logo search
Kursovaya_4_kurs

2.1. Перспективы развития деловой интернет-журналистики

Деловые СМИ являются обширным сектором информационного рынка в России и в печатной, и в онлайн-версиях. Исследователи дают различные определения и приводят множество характеристик деловой журналистики, составляющей основу функционирования деловых СМИ. Если отталкивать ото всех вышеперечисленных трудов, то под деловой журналистикой стоит понимать деятельность, связанную с распространением экономической информации и анализом экономических проблем в печатных и электронных СМИ (к которым мы относим и интернет-проекты).

В настоящее время деловые электронные СМИ развиваются в очень динамичном режиме и в последние годы демонстрируют качественный прорыв в способах и интенсивности доставки экономической информации потребителям.

Информационные агентства действуют в режиме реального времени (онлайновые СМИ), а потому по оперативности и объемам информации оставляют далеко позади печатные издания (офлайновые СМИ). Следует заметить, что крупные деловые издания и издательские дома также открыли представительства в Интернете, что лишний раз свидетельствует о необходимости новых подходов к способам доставки информации, если СМИ желает оставаться лидером в условиях жесткой технологической конкуренции.6

На телевидении развитие делового вещания шло не столь быстрыми темпами вплоть до 2003 года, когда появился телеканал «РБК-ТВ». Однако на центральных каналах выходили и выходят в эфир деловые программы. В их числе «Деловая Россия», «Деловая Москва», «Большие деньги». Если говорить о региональном телевидении, то в Екатеринбурге местные телекомпании представляют на суд зрителей программы «Деньги» и «Новости бизнеса» (УИК-ТВ), «Цена вопроса» (ОТВ), «Финансист» (4 канал).

Необходимо упомянуть эфир радиостанции «Эхо Москвы», где, помимо новостей в рубрике «Экономика и бизнес», слушатель может познакомиться с комментариями специалистов на экономические темы. Информационное агентство "Эхо Москвы" распространяет ежедневную экономическую информацию и по электронной подписке. Кстати, в Екатеринбурге к московским сообщениям добавляются региональные, над которыми работают журналисты «Эхо Москвы-Екатеринбург».

К основным чертам деловых электронных СМИ, помимо оперативности и значительного объема информации, следует отнести высокий профессионализм журналистской команды и вполне конкретного потребителя информации. Конечно, вышеназванные черты свойственны и качественной деловой прессе. Однако следует учитывать, что аудитория электронных СМИ отличается более низкими доходами по сравнению со «средним классом», который является главным читателем упомянутых изданий.

Что касается сотрудников деловых электронных СМИ, то все они владеют не только пером и микрофоном, но и современными технологиями сбора и обработки информации, к которым относятся знания прикладных компьютерных программ, поисковых интернет-систем, основ создания гипертекста. Во всяком случае, таковы профессиональные требования, к ним предъявляемые.

В последние годы заметно изменились формы взаимодействия аудитории электронных СМИ и журналиста, которые стимулируют ростки новых механизмов реальной демократии в постсоветском обществе. Это прямое следствие все более отчетливо проявляющейся интерактивности электронных СМИ, которое заключается в прямом участии читателей, слушателей, зрителей в функционировании журналистских проектов. Наибольшему влиянию подобного интерактивного вектора подвержены интернет-издания в силу технологических особенностей их функционирования. В качестве примеров можно привести конкурсы и голосования в прямом радио- и телеэфире, пресс-конференции в режиме реального времени в Интернете.

Одним из первых опытов интерактивного СМИ в Интернете можно считать проект «Pathfinder» («Следопыт»), в рамках которого в середине 90-х годов прошлого века были объединены ресурсы нескольких американских журналов и компании «CNN». Интернет-страница «Pathfinder» представляла собой некое подобие телевизора с разными каналами. Пользователь в любой момент мог переключать эти каналы, получая не только информацию, но и участвуя в обсуждении освещаемых журналистами проблем. Кроме того, интернет-узел предоставлял посетителям возможность общения и посылки электронной почты редакторам различных изданий.7

В настоящее время все перечисленные возможности и многое другое доступно в рамках так называемых интернет-порталов, ориентированных на интерактивный режим работы. Подобные проекты уже не первый год развиваются и в русскоязычной части Всемирной паутины – Рунете. Стоит заметить, что интерактивность является важнейшей частью развития деловой прессы в интернет-сети, да и вообще СМИ в целом. Взаимодействие СМИ и аудитории – это и является перспективой развития данной разновидности журналистики, что, как и указано чуть выше, уже активно используется почти всеми интернет-СМИ на Западе и в России.8