logo
Уральский Государственный Педагогический Универ

2. Общий анализ телевидения и телепередач. Тенденции в сми

Чаще всего программы содержат признаки, указывающие на опасность для психического здоровья и нравственности зрителей; содержат этические нарушения. Анализ жанровой структуры каналов показал, что пять из десяти программ относятся к телесериалам, 30% от списка занимают развлекательные программы и 20% - новости. Данное распределение по жанрам полностью совпадает с общемировыми тенденциями телесмотрения: в списках десяти лучших программ за 2009 год по 73 странам мира в среднем около 46% передач относятся к жанру кино (сериалы, теленовеллы, мыльные оперы, художественные фильмы). Второй по популярности жанр - развлекательные передачи (36%). На третьей строке с 18% находятся новости. Если анализировать то, в какие дни недели выходили программы, попавшие в десятку лучших в России, здесь явное лидерство за буднями: 7 из 10 передач. С одной стороны, данный результат вполне закономерен, так как будних дней в принципе больше. С другой стороны, общий объем рейтингов в выходные дни выше, чем в будни, поэтому вероятность попасть в топ у программ, выходящих в субботу или воскресенье, априори больше. Дальнейший анализ показал, что скорее всего, на распределение топа по дням недели оказываю влияние позиции каналов-лидеров в различные части недели. Лидерами российского телевизионного рынка являются «Первый канал» и «Россия». Но в последние три года наибольшей популярностью у подростков используются такие телеканалы, как ТНТ, СТС, РЕН-ТВ, НТВ, Муз-ТВ.

Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53% опрошенных). В этом контексте весьма красноречивым выглядит сравнение сегодняшних юмористических программ и тех, которые были созданы больше 20 лет назад. Передача «Вокруг смеха», к счастью, частично осталась в архивах, и отрывки из нее транслируются до сих пор. Вел ее известный, талантливый литературный пародист Александр Иванов, человек, обладавший тонким вкусом и чувством меры. Эти качества позволяли ему приглашать в студию действительно интересных юмористов и сатириков. Особенное внимание передача получала за счет сквозившего в некоторых юмористических выступлениях острого сатирического и даже политического подтекста. «Качество юмора» было таким, что с Ивановым охотно сотрудничали создатели 16-й, юмористической полосы «Литературной газеты», благодаря которым пополнялась рубрика «Нарочно не придумаешь». Она состояла из подлинных заявлений, объявлений, часто настолько абсурдных и смешных, что эти материалы вызывали настоящий восторг у аудитории

Показательна в этом смысле попытка создания «альтернативной» юмористической передачи на телеканале ТНТ - «Камеди клаб» (своеобразный маркетинговый ход - коммерческая реакция на возникшую «нишу» на «рынке смешного»). Ее жанр был определен как Standup-comedy, как «протест против всего официального и скучного». Однако кроме матерщины и ограниченного круга тем, связанных с однополой любовью, ненавязчивой популяризацией наркотиков и все той же грубой физиологией здесь не найти ничего «бунтарского».

Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества.

Самым дегенеративным, каналом из общедоступных является ТНТ. За последние три года из канала, имевшего одно из последних мест в рейтинговой таблице тв-каналов ТНТ смог стать одним из первых.

К сожалению, отношение к другому человеку как к средству достижения личной цели, в том числе как к средству развлечения, сегодня широко представлено на телевидении. Достаточно посмотреть «Дом-2» (ТНТ), «Испытание верности» (ТНТ), «Правила съема» (ТНТ). Опасность этих примеров в том, что в представлении у подростков утверждается принципиальная возможность отношения к человеку как к средству достижения цели, что неизбежно перенесется ими на отношения с другими - в школьном классе, военной казарме, семье. В последние годы на телевидении появился целый ряд коммерческих телепроектов, которые культивируют отношения, не согласующиеся с нормами морали, несут в себе негативный воспитательный потенциал. Яркие примеры подобных «находок» работников телевидения - проекты «Бешеные деньги», «Веселые баксы», «Бремя денег» и др.

Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически: «Пособием молодого подрывника». С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения. Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола в таких программах как «Программа Максимум», «Репортерское расследование», «Чрезвычайное происшествие». Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников.

Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как "Что? Где? Когда?" раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.

Сейчас в России стало возможным просмотр такого канала как «Discovery». На этом канале рассказывается о том, что нас окружает, многие люди, никогда не смотревшие этот канал, считают, что там только рассказывается о природе и экологии. Но это не так, ведь здесь показывают интересные исторические события, рассматриваемые с неординарной точки зрения, а эта тема, зачастую очень интересна многим современным подросткам (молодым людям - о войне, об оружии и т.д.; девушкам - о королевах, балах и т.д.). Современным подросткам очень интересна тема НЛО, на телеканале «Discovery» почти каждый день рассказывают об этом удивительном явлении, а молодые люди в это время в очередной раз смотрят какое-нибудь MTV.

Но не все на нашем телевидении так плохо и, конечно же, по телевидению можно увидеть и другие программы. Например, передачу «Умники и умницы». Хотелось бы верить, что ее смотрят тысячи ребят, любящих историю, и тоже могут найти ответы на сложнейшие вопросы, которые не всем взрослым под силу. Ведь это поистине очень интересная передача, с помощью которой можно узнать много интересного.

Немаловажным шагом в развитии образовательного телевидения является появление нового телеканала для детей под именем забытого героя Корнея Чуковского «Бибигон», который призван быть источником полезной и занимательной информации для детей от 4 до 17 лет. Телеканал предлагает серию передач, способствующих просвещению и становлению личности ребенка. Вниманию юных зрителей представляются программы по развитию речи, духовной и физической грамотности, а также ряд развлекательных программ. Примечательным и приятным фактом является соотношение зарубежных и отечественных телепередач на «Бибигоне». Российские мультики и шоу-программы будут транслироваться почти в 2 раза больше, чем иностранные. Оценить насыщенную графику и оригинальные идеи нового островка детства в российском телевидении можно на таких общедоступных телеканалах, как «Россия», «Культура», «Спорт».

С 1 июня 2007 года началось общероссийское вещание телеканала «Теленяня», рассчитанного исключительно на детскую и подростковую аудиторию. Это первый проект такого рода в России.

Финансирование этого канала осуществляется целиком за счет средств «Первого канала», и уже прорабатывается проект второго детского телеканала, но рассчитанного на более взрослую аудиторию.

В сетку вещания «Теленяни» вошли игровые шоу, направленные на развитие творческих навыков, познавательные программы и интеллектуальные викторины, а также художественные и мультипликационные фильмы. Хронометраж большинства программ составляет 15-20 минут. Подготовка программ для аудитории проходит по особой концепции - с привлечением психологов. Программы «Теленяни» безопасны для психического здоровья малышей. Прежде чем закупать, к примеру - западные анимационные фильмы, их предварительно тщательно тестируют. Телеканал вещает круглосуточно без рекламы.

На нашем телевидении сейчас очень много познавательных передач, но в каждой из них можно найти много «минусов». По-нашему, только две из таких программ, где нет «минусов» или, по крайней мере, их не сосчитать.

Таким образом, в России развиваются специальные каналы и проекты, которые развивают и воспитывают подрастающее поколение.

Заключение

Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Влияние телевидения на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет, многообразны: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения.

Информационное поле нового типа быстрее всего повлияло на молодежь как на наиболее мобильную в культурном отношении группу, попавшую к тому же в ситуацию тотального разрыва с ценностями предшествующего поколения. Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до тинэйджеров.

В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Сейчас говорят о «втором коперниканском перевороте», связанном с проникновением "новых технологий” во все сферы общественной жизни и об опасности ее дегуманизации. В этих условиях задачи воспитания молодежи непосредственно связаны с условиями формирования человека грядущей культуры и цивилизации.

При всей свободе рыночных механизмов, во многом определяющих развитие СМИ, важная роль принадлежит и государственному контролю, который должен сдерживать неумеренную коммерциализацию медиа. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, - это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.

Список использованной литературы

1. Асмолов А. Г. «Психология личности». - М., 1998.

2. «Медиаобразование в школе: Как выжить в мире СМИ» // Народное образование, 2007. - № 2, 234 с.

3. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. - 288 с.

4. Статья «Влияние пропаганды на сознание людей» http://www.korpunkt.ru/mnews

5. Гундарова И. "О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками" // Воспитание школьников – 2005 г. - № 9, 49-53 с.

6. Гордин Л. Ю. Воспитание и социализация / Сов. Педагогика. 1991 г. №1. - 36

7. Новый телеканал для детей «Бибигон» http://www.bibigon.ru/

8. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка меда: острые проблемы // Школьная библиотека. - 2005 год. - № 1-2, 77 с.

9. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка меда: острые проблемы // Школьная библиотека. - 2005 год. - № 1-2, 77 с.

17