1.1. Что такое интернет-журналистика?
Интернет-журналистика — это разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.
Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.
Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его. Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.
Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.
Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в журналистике. Любая личность выступает как производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить т. н. «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.
Самым ярким примером выброса индивидуальной информации в интернет явились события в Грузии и Абхазии в 2008 году, куда доступ профессиональным журналистам несколько недель был практически закрыт.
Возможно, блог можно расценить как очередную ступень в эволюции журналистики, одними из признаков которой являются децентрализация СМИ, стремление к интерактивности, переход от монолога к диалогу и т. д. В этом ключе понимания эволюции журналистики одной из следующих ступеней стала идея Web 2.0 и подкасты.
Стилистика «гражданской или индивидуальной журналистики» часто напоминает гонзо-журналистику.1
В нынешнем мире роль журналистики возрастает, и ее присутствие в нашей жизни расширяется, в том числе и за счет новых технических средств: интернета, сотовой телефонной связи и т.п. И конечно, поэтому подготовка журналистов требует иных подходов: изучения студентами новых курсов, чтения дисциплин, вводящих в мир интернета, знакомящих с открывшимися возможностями работы журналиста.
Интернет-журналистика отличается от печатной тем, что она, как правило, отражает точку зрения не редакции в целом, а отдельного журналиста или группы журналистов. Но в интернет-журналистике важную роль играют и традиционные печатные издания, радио- и телепередачи, сохраняющие в интернете свое содержание.
Такое понимание необходимости сочетания офлайновой и онлайновой журналистики очень важно и помогает ускорить процесс овладения знаниями. В то же время это открывает новые возможности и для их распространения, и для развития журналистики. Более того, компьютерные технологии — это и шаг в развитии всего образования, высшего в том числе.
Сегодняшняя журналистика — и печатная, и радио, и телевидение — отличается тем, что, как правило, существует в двух формах: традиционной, т.е. печатной, звучащей по радио или в видимой на телевизионном экране, и ее цифрового интернет-варианта, который сохраняется на жестком диске компьютера и распространяется в интернете. Здесь очень важно использовать новые возможности интернет-пространства. Сеть и журналистская деятельность в сети являются сложнейшими явлениями, которые необходимо рассматривать в контексте глобального цивилизационного и культурного процесса.
К первым опытам веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, относятся авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде. Интернет-журналистика формировалась самопроизвольно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ, что, конечно, можно считать положительным моментом становления этого направления, так как нужно было время для формирования нового языка, стиля, тематики публикаций. Авторские проекты — не только первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ. Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиасреды. Опыт первых веб-изданий показал, что в интернете можно создавать успешные СМИ. 2
Открытием интернет-журналистики можно считать блог, который является информационно наполненным дневником. Авторы веб-блогов (блоггеры) претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Это позволяет ожидать качественных системных изменений не только в структуре СМИ, но и в культуре и философии средств массовой информации.
Основные причины неуспеха неудачных журналистских веб-проектов заключаются в:
1) игнорировании специфики гипертекста и его лексических особенностей;
2) примитивной технологии и отсутствии автоматизации.
Хорошо сделанная электронная версия издания — это отдельное издание со своей экономической стратегией, со своим бюджетом, со своим менеджментом.
На сегодняшний день существуют следующие медиа-образования, ответственные за массовые информационно-коммуникативные каналы:
Пресса;
Радио;
Телевидение;
Web.
Поэтому интернет-журналистику следует рассматривать не как тип, а как вид журналистики с присущими ей специфическими качествами как в решении ею задач, так и в выборе способов решения.
Интернет-журналистика вместе с прессой, радио и тележурналистикой определяют информационную политику общества. Развитие интернет-журналистики осуществляется во взаимосвязи и взаимозависимости с другими видами СМИ.
Веб-издание, как правило, имеет редакцию. Редакция обеспечивает осуществление коммуникативной функции массовой информационной деятельности. В этом процессе, взаимно переплетаясь, участвуют несколько основных групп функций. Редакция подразумевает существование своей аудитории (целевой и референтной групп), а также виртуального коллектива нештатных авторов (и/или источников информации). От социально-психологического портрета этих людей зависит в конечном счете лицо самого издания.
Итак, различают научное, литературное, художественное, техническое редактирование. Формирование веб-образа информации, включающего дизайн и интерактивные элементы, предполагает наличие нового типа редактирования — веб-редактирования, на которое возлагаются основные функции по подготовке веб-страниц к изданию.
С появлением интернета изменились условия превращения продуктов информационно-коммуникативной деятельности в массовую информацию.
Производство массовой информации перестало быть исключительным правом профессионального журналистского сообщества.
Массовая информация предстает как двухкомпонентное образование: информационный вещательный компонент и коммуникативный компонент; следовательно, массовая информация переходит в категорию массовой коммуникации.
Сообщения приобретают гипертекстовую структуру, а так как сообщение — это отражение реальности, СМИ помогают видеть гипертекстовую полионтологическую сущность реальности.
Выделяют следующие редакционные системы: газетная, журнальная, книжная, радиовещательная, телевизионная, Web. Редакционная система, как и обслуживающая ее профессиональная редакционная среда, является организационной формой коммуникативной деятельности общества. Она существенно трансформировалась уже при появлении электронных СМИ, но еще в большей степени при появлении интернета.
Квалификационные признаки редакционных систем:
Синхронность — асинхронность (отношение издания к событию), отражающая характер воспроизводства информации: синхронное — сообщение выдается в момент события, при асинхронном сообщении — время события и сообщения не совпадают;
Online — offline (отношение издания к читателям), отражает характер связи с читателями:
Online — онлайновый, оперативный, т.е. в процессе общения, offline — офлайновый, автономный, т.е. потребитель получает уже готовый информационный продукт;
Информационная — коммуникационная отражает характер продукта: информационная — передается информация;
Коммуникационная — передается, формируется и поддерживается коммуникация.
Сегодня стремительно устаревают понятия «местная пресса» и «многотиражка». Всякое издание с любым тиражом на любом языке не может не оказывать влияния на глобальное медийное пространство и не может существовать независимо от него.
Особенностью функционирования организаций СМИ является доминирование так называемого совместно-творческого типа деятельности, предполагающего присутствие транспрофессионализма и у сотрудников, и у менеджера. Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, такова специфика транспрофессиональной работы.
Веб-редакция, как правило, приобретает новую форму социальной организации современных профессионалов.
Для решения всего комплекса задач менеджмента сетевых СМИ необходим профессионализм, соединяющий в себе компетентность журналиста, веб-мастера, менеджера, специалиста по PR, т.е. транспрофессионализм, который необходимо вырабатывать в себе как лидеру проекта, так и всем сотрудникам.
Такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя сам стиль работы с массовой информацией.
Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Жанры журналистики имеют свою внутреннюю логику развития, связанную с освоением журналистикой новых проблем, с расширением сферы ее интересов. 3
- Глава 1. Зарождение деловой интернет-журналистики .......5
- Глава 2. Современная деловая интернет-журналистика ..17
- Глава 1. Зарождение деловой интернет-журналистики
- 1.1. Что такое интернет-журналистика?
- 1.2. Появление деловой интернет-журналистики в России
- Глава 2. Современная деловая интернет-журналистика
- 2.1. Перспективы развития деловой интернет-журналистики
- 2.2. Преимущества и недостатки онлайн-сми
- 2.3. Практическая часть (на примере сайта «Активный бизнес -14»)