logo search
POLITOLOGIYa_SYeRGYeJChIK_OTVYeT_2_03_vord

2. Недемократические режимы:

1) Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от лат. "TOTALIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

- есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, часто сросшаяся с государством и концентрирующая в себе реальную власть в обществе; она строится вокруг лидера (вождя) Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме).

- доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя " Библия".

- тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

- при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

2)Авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.

- Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

- Опора (реальная или потенциальная) на силу.

- Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

- Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы .

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Экономические и соц-политические предпосылки формирования политических режимов в СССР

Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить “революцию сверху” (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франко, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).

Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.

Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.

С того момента, как советская власть оказалась изолированной на территории прежней России, сразу же остро встал вопрос об отношениях между различными государственными образованиями, возникшими в ее пределах. Между различными республиками существовали как противоречия сепаратистского характера, так и объединительные тенденции.

Последние шли не только от партии. Их порождала сама изоляция, необходимость совместной обороны от внешнего мира. Вновь заявляли о себе старые хозяйственные связи между разными частями бывшей империи. Их требовалось видоизменить, особенно имея в виду перспективу проведения плановой политики, но нельзя было разорвать. Уголь Донбасса, нефть Баку, древесина севера, хлеб юга были необходимы всем, хотя и размещались на территориях разных республик. Уже с 1919 г. были объединены вооруженные силы и ресурсы, необходимые для ведения войны. Но это было временное решение.

Отношения между автономными государственными образованиями внутри РСФСР могли в какой-то степени регулироваться в существующих юридических рамках. Более сложно обстояло дело с независимыми республиками. Вначале их взаимоотношения регулировались договорами, которые предусматривали наличие ряда общих ведомств, начиная с ВСНХ. Подобная система способствовала созданию сети объединенных государственных институтов, но сразу же породила множество конфликтов, в особенности между Украиной и Москвой.

Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии".

Новое качественное состояние советского народа привело политическое руководство страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936 г.). Сегодня уже понятно, что данная конституция носила скорее декларативный характер.

Тоталитарный советский режим в силу своей неподконтрольности и неподсудности неоднократно использовал как социальные, так и этнические депортации, с течением времени отлаживая механизм переселения, приспосабливая его к потребностям командно-административной системы.

К началу 90-х гг. стала очевидной невозможность осуществления реформирования СССР в рамках задуманного умеренного варианта преобразований. Руководство, инициировав перемены, уже вскоре оказалось не в состоянии справиться с теми силами, которые были им же разбужены, оно проявило явное неумение вовремя реагировать на требования общественности, запаздывало с назревшими преобразованиями, оставаясь в кругу идей, никак не соответствовавших распространенным социальным ожиданиям.

8«Политические партии и общественно-политические движения»

«партия» от лат. pars (partis) -- часть, участие, доля . Наука, занимающаяся изучением политических партий, называется партологией.

партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Именно притязание на политическую власть -- основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.

Современные политические партии выполняют ряд функций:

1) Функция представительства. Партии осуществляют связь между обществом и государством и, выясняя интересы тех или иных групп, сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов.2)Выработка стратегии развития общества. Происходит это путем постановки цели, написания и распространения программы партии.3)Отбор и формирование политических лидеров и элит.4) Мобилизация и политическая социализация граждан.5)Борьба за политическую власть и формирование правящей элиты и правительства. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Победившие на выборах партии формируют парламент, являющийся основным полем их деятельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того -- на повседневную жизнь ее населения.

(Партии могут занимать различные позиции по отношению к государственной власти:

1)партия может быть в непримиримой оппозиции, т. е. выступать против существующего государственного устройства (совсем не обязательно призывая к насилию). В этом случае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающего существующую государственность.2)партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию называют «оппозиция ее величества», а правительство -- «правительством ее величества»).3)партия может выступать в роли конструктивной оппозиции: критикуя то, с чем не согласна в действиях правительства, партия поддерживает то, что считает правильным.4) партия может участвовать в работе правительства и различных органов управления в качестве партнера других партий; в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность.5)партия может выступать в качестве ведущей силы правительственной коалиции; при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.6)партия может единолично сформировать правительство; в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно если она располагает абсолютным большинством в парламенте. )

1)блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной кампании; принадлежность к данной группе основывается больше на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию);

2)официальная партийная организация;

3)партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т. д.).

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Сущность и разновидности партийных систем. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Классификация партийных систем строится на трех основных показателях: число партий; наличие доминирующей партии или коалиции; уровень состязательности между партиями.

В политологии распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Однопартийная система. Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 г. применялся термин «однопартийная система». Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов. При однопартийности правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в ряде стран Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение единственной легальной партии -- демонстрация «всенародной» поддержки существующему режиму.

Двухпартийная система. Это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия «двухпартийная система» (или «бипартизм») вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Их может быть и больше, но реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.

Многопартийная система. Под такой в политологии понимают систему, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем -- трех-, четырех-, пятипартийные системы, атомизированные и т. п. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

В многопартийных системах либо доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств, либо доминирующая партия отсутствует.