занимающие активную жизненную позицию, семейные, с устоявшимися взглядами и принципами имеющие образование.
Радио «Юмор ФМ» пришло на смену радио диско и начало свое вещание 1 апреля 2005 года. «Юмор FM» вещает самую полную коллекцию отечественного юмора и сатиры.
Эфир радиостанции состоит из популярной, музыки, анекдотов, шуток, фрагментов кинокомедий и популярных телешоу. Примечательно, что музыка на Юмор FM соответствует общему настроению - только легкая, заводная и ненавязчивая и только на русском языке: "Дюна", "Пропаганда", "Чай вдвоем", "Фабрика". В музыкальной политике «Юмор ФМ» ориентируется на потребность аудитории в отдыхе.
При поддержке «Юмор ФМ» проходят различные юмористические мероприятия (КВН, гастроли юмористов), спектакли, концерты артистов, например Игоря Маменко. Радиостанция проводит различные акции и праздники для детей, например «Спеши делать добро» для детей из детского дома.
На тридцатой минуте каждого часа выходят информационные выпуски, которые называются «Хорошие новости». Это рассказы о разных курьезных, забавных происшествиях, приключившихся на планете. Радиостанция пытается создать позитивный настрой. «Юмор FM» решил давать в эфир только позитивные новости. Хронометраж каждого выпуска 3 минуты. Прогноз погоды «Хорошая погода», выходит каждый час, с 7-00 и до 24-00 по будням и с 8-00 до 24-00 по выходным, не включая специальные программы. Хронометраж каждого выпуска 30 секунд.
В дни национального траура снимаются все развлекательные программы, и звучит только музыка.
Зона вещания: Россия, Приднестровская Молдавская Республика, Украина, Киргизия, Латвия, Казахстан. В Москве радио вещает на частоте 88.7 FM, в Барнауле на 102,9 FM. Технические характеристики: 68,84 МГц, мощность 2,5 кВт.
Вещает 24 часа в сутки. Основная политика радиовещания: никакой политики, катастроф и негатива.
1.3 Анализ форматных характеристик радиостанции «Юмор ФМ»
Для всестороннего анализа исследуемой нами радиостанции мы используем типологию В.А. Сухаревой: А) аудитория; Б) принцип формирования сетки вещательного дня; В) манера ведения эфира Г) принцип отбора и построения новостного блока Д) музыкальная направленность радиостанции [17, c. 87];
По сути, форматное радио - это радио, заточенное под потребности и пристрастия конкретного человека. Если людей со схожими вкусами набирается больше чем один, они образуют группу, представляющую интерес для вещателя, главной задачей которого становится просчитать их коллективное бессознательное. Современные радиостанции стремятся выбрать такие новости и музыку, которые бы привлекли к ним как можно большее число слушателей, интересующих рекламодателей. Неудивительно, что часто речь идет не о большом объеме аудитории, а о ее определенных характеристиках - уровне дохода, покупательских привычках, потребительском поведении, стиле жизни. История СМИ показывает, что сегодня финансовые возможности аудитории часто связаны с ее социодемографическими характеристиками. Так, «высокообразованные и хорошо зарабатывающие менеджеры чаще всего имеют схожие информационные потребности и музыкальные вкусы. Их культурные запросы довольно высоки, что оказывает непосредственное влияние на формы проведения досуга и выбор СМИ, например, на тип телепрограмм, которые они смотрят, или на жанры литературы, которую они читают. Напротив, среди людей с низким уровнем доходов и соответственно с низким уровнем образования существуют определенные культурные пристрастия. Они меньше платят за СМИ, предпочитают дешевую (или бесплатную) прессу, практически не пользуются платным телевидением или новыми СМИ» [4, с. 133]. «Исходя из общих представлений о предпочтениях слушателей, радиостанции выбирают свой формат - совокупность жанровых, тематических и прочих признаков, формирующих концепцию вещания» [4, с. 77]. Понять, какими демографическими характеристиками они обладают, что составляет их психологический портрет, каковы их базовые ценностные установки, психотипические реакции, чем они живут, что их раздражает, волнует, радует, - и найти то, что их объединяет. Например, это может быть проживание в одном городе или принадлежность к одной национальности. При этом формат - это не только музыка, или новости, или разговоры. Это смесь разных ингредиентов в определенной пропорции (музыки, новостей, звукового оформления эфира, манеры ведения, спец. проектов), которая идеально просчитана под психотип конкретной аудитории. Портрет аудитории радиостанции «Юмор ФМ»: возраст: 25-49 лет, мужчины- 64%, женщины - 36%, образование: среднее 50.1%, высшее - 40.4%.. Материальное положение: высокое - 25.2%, выше среднего - 31.1%, ниже среднего - 20.5%, низкое - 9.9%. (Источник КОМКОН Радио мониторинг. Эта компания проводит комплексное исследование аудиторий телевидения, радио, прессы.). Большой вклад в изучение форматов радиостанций внесла Е.Л. Вартанова. Опираясь на опыт западных стран, она предложила собственную классификацию. Практика развитых радиорынков, прежде всего США, показывает, что в основе деятельности практически всех коммерческих радиостанций лежит не более 20 основных форматов, в основе которых - стилистика звучащей в эфире музыка и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая «музыкальная одежда» эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование. Выделяют следующие форматы:
1. АС (Adult Contemporary) - современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория - 25-45 лет. У этого формата есть субформаты: 1.1 Soft AC - мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и малым количеством текущих хитов (тип старое «Ретро»), с целевой аудиторией 30-45 лет; 1.2 Hot AC - горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством текущих хитов, с целевой аудиторией 25-35 лет; 2. CHR (Contemporary Hit Radio) - современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Также известное как TOP-40; 2.1 CHR/Pop - с преобладанием хитов в стиле поп (радио DFM); 2.2 CHR/Rhythmic - с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, танцующее радио (тип "Европа Плюс"); 2.3 Modern Rock oriented CHR - с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип "Максимум"); 3. Rock - Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-ролл и рок с целевой аудиторией 18-35 лет; 3.1 AR (Active Rock) - активный рок и рок-н-ролл с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х - 90-х годов; 4. Classical - классическая музыка (тип - самое первое «Радио Классика») с очень узкой целевой аудиторией без возраста; 5. Oldies - ретроформат с аудиторией от 45 лет (тип «Радио Ретро» [4, c. 8 4.] Формат Юмор FM представляется уникальным, не имеющим аналогов: не музыкальное, а в большей степени "разговорное" радио, которое трудно воспринимать как фон. Сама радиостанция определяет свой формат, как Fun radio - первая юмористическая радиостанция, альтернатива традиционному музыкальному вещанию.
Программная концепция радиовещания. Программы на радио «Юмор ФМ» делятся на 5 блоков: юмористический, музыкальный, информационный, аналитический и рекламный. [см. приложение 1]
В блок юмористических программ входят:
1) 6 кадров
2)Анекдот-парад. Хронометраж: 1-1,5 минуты. Время выхода в эфир:25-я минута, каждые два часа.
3) Большая разница
4) Будни медсестры Эвелины
5) В гостях у смеха с Юрием Григорьевым. Эфир по выходным и праздникам в 12.00. Продолжительность 1 час.
6) Время приветов
7) Видеопираты
8) Говорит Одесса. Эфир - раз в два часа
9) Говорят дети
10) Даешь молодежь!
11) Ералаш
12) Из объяснительных и протоколов
13) Квартет И. Ежедневно 1 раз в 2 часа.
14) КВН. Хронометраж: 1-2 минут. Выходит на пятой минуте каждого часа.
15) Кинокомедия. Хронометраж: 2-2,5 минуты. Время выхода в эфир: каждые два часа.
16) Приветы и поздравления на Юмор ФМ
17) «Большая Разница!»
18) «Наша Russia»
19) Наши Любимые Мультфильмы
20) О, спорт - ты смех!
21) Прожекторперисхилтон
22) Разыграли! 1 раз, в два часа.
23) Рога и Копыта с Геннадием Хазановым
24) Тамада с Сосо Павлиашвили
25) Фабрика смеха. Выходит раз в 2 часа.
Хронометраж: 3-5 минут. Время выхода в эфир: 40 минута каждого часа.
26) Частушки нашего двора с Серёгой
27) Юмор на заказ. Программа выходит ежедневно на «Юмор FM» в 8:00, 14:00 и 18:00
28) «Звездологический прогноз».(Ежедневный гороскоп, самый точный и оптимистичный для всех знаков зодиака. Цель - кратко и с юмором предложить слушателю гороскоп на следующий день.)
Хронометраж: 2-3 минуты. Ежедневно 5 выходов. Время выхода в эфир: по будням - 7.40, 10.50, 15.20, 16.20, 21.50. По выходным - 9.50, 11.50, 15.50, 16.50, 20.50.
Также к юмористическим можно отнести игры, ток-шоу, викторины, так как они имеют юмористическую тематику. Итого: 11 ч. В музыкальном блоке: только легкая отечественная музыка (ПОП музыка), Концерты (в том числе по заявкам радиослушателей). Музыка играет огромную роль в становлении формата радиостанции. Музыкальные эфиры занимают 11 ч эфирного времени. Музыкальный блок и юмористические передачи вещают в соотношении 5050
Аналитический блок: он делится на общественно-политический и социально-экономический.
В общественно-политический входят: информация, комментарии, прямые трансляции с места событий, авторские передачи, ток-шоу, «круглые столы» об общественно-политических проблемах общества.
Составляет 37 минут по отношению 24 часовому вещанию.
В социально-экономический входят: информация, комментарии, прямые трансляции с места событий, авторские передачи, ток-шоу, «круглые столы» о социально-экономических проблемах общества. Так же составляет 37 минут.
Итого : аналитический блок занимает 1ч 14 минут
Аналитические тексты в наиболее полной степени реализуют одну из пяти функций массовой коммуникации - функцию интерпретационную, или идеологическую. Если новости отражают каждодневную меняющуюся картину мира, то тексты информационно-аналитические окрашивают эту картину в десятки разнообразных цветов, придавая ей определенный мировоззренческий оттенок, ту или иную идеологическую модальность. Именно в информационно-аналитических текстах наиболее полно выражены различия в восприятии реалий общественно-политической жизни, обусловленные тем или иным культурно-идеологическим контекстом.
Информационный блок: «Хорошие новости», «Хорошая погода». А так же информация, комментарии, прямые трансляции концертов, спектаклей, различных спортивных мероприятий, светская хроника. Радиостанция пытается создать позитивный настрой. «Юмор FM» решил давать в эфир только позитивные новости. 37 минут эфирного времени.
Реклама: В зависимости от потребности клиента время выхода рекламы можно выбрать любое, стоимость соответственно изменяется. Анализируя сетку вещания, необходимо обратить внимание на прайм-тайм радиостанции. Исходя из того, какой процент аудитории слушает радиостанцию в то или иное время в течение утра, дня, вечера и ночи, определяется самое слушаемое время - прайм-тайм[33]. Чаще всего самая большая аудитория набирается утром и вечером. Прайм-тайм подразумевает иные принципы организации вещания: это самое выгодное для рекламы время, поэтому чаще всего именно на эти часы и приходится больше рекламы. В зависимости от типа станции в это время выходит наиболее значительное количество выпусков новостей, и музыка на этот отрезок времени подбирается особенно тщательно.
Необходимо сказать о том, что разница во времени благоприятно, подействовала на формирования сетки вещания. За счет разницы в три часа прайм-таймы двух городов не перекрывают друг друга.
Реклама на радио предполагает выпуск блока новостей и спонсорское участие. Спонсоры программы упоминаются в начале и в конце выпуска. Хронометраж 30 секунд.
Рекламные блоки выходят на 11 и 45 минуте каждого часа. 37 минут эфирного времени.
Манера ведения эфира
Поскольку радио - это, прежде всего, звучащее средство массовой информации, предназначенное для восприятия на слух, огромное значение для новостных радиотекстов, как, впрочем, и для других типов текстов, передаваемых по радио, приобретают два фактора: первое - это голос ведущего во всей совокупности его интонационно-тембральных качеств и характеристик, второе - просодическое оформление.
Про информационно-аналитические и медиатексты можно сказать, что манера ведения эфира, тембр голоса ведущего и продолжительность его включений в музыкально-информационный поток, скорость речи - важнейшие интонационно-стилевые характеристики станции. Ведущий - ее лицо, поэтому он должен быть «органичной частью» формата.
Подобного нельзя сказать про ведущих информационных программ. По словам Т.Г. Добросклонской, качественный новостной текст нейтрален и деперсонифицирован. Это объясняется стремлением к возможно более объективной подаче информации, которое проявляется в:
1) намеренном дистанцировании новостного текста от личности ведущего (news anchor);
2) наличии большого количества цитат и ссылок на различные источники информации.
3) насыщенности новостного текста различными видами пассивных форм и безличных конструкций. При снижении до максимума роли личности в озвучивании новостей на радио, остается достаточно важным тембральные характеристики голоса [9, c. 162].
Тембр - это окраска звука, яркость, мягкость, теплота и индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса [34].
В службах информации новостей московской и барнаульской радиостанций есть представители и женщин и мужчин, но преобладают мужчины.