logo search
Osnovy_delovoy_kommunikatsii_Uchebno-metodicheskoe_posobie

Тема 8. Жанры документов.

Теоретический материал.

Жанровые разновидности текстов документов зависят от многих факторов. Из основных можно назвать следующие: принадлежность текста к определенной форме речи (устной или письменной), вид речевой деятельности (информирование, ходатайство, предписание), стилевую разновидность официально-делового стиля (подстили: дипломатический, законодательный, административно-управленческий). Видовые и жанровые группы документов связаны и со сферой речевой деятельности (политической, судебной, административной, правовой, дипломатической, рекламной, PR и др.), а также первичностью или вторичностью текста. Немаловажным фактором выделения жанра является частотность употребления текста. Необходимо разделять понятия «документ» и «документный текст», под которым подразумевается «письменно-речевой объект, составляющий знаковую основу документа» [Кушнерук С.П. Документная лингвистика. М., 2012], отражающие требования, предъявляемые к официально-деловому стилю.

Из основных жанров текстов, созданных в официально-деловом стиле, можно назвать следующие: закон, нормативный акт, инструкция, приговор, постановление, приказ, решение, договор, контракт, соглашение, декларация, ультиматум, жалоба, заявление, служебная записка, петиция, автобиография, резюме, отчет, план, меморандум, рапорт, доверенность, завещание и др.

Очевидно, что название жанра может отражать разные речевые ситуации (постановление об аресте, постановление правительства; обвинительное заключение, заключение в протоколе; торговый договор, трудовой договор, договор купли-продажи; брачный контракт, контракт на поставки и др.), объясняющие принадлежность текста к разным подстилям официально-делового стиля. Складывавшаяся на протяжении столетий жанровая система текстов, созданных в официально-деловом стиле, сохранила первичные названия жанров (завещетальная грамота, завещание; доверительная грамота, доверенность). Жанровая специфика текста также связана с его объемом, регламентированностью, способом унификации.

Основные понятия: язык деловых бумаг, документ, разновидность документа, название документа, способы унификации текста.

Вопросы для обсуждения:

  1. Критерии различения жанров текстов, созданных в официально-деловом стиле.

  2. Сфера употребления жанров документов.

  3. Соотнесение жанров документов и подстилей официально-делового стиля.

Упражнения.

1. В текстах каких жанров возможно употребление данных речевых конструкций:

- Акционерное общество открытого типа "Аэропорт Внуково", именуемое ___________ в дальнейшем Заказчик, в лице генерального директора В.В. Баранова, действующего на основании Устава, с одной стороны, и фирма "Сети и системы", именуемая в дальнейшем….;

- Исполнитель, в лице директора М.В. Петрова, действующего на основе Устава, с другой стороны, заключили между собой договор о нижеследующем...;

- Между закрытым акционерным обществом "Оптовый рынок Самара", далее именуемым Арендодатель, и ТОО "Арес", далее именуемым Арендатор, заключается договор об аренде;

- Глава I. Общие положения.      Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации      1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.      2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

2. Напишите:

- Заявление о дополнительном выходном дне; - Объяснительную записку по поводу утери пропуска; - Справку, разрешающую посещать бассейн; - Служебную записку с просьбой выделить автобус для поездки сотрудников в музей. Объясните, в каких речевых ситуациях используются разные жанры служебной переписки.

3. Составьте вопросы для анкеты:

- анкета постоянного посетителя салона красоты; - вечер встречи выпускников школы (задача – составить базу данных); - анкетирование проводит повар в столовой, чтобы выявить вкусовые пристрастия сотрудников; - анкета родителей и ребенка при записи в детский сад.

4. Прочитайте определения, данные термину «протокол» в разных толковых словаря. Подберите контекст к каждому из значений. Найдите определения термина, предложенные другими словарями.

5. Прочитайте текст стихотворения В.С. Высоцкого. Какие основания были у поэта, чтобы назвать произведение «Милицейский протокол»? Какие жанровые особенности протокола сохранил поэт? Проанализируйте другие варианты названий: «Антиалкогольная», «Протокол», «Объяснение в милиции», «Разговор в вытрезвителе», «Объяснительная записка в милиции», «Объяснительная записка в милицейском протоколе». Какие черты официально-делового стиля присутствуют в тексте? Какие еще функциональные стили представлены в стихотворении? Составьте текст протокола, используя представленную в тексте информацию.

Считай по-нашему, мы выпили не много./ Не вру, ей-бога! Скажи, Серёга! / И если б водку гнать не из опилок - / То что б нам было с пяти бутылок!../ Вторую пили близ прилавка, в закуточке, - / Но это были ещё цветочки! /Потом - в скверу, где детские грибочки, / Потом не помню - дошёл до точки. / Я пил из горлышка, с устатку и не евши, / Но как стекло был - остекленевший. / А уж когда коляска подкатила, / Тогда в нас было - семьсот на рыло. / Мы, правда, третьего насильно затащили, / Но тут - промашка, переборщили. / А что очки товарищу разбили - / Так то портвейном усугубили. / Товарищ первый нам сказал, что вы уймитесь, / Что - не буяньте, что - разойдитесь! / На "разойдись" я сразу ж согласился, / И разошёлся. И расходился. / Но если я кого ругал - карайте строго! / Но это вряд ли - скажи, Серёга! / А что упал - так то от помутненья, / Орал не с горя - от отупенья. / Теперь дозвольте пару слов без протокола. / Чему нас учит семья и школа? - / Что жизнь сама таких накажет строго! / Тут мы согласны - скажи, Серёга! / Вот он проснётся утром - протрезвеет, скажет: / "Пусть жизнь осудит, пусть жизнь накажет!" / Так отпустите - вам же легче будет: / Чего возиться, раз жизнь осудит! / Вы не глядите, что Серёжа всё кивает, - / Он соображает, всё понимает! / А что молчит - так это от волненья, / От осознанья и просветленья. / Не запирайте, люди, - плачут дома детки! / Ему же в Химки, а мне в Медведки! / Да всё равно автобусы не ходют, / Метро закрыто, в такси не содют. / Приятно всё-таки, что нас тут уважают. / Гляди, подвозят, гляди, сажают! / Разбудит утром не петух, прокукарекав, - / Сержант поднимет - как человеков. / Нас чуть не с музыкой проводят, как проспимся. /Я рупьзаначил - опохмелимся! / И всё же, брат, трудна

у нас дорога. / Эх, бедолага! Ну, спи, Серёга... (1971)

6. Прочитайте «Протокол празднования Лицейской годовщины 19 октября 1936 года», составленный А.С.Пушкиным. Какие особенности и композиционные черты жанра сохранил поэт? Найдите примеры устаревших слов и подберите современные аналоги. По данному образцу составьте протокол заседания: а) встречи выпускников школы; б) заседания совета директоров предприятия; в) проведения экзамена. Какие жанровые разновидности протокола вы знаете?

19 Октября 1836.

Праздновали дватцатипятилетие Лицея (на Екатерининскомъ канале, въбывшемъБиблейскомъ доме, возле Михайловскаго Дворца, на квартире Яковлева): П. Юдинъ, П. Мясоедовъ, П. Гревеницъ, М. Яковлевъ, М. Мартыновъ, МодестъКорфъ, А. Пушкинъ, Алексей Илличевский, С. Комовский Ф. Стевенъ, К. Данзасъ.

Собрались выше упомянутыя Господа лицейскиявъ доме у Яковлева и пировали следующимъобразомъ:

  1. Обедали вкусно и шумно.

  2. Выпили три здравия (по заморскому toasts).

  1. за дватцати пятилетие Лицея;

  2. за благоденствие Лицея;

  3. за здоровье отсутствующихъ.

  1. Читали письма писанныя некогда отсутствующимъбратомъКюхельбекеромъкъ одному изъ товарищей.

  2. Читали старинныя протоколы, песни, и проч. Бумаги, хранящиясявъ Архиве Лицейскомъ у старосты Яковлева.

  3. Поминали Лицейскую старину.

  4. Пели национальныя песни.

  5. Пушкинъначиналъ читать стихи на 25-ти летие Лицея, но всехъстиховъ не припомнилъ и кроме того отозвался, что онъихъ не докончилъ; но обещалъ докончить, списать и приобщить въ оригинале късегоднишнему протоколу

Примечание: Собрались все къ половине 5-го часа, разошлись въ половине десятаго.

7. Что такое выписка из протокола? По каким правилам она составляется? Сколько в выписке из протокола композиционных частей? Составьте выписку из протокола: а) заседания студенческого совета; б) совещания, посвященного планированию корпоративного праздника.

8. Прочитайте текст документа. Какие композиционные части выписки представлены? Какие речевые формулы используются в современном русском языке?

Выписка из протокола заседания Совета Народных Комиссаров Терской области 16 января 1919 г.

Слушали: Об отпуске 45 млн рублей казакам-переселенцам. Постановили: Решение этого вопроса отложить до ближайшего заседания Совнаркома и заключение СНК передать на усмотрение Терского народного Совета.

9. Прочитайте Статью 185 ГК РФ. Что такое доверенность? В каких случаях доверенность составляется в нотариальной форме?

Статья 185. Доверенность

1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

2. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Комментарий к статье 185

Доверенность - это письменное уполномочие. В иной форме, кроме письменной, доверенность существовать не может.

10. Напишите текст доверенности: а) на получение стипендии; б) на получение заработной платы; в) на управление транспортным средством. Какие глагольные формы необходимо употреблять в тексте доверенности? Подберите к ним синонимы из других функциональных стилей.

11. Назовите отличия в жанрах биографических текстов: биография, художественная биография, автобиография, биографическая статья, резюме, досье и др. Какие из перечисленных текстов можно назвать документальными жанрами и почему? Прочитайте текст автобиографии В.М. Шукшина. Какие требования, предъявляемые к автобиографии, сохраняет автор? Чем вызвано нарушение хронологии событий? Объясните смысл словосочетания «выйти в люди».

Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители — крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) — колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую судьбу его не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован.

В 1943 г. я окончил сельскую семилетку, некоторое время учился в Бийском автотехникуме, бросил. Работал в колхозе, потом, в 1946 г., ушел из деревни. Работал в Калуге, на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, такелажником, учеником маляра, грузчиком. «Выйти в люди» все никак не удавалось.

12. Прочитайте автобиографию М.А.Шолохова, написанную в апреле 1949 года. Какие задачи ставил перед собой автор? Какие факты биографии отражены в документе? Какие факты биографии М.А.Шолохова не отражены в данном документе? Составьте по данному тексту: а) вопросы для листка по учету кадров; б) резюме.

Шолохов Михаил Александрович. Родился 24 мая 1905 г. в х. Кружилином, ст. Вёшенской, Ростовской обл. Отец – торговослужащий до революции, после, т. е. при Советской власти, продработник. Умер в 1925 г. Мать убита в 1942 г. во время бомбежки ст. Вёшенской немецкими самолетами.

Учился в нач. школе, затем в мужской гимназии. Окончил 4 класса в 1918 г. С 1923 г. – писатель. В партию вступил в 1930 г., № партбилета 0981052. Принят в члены ВКП(б) Вёшенской парторганизацией. Партвзысканиям не подвергался, ни в троцкистской, ни в прочих контрреволюционных организациях не состоял, отклонений от линии партии не имел.

В армию призван в июле 1941 г. в звании полкового комиссара. Служил спец. военкорреспондентом. Демобилизован в декабре 1945 г. Награжден орденом Отеч. войны I ст., медалями. В плену не был. За границей был дважды, в 1930 и 1935 г., в связи с изданием моих книг в разных странах. Был в Германии, Франции, Англии, Швеции и Дании. В 1922 г. был осужден, будучи продкомиссаром, за превышение власти: 1 год условно. Женат с 1924 г. По своей линии близких родственников не имею. По линии жены: мать жены – домохозяйка, сестра и брат – служащие, о старшем брате жены точных сведений не имею, по слухам – он священнослужитель на Украине. Отец жены умер в 1939 г. Писатель М.Шолохов (полковник запаса).

13. В текстах каких жанров употребляются следующие языковые формулы: - настоящие правила; - настоящий договор; - доверяю получить; - действующие расценки; - надлежащие меры; - данное обращение; - в установленном порядке; - настоящим сообщаем; - напоминаем о том, что; - выдана в том, что; - принятое решение; - утвердить на заседании; - в соответствии с договоренностью; - в порядке оказания помощи.

14. Подберите глаголы к существительным: - контроль; - счет; - сделка; - право; - цена; - платеж; - качество; - работа; - договор; - приказ; - правила; - инструкция; - справка; - соглашение. Составьте с полученными словосочетаниями документные тексты разных жанров.

15. Прочитайте стихотворение А.Галича «Красный треугольник. Найдите элементы официально-делового стиля. Какая речевая ситуация представлена поэтом? Найдите в тексте элементы разговорного стиля и «переведите» их в официально-деловой. Составьте на основе данного текста: а) объяснительную записку; б) протокол собрания; в) донесение; г) указание; д) приказ; е) жалобу. Какие еще жанровые разновидности документов можно составить на основе стихотворения А.Галича?

Ой, ну, что ж тут говорить, что ж тут спрашивать,/ Вот стою я перед вами, словно голенький... / Я с племянницей гулял - тёть-Пашиной, / И в «Пекин» её водил, и в Сокольники. / Поясок ей покупал - поролоновый, / И в палату с ей ходил - Грановитую... / А жена моя -тврщ-Парамонова - / В это время находилась - за границею... / Приезжает, ей привет — анонимочка, / Фотоснимок, а на нём - я и Ниночка! / Утром встал я, ан, нет моей кысочки, Ни вещичек её нет, ни записочки... / Нет как нет.../ Ну, прямо, нет как нет! / Я к ней, в ВЦСПС - в ноги падаю, / Говорю, что всё во мне переломано, / Мол, прости, что я гулял с этой... падлою, / Извини меня, тврщ-Парамонова. / А она, как закричит - вся стала чёрная: / «Я на слёзы на твои - ноль внимания! Ты мне лазаря не пой, я - учёёёная, / Ты - людям всё расскажи, на собрании!»И кричит она, кричит, а голос слабенький, / А холуи уж тут как тут - каплют капельки, / И ТамаркаШестопал, и Ванька Дёргалов, / И какой-то «референт», ну, что из органов... / Тут как тут... / Ну, прямо, тут как тут! / Ладно, в воскресенье прихожу на собрание, / Дело, помню как сейчас, было первого. Я, конечно, бюллетень взял заранее, / И бумажку из диспансера нервного... / А Парамонова, гляжу, вся в новом шарфике, / А как увидела меня, вся стала - красная, / У них первый был вопрос - «Свободу Африке!», / А потом уж про меня,  в части «Разное»... / Как про Гану - все в буфет за сардельками, / Я бы тоже взял кило, да плохо с деньгами... / А как вызвали меня, так сник от робости, А из зала мне кричат: «Давай подробности!» / Всё, как есть... / Ну, прямо, всё, как есть! / Ой, ну что ж тут говорить? что ж тут спрашивать? / Вот стою я перед вами - словно голенький! / Я ж с племянницей гулял, теть-Пашиной, / И в «Пекин» её водил... и в Сокольники... / И - в моральном, говорю, моём облике - / Есть растленное влияние Запада! / Но... живём-то, говорю, не на облаке, / Это ж просто, говорю, соль — без запаха... / И на жалость я их брал, и испытывал, / И бумажку (что от психов) зачитывал, / Но поздравили меня с «воскресением» - / Закатили строгача с занесением! / Ой, ёй, ёй.../ Ну, прямо — ой, ёй, ёй... / Вот тогда, я взял букет покрасивее, / Стал к подъезду номер семь (для начальников), А Парамонова, как вышла - вся стала синяя, / Села в «Волгу» без меня, и отчалила! / Я тогда прямым путём в раздевалку, и / Тёте Паше говорю: «Буду вечером...», / А она мне говорит: «С аморалкою- / Нам, товарищ дорогой, делать нечего! / И племянница моя, Нина Саввовна, / Она думает теперь - тоже самое, Она всю свою морковь нынче продала, / И домой, по месту жительства - отбыла.» / Вот те на... / Ну, прямо, вот те на!.../Ну, тогда я прям в райком шлю записочку - / Мол, прошу принять по личному делу я... / А у Грошевой сидит - моя кысочка, / Как увидела меня, вся стала - белая. / И сидим мы с нею так вот прямо - рядышком, / И с улыбкой говорит тврщ-Грошева: / «Схлопотал он строгача, ну и ладушки, / Помиритесь вы теперь по-хорошему». / ...и пошли мы с ней вдвоём, как по облаку, / И пришли мы с ней в «Пекин» рука об руку, / Она скушала «дюрсо», а я «перцовую» - / За советскую семью... образцовую!/ Вот и все....

16. Сравните разные варианты текстов Клятвы пионеров СССР. В чем состоят различия? С какими историческими событиями связаны изменения в текстах? Можно ли считать клятву документом? Каковы отличительные особенности жанра?

1.Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться (1922).

2.Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров (1923).

3. Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.

4.Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза (1986).

17. Прочитайте тексты. Определите род профессиональной деятельности приносящего клятву/присягу. Найдите клише и шаблоны, характерные для жанра, с их помощью составьте текст клятвы или присяги.

1.Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката.

2. Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

3. Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

4.Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации. Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности. Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну. Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок. Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации. Служа Закону - служу народу!

18. Сравните тексты Воинской присяги. Какие реалии времени отражают тексты. В какое время они были созданы?

1.Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.

2. Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Найдите тексты воинской присяги в разных странах мира. Сравните их с текстом воинской присяги в Российской федерации

19. Назовите отличительные признаки следующих жанров: а) указ; б) декрет; в) постановление.

20. В какую историческую эпоху использовались названия жанров текстов: а) устав; б) уложение; в) кодекс.

21. Что общего в содержании текстов: а) рапорт; б) служебная записка?

22. В каких из перечисленных жанров первостепенной является: а) функция сообщения; б) функция воздействия: - манифест; - указ; - закон; - нота; - ультиматум; - постановление; - кодекс; - жалоба; - иск.

23. Назовите речевые ситуации, связанные в разным названием документов, в которых используются слова: - акт, - декларация; - прошение; - программа. Перечислите жанры, близкие названным по содержанию.

24. Какие исторические события или документы стали основой для политических лозунгов: - Наш ответ Чемберлену! – Война до победного конца! – Мир – народам! Землю – крестьянам! Заводы – рабочим! Пролетарии всех стран – соединяйтесь! Дойдем до Берлина! Спасибо деду за Победу! Можно ли считать политический лозунг документом? Найдите примеры политических лозунгов разных эпох. Что общего и что различного у политического лозунга и рекламного слогана?

29. Прочитайте фрагмент повести В.М.Шукшина «До третьих петухов». Сформулируйте текст деловой бумаги, которая нужна главному герою. Какие виды справок называются в тексте? Какие документы названы в тексте? Составьте предложения со словосочетаниями в официально-деловом стиле, названными в тексте. Найдите элементы разговорного стиля. Укажите штампы и фразеологизмы.

- Надо справку, - зло сказал Иван. К ним еще подошли черти... Образовался такой кружок, в центре которого стоял злой Иван.

- Продолжайте, - крикнул Изящный музыкантам и девице. - Ваня, какую справку надо? О чем?

- Что я - умный. Черти переглянулись... Быстро и непонятно переговорили между собой.

- Шизо, - сказал один. - Или авантюрист.

- Не похоже, - возразил другой. - Куда-нибудь оформляется. Всего

одну справку надо?

- Одну.

- А какую справку, Ваня? Они разные бывают... Бывает - характеристика, аттестат... Есть «о наличии», есть «об отсутствии», есть «в том, что», есть «так как», есть «ввиду того, что», а есть «вместе с тем, что» - разные, понимаешь? Какую именно тебе сказали принести?

- Что я умный.

- Не понимаю... Диплом, что ли?

- Справку.

- Но их сотни справок! Есть «в связи с тем, что», есть «несмотря на то, что», есть...

- Понесу ведь по кочкам, - сказал Иван с угрозой. - Тошно будет. Или спою «Отче наш».

- Спокойно, Ваня, спокойно, - занервничал Изящный черт. - Зачем подымать волну? Мы можем сделать любую справку, надо только понять - какую? Мы тебе сделаем...

- Мне липовая справка не нужна, - твердо сказал Иван, - мне нужна такая, какие выдает Мудрец (В.Шукшин. «До третьих петухов»).

30. По толковым словарям посмотрите значения слова «грамота». Можно ли считать грамоту разновидностью документа? Какие жанровые разновидности грамоты можно назвать?

31. К какому жанру можно отнести следующий текст: Господину Кириллу Сварщикову (СССР) присуждается поощрительная премия Международного конкурса имени Аполлинера за лучшее анималистическое четверостишие. Генеральный президент Всефранцузского общества защиты животных (Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»). Как реализуются в данном тексте разные функции языка? Какие из них являются первостепенными?

32. Напишите реферат на тему: а) «Правила составления договора»; б) «Жанровые разновидности служебных записок»; в) «Художественные особенности речи дипломатов».