logo search
Уральский Государственный Педагогический Универ

1.2. Телевидение - как фактор социализации подростка

Телевидение. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:

- Усиление воздействия рекламы на воспитание личности.

- Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков.

- Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.

- Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков.

В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Этот термин («телевизионное насилие») давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Сегодня для России особенно необходимо создание специальных каналов и проектов, развивающих подростковые средства массовой информации.

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

- СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»

- Средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;

- СМИ служит для взаимного информирования властей и населения;

- СМИ снимают социальную напряженность.

Такой фактор как телевидение предоставляет разнообразную информацию в наглядном изображении, громадному числу людей и обладает огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий. Оно оказывает неоднозначные влияния на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние «экрана» на школьников в процессе их развития отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями в которые он сам начинает искренне верить, так же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в социализации.

Рассматривая телевидение как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, которые составляют аудиторию.