logo search
Kursovaya_4_kurs

2.2. Преимущества и недостатки онлайн-сми

Если затронуть списки рассылок, основанных на возможностях электронной почты, именно как СМИ, то, во-первых, можно понять, что у них есть периодический характер (от ежемесячного до ежедневного), во-вторых, массовая доставка информации (количество подписчиков достигает нескольких тысяч). Что касается новизны данного СМИ, то она определяется возможностью формирования индивидуального информационного портфеля, что не может быть реализовано печатным изданием или традиционной телепрограммой.

«Еще одна немаловажная функция рассылки – возможность собирать информацию о подписчиках, что позволяет детально изучить наиболее активную часть аудитории. <…> Традиционный формат газеты или журнала предполагает значительные инвестиции в полиграфические ресурсы и службу распространения. Чтобы окупить затраты, нужно собрать большую аудиторию. Для этого издание составляют из большого числа рубрик, в расчете на то, что каждая из них привлечет определенную группу читателей. Читатели, в свою очередь, нередко покупают газеты и журналы ради одной рубрики или даже статьи. Невозможно представить себе коммерчески успешное печатное издание, состоящее из одной авторской рубрики. 9

Если вновь обратиться к деловой журналистике, то в качестве примера можно привести списки рассылки на темы экономики, бизнеса, рекламы, широко представленные в российском сегменте Интернета. Назовем лишь некоторые рубрики подобных индивидуальных периодических интернет-изданий популярного сервера «Subscribe.ru» (http://subscribe.ru). Это «Денежный рынок» (12 рассылок), «Валютный рынок» (33), «Вексельный рынок» (7), «Товарные рынки» (5), «Бесплатные рассылки от РБК» (116), «Дайджесты газет» (8), «Платежные системы» (7), «Поиск партнеров. Инвестиции» (43), «Курсы. Котировки. Прогнозы» (37), «Рынок FOREX» (17), «Бухучет. Налоги» (83), «Страхование. Безопасность» (28), «Технологии для бизнеса» (24), «Образование и обучение» (70) и др.

В учебнике "Интернет-журналистика" рассматривается и такой новый вид периодического издания как веблог (weblog – англ. сетевой журнал). Это своего рода дневниковые записи на интернет-сайтах их создателей (блоггеров), где они вольны размещать как частную информацию, так и комментарии к важным событиям. Основными чертами, которые роднят веблог с традиционным СМИ, являются периодичность и возможность широкого распространения, степень которой зависит от интернет-рекламы. "Блоггеры претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками." 10

Проблема непрофессионализма актуальна и в отношении авторов почтовых рассылок. К сожалению, очень немногие из них являются журналистами. Как правило, это люди по тем или иным причинам решившие поделиться собственными знаниями или важной, по их мнению, информацией. О степени профессионализма авторов рассылок можно, на наш взгляд, судить по новизне информации, глубине ее изучения (в аналитических рассылках), соблюдению заявленной периодичности и, конечно, грамотности изложения. Ели при оценке почтовой рассылки мы можем применять данные критерии, то в отношении блоггеров они явно не действует. 11

Еще одной значимой проблемой является степень достоверности сведений, распространяемых через Всемирную сеть. Наиболее достоверными являются факты и мнения, излагаемые информационными агентствами и интернет-журналами. А вот у блоггеров этот важнейший в журналистике аспект не всегда учитывается. При этом речь идет не только о содержании публикаций и откликов на них, но также об анонимности их авторов, когда даже подписанная известной фамилией статья может принадлежать совершенно другому лицу, использующему такую подмену в своих интересах. Отсюда вытекает важнейшая задача в работе журналиста, которая заключается в тщательном анализе и многосторонней проверке любых интернет-сообщений, используемых при подготовке собственных публикаций.

Если затрагивать тему о подготовке конкурентоспособных на рынке информационных услуг профессионалов, необходимо расширять круг специальных дисциплин, ориентированных на современные информационные технологии. Иначе выпускники факультетов и отделений журналистики могут быть оттеснены на второй план узкими специалистами, не имеющими профессиональных знаний в сфере создания СМИ (в деловой журналистике – это экономисты и рекламщики, в Интернете – программисты и веб-дизайнеры). Это грозит не только успешному карьерному росту выпускников факультетов журналистики, но и дальнейшему развитию бурно развивающихся электронных СМИ. Качественный уровень некоторых сетевых СМИ позволяет некоторым аналитикам относить их к недостоверным источникам информации, которые отдают предпочтение не строго выверенным фактам, а сплетням и скандалам.

К числу объективных препятствий на пути расширения и качественного обновления подготовки телевизионных и интернет-журналистов является слабое техническое оснащение. Оно имеется не во всех региональных вузах и, к сожалению, даже преподаватели иногда не знают, как пользоваться этой техникой. Еще одним объективным препятствием на пути повышения уровня подготовки журналистов, а значит, и качества электронных СМИ (особенно новых видов изданий, вроде списков электронной рассылки) является несовершенство правового регулирования деятельности СМИ.