Тема 9. Рекламные и pr-тексты.
Теоретический материал.
Рекламная и PR-деятельность связана с оповещением, с целью создания известности, популярности, о товаре или услуге, которое проводится при помощи различных средств, важнейшим из которых является создание текста. Рекламные и PR-тексты отличаются своей коммуникативной направленностью и создаются для информирования и воздействия на адресата, которым в данном случае могут являться потребители, партнеры, а в случае PR-деятельности и сотрудники компании. Тексты рекламного сообщения включают в себя, в отличие от текстов документов или объявлений, вербальные и невербальные знаковые средства. Из основных жанров рекламных текстов можно назвать слоган, рекламную листовку и статью, рекламный буклет, каталог, презентация и др. Информационная насыщенность и объем текстов определяют выбираемый формат работы.
Тексты, созданные при решении PR-задач, делятся на внешние и внутренние и связаны с адресованностью разной аудитории. Так, можно назвать такие форматы работы с текстом, как пресс-релиз, факт-лист (фактическая справка) и бэкграундер (информационное письмо), входящие в необходимый минимум документов для прессы. Такие жанры, как история компании, интервью, биография, аналитический отчет заняли свое место в жанровой структуре внешних PR-текстов, среди которых также можно выделить и этикетные письма. Деловые и служебные письма, речи руководителя составляют жанровое ядро внешних PR-текстов.
Общие понятия: информативный текст, реклама, PR.
Вопросы для обсуждения:
Что общего в рекламной и PR-деятельностью?
Что общего и что различного в рекламных и PR-текстах?
Каковы критерии жанрового разграничения рекламных и PR-текстов?
Упражнения.
№ 1. Объясните разницу между пресс-релизом и информационным письмом. Разбейте текст на логические части. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Составьте на основе текстов письма-приглашения. Какие еще жанры писем возможно составить на основе данных текстов?
Реконструкция горячей прокатки
На Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ) входящим в группу СУАЛ, завершены очередной этап модернизации основного оборудования прокатного производства – стана горячей прокатки «Кварто-2840». Общие инвестиции составили 7,8 млн. долларов США. Первый этап реконструкции стана, стоимостью более 6 млн. долларов США, был проведен в 2000-2002 гг., после вхождения КУМЗа в Группу СУАЛ. Выполненые работы позволили значительно улучшить качество горячекатных полуфабрикатов. Проведенная в течении 2003-2004 гг. модернизация включила замену устаревшего главного привода стана горячей прокатки на более современный и более мощный. Что позволило расширить номенклатуру крупногабаритных плит, востребованных рынком, повысить производительность и качество продукции, изготовленной на стане горячей прокатки. Одновременно с произведенной заменой главного привода произведена замена поворотных столов с манипуляторными линейка и станинных роликов на входной стороне стана, что обиспечило повышение качества выпускаемого проката и надежности работы оборудования («Алюминиевая вертикаль», № 1, декабрь 2004).
№ 2. Можно ли назвать данный текст пресс-релизом? Сделайте текст стилистически однородным.
Выставка-конкурс «Северпродэкспо-2005»
20 – 22 апреля 2005 г. в городе Сургуте пройдут 4-я специализированная выставка-конкурс «СеверПродЭкспо-2005», 2-я специализированная выставка «Торговое оборудование». Организаторы выставки ОАО ОВЦ «Югорские контракты». Основными задачами выставок являются: - становление новых и развитие сложившихся деловых связей предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с предприятиями из других регионов; - содействие товаро производителям нашего региона в расширении рынка сбыта продукции; - ознакомление предпринимателей и специалистов округа с передовыми технологиями и возможностями их внедрения; - содействие развитию здоровой конкуренции на продовольственном рынке региона. Ежегодно в рамках выставки проходит конкурс «Лучший товар выставки «СеверПродЭкспо». Пбедители конкурса награждаются почетными дипломами и медалями. На сегодня заявили о своем желании учавствовать в выставке более 40 компаний (www.reliz.ru, март 2005).
№ 3. Ознакомьтесь с текстом и определите, на какую аудиторию он рассчитан. Исправьте допущенные ошибки.
В г. Санкт-Петербурге состоится Международный симпозиум «Управление проектами»
Российская Ассоциация Управления Проектами “СОВНЕТ” и Международная Ассоциация Управления Проектами – IPMA при поддержке и участии Инициативной международной рабочей группы по разработке нового стандарта компетенции в управлении проектами – GPBS WG, российских чаптеров Института Управления Проектами PMI и ряда крупных профессиональных и общественных международных, национальных организаций и компаний впервые проводят Международный Симпозиум: «Управление проектами. Бизнес. Идеи. Практика» под девизом «Профессиональный менеджмент проектов – инвестиции в будущее!». Мероприятия Симпозиума проводятся с 16 по 20 мая 2005 года в г. Санкт- Петербурге. Симпозиум имеет чётко выраженную практическую направленность и ориентирован на представление лучшего отечественного и мирового опыта применения современного управления проектами и самых современных профессиональных методов, подходов и средств, а также их эффективную адаптацию к решению современных задач динамично развивающейся экономики и общества в экстримальных условиях переходного периода. На симпозиум соберутся крупнейшие специалисты профессионального управления проектами со всего мира – представители практики, образования, разработчики продуктов и услуг по управлению проектами, консультанты (www.reliz. ru, март 2005).
№ 4. Составьте список информационных мероприятий, которые можно провести в при подготовке: а) к Дню открытых дверей в университет; б) подготовке к конкурсу Мисс университет. Тексты каких жанров будут созданы в связи с этими мероприятиями. Определите форму и задачу текстов. Напишите один из них.
№ 5. Ознакомьтесь с текстом. В каких целях он был создан? Чем объясняется форма и стиль? Исправьте допущенные ошибки. Большой и теплый привет из Лазурного Берега! Дорогие друзья, мы замечательно отдыхаем. Наш гид, Татьяна, сопровождает нас на своем комфортабельном автомобиле на очень интересные места Лазурного Берега. Мы побывали в Ницце, Каннах и Марселе и в удивительных деревушках Прованса. Татьяна рассказала нам историю каждого города, показала нам лучные местные рестораны изысканной кухни и магазины. Дорогие, как здесь хорошо. Благодаря нашему гиду-сопроводителю, Татьяне, нам удалось снять уютную квартиру на берегу моря. Дети ходят в школу по изучению французского языка и активно занимаются спортом. Иван и Елена. Переделайте текст: а) в рекламную статью, б) в информационное письмо. Можно ли составить на основе данного текста пресс-релиз?
№ 6. Можно ли отнести слоганы к рекламным текстам? Каковы требования, предъявляемые к слогану? Проведите анализ слоганов: - У нас нет постоянных читателей (газеты по трудоустройству); - Ляжет, как миленькая! (компания по производству плитки), - Гарантия на 10 000 конфет! (стоматология), - Участковый – от слова участие! – Зима без пива, что Гибралтар без пролива (пиво), - Твой малыш – самый умный! (центр детского развития), - С нами – вперед! (спортивная секция), Выбирай лучшее! (РЖД), - Московский картофель – включи похрустиста! – Открой Эфес – узнай себя. Найдите примеры слоганов.
№ 7. Можно ли считать лозунг PR-текстом? Назовите отличительные признаки лозунга. Проведите анализ лозунгов: - Мир, труд, май! – Пятилетку – в четыре года! – Все на субботник! – Долой Советы! – Вся власть Учредительному Собранию! – Руки прочь от Никарагуа! – Вступайте в ряды народного ополчения! – Долой самодержавие! – Нет антинародному режиму! Найдите примеры лозунгов. Сформулируйте лозунги/слоганы для разных социальных программ.
№ 8. Можно ли назвать данный текст биографическим? Есть ли в тексте черты «истории успеха»? Объясните выбор фактов биографии, представленных в тексте. Рязанский Валерий Владимирович.Член Президиума генерального совета партии «Единая Россия». Заместитель Руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Координатор Межрегионального координационного Совета партии «Единая Россия» по Центральному Федеральному округу Российской Федерации.
Родился 4 декабря 1950 г. в Истринском районе Московской области в семье рабочего-железнодорожника. В 1974 г. окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе по специальности инженер-электромеханик по авиационному приборостроению. В 1974-76 гг. работал инженером в Научно-исследовательском институте приборостроения. С 1976 по 1987 гг. работал в МАИ в должностях старшего инженера, ведущего инженера, директора студенческого городка и главного инженера института. С 1987 г. – главный инженер туристского гостиничного комплекса «Измайлово». В мае 1990 г. был избран генеральным директором ЗАО «Туристские гостиничные комплексы «Измайлово». Дважды в 199г. и в 2003 г. избирался депутатом Государственной Думы РФ по Перовскому одномандатному округу № 198 Москвы. За время работы в Государственной Думе РФ стал соавтором 57 проектов Федеральных законов, 17 из которых опубликованы и вступили в законную силу. Награжден медалями «За трудовую доблесть», «850-летия Москвы» и орденом Почета. Женат. Имеет двоих детей и двоих внуков.
№ 9. Сформулируйте вопросы для интервью: а) с политиком, б) ученым, в) звездой шоу-бизнеса, г) преподавателем университета, чтобы оно соответствовало: а) рекламным, б) PR целям.
№ 10. Изучите документы политической партии/политика (по выбору). Назовите жанры, к которым принадлежат тексты. Приведите примеры PR-текстов.
№ 11. Основой для каких рекламных и PR-текстов может стать текст новости: Поздно вечером в четверг глава государства Владимир Путин заехал на главный олимпийский стадион «Фишт». Там как раз шли последние приготовления к церемонии открытия, которая держится в строгом секрете. У генерального продюсера этого мероприятия, руководителя Первого канала Константина Эрнста шестого февраля был день рождения, который он провел на работе. Ему исполнилось 53 года. Эрнст не ожидал приезда президента, тем более было неожиданно, что Путин решил поздравить его лично. «Полтора месяца уже здесь живу», - признался генеральный продюсер. Путин пожелал имениннику успехов и здоровья. Подготовка к открытию Игр отнимает много сил, с пониманием заметил глава государства. «Спасибо вам и вашей команде», - поблагодарил он куратора церемонии.
№ 12. Ознакомьтесь с письмами, присланными одному адресату. В связи с каким информационным поводом они написаны? Объясните, можно ли назвать данные письма PR-текстами.
1) Дорогие друзья! Весна всегда несет нам надежду на улучшение. Так будет и в этот раз. Вместе с зимним холодом отступят уныние и трудности, а на смену им придут радость и благополучие. Пусть исполнятся самые лучшие ожидания, и над нашей столицей всегда светит солнце надежд. С наступающими праздниками вас! Ваш депутат в Московской городской Думе Сергей Локтионов.
2) Примите самые искренние и теплые поздравления с прекраснейшим праздником Весны и красоты! Пусть лучший из мартовских дней, всецело принадлежащий Вам, исполнит Ваши мечты и откроет дорогу нескончаемому потоку приятных и радостных событий. Будьте счастливы и любимы!
3) Уважаемый Сергей Анатольевич! От всей души поздравляю Вас с днем рождения! Желаю Вам прекрасного здоровья, хорошего настроения, веселых солнечных улыбок, успехов, счастья и благополучия. Пусть Вам улыбнется удача во всех Ваших начинаниях. С уважением, Депутат Московской городской Думы Степаненко В.С.
- Российский государственный социальный университет
- Содержание
- Тема 2. Речевая ситуация. Функции языка. Система функциональных стилей.
- Тема 3. Речевая традиция. Речевой этикет и культура речи. Выразительность и образность речи.
- Слова «муж» и «жена» исчезнут из официальных документов в Великобритании
- Тема 4. Деловая коммуникация.
- Тема 5. Деловая беседа.Публичное выступление.
- Тема 6. Деловая переписка.
- Тема 7. Официально-деловой стиль.
- Тема 8. Жанры документов.
- Тема 9. Рекламные и pr-тексты.
- Приложения
- Ваше благородие, господин закон