logo search
Психологический журнал / 2004 / Психологический журнал_2004_том 25_03

Наши юбиляры. Якову львовичу коломинскому - 70 лет

Автор:

Председатель Общества психологов Беларуси Яков Львович Коломинский - доктор психологических наук, профессор, действительный член Белорусской академии образования, Международной академии наук высшей школы (Москва), Международной акмеологической академии (Санкт-Петербург), Балтийской педагогической академии (Санкт-Петербург), заслуженный деятель науки Республики Беларусь, главный редактор журнала "Психология" (Минск).

В 1955 г. Я. Л. Коломинский окончил минский государственный педагогический институт им. Максима Горького по специальности "Педагогика и психология". В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию "Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе"; в 1980 г. - докторскую диссертацию "Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности".

Я. Л. Коломинским опубликовано более 400 научных, учебных и научно-популярных работ, многие из них переведены на иностранные языки. Наиболее значительные научные публикации - книги: "Психология личных взаимоотношений в детском коллективе" (1969), "Учитель и детский коллектив" (1975), "Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений" (1984), "Социальная психология школьного класса" (1998), "Социальная педагогическая психология" (1999), "Психологическое развитие дошкольников. Жизнь после Чернобыля" (2001).

Широкую известность получили его научно-популярные и научно-художественные труды: "Человек среди людей" (1970), "Психология общения" (1974), "Беседы о тайнах психики" (1976), "Познай самого себя" (1981).

Экспериментальные и теоретические исследования Я. Л. Коломинского положили начало новым отраслям психологической науки - возрастной и педагогической социальной психологии.

Развивая идеи Л. С. Выготского и Л. И. Божович, он разработал социально- психологическую концепцию онтогенеза: обосновал необходимость различения объективной и субъективной социальности в процессе социализации ребенка, осуществил теоретический анализ и экспериментально подтвердил микрогрупповую структуру социальной ситуации развития и полигрупповую принадлежность личности обосновал понятие "персоногенная ситуация развития личности", выявил феномен "социально- психологические фантомные боли" - болезненная когнитивно-аффективная реакция личности, вызванная потерей референтной для нее социальной роли.

В исследованиях Я. Л. Коломинского сформулированы понятия и разработаны средства изучения "идеальной", "осознаваемой", "неосознаваемой" моделей межличностного предпочтения, "мотивационной последовательности субъекта в ситуации выбора". Он разработал концепцию психологической культурологии, которая включает систему понятий, описывающих основные виды и уровни психологической культуры личности, а также содержание и методы ее формирования на разных этапах онтогенеза; им создана методика преподавания психологии, учитывающая закономерности восприятия психологической информации и интерактивные принципы педагогического взаимодействия.

Вклад Якова Львовича в развитие психологической науки высоко оценен не только специалистами, но и широким кругом практиков-учителей школ и преподавателей вузов, руководителей коллективов и всех работников, связанных с проблемами управления. Его труды отличаются масштабным подходом к сложным психологическим проблемам и оригинальными способами их решения; они востребованы разными поколениями психологов - отечественных и зарубежных, служат гуманистическим целям воспитания людей в системе высоких духовных ценностей.

Редколлегия и редакция "Психологического журнала" сердечно поздравляют Якова Львовича с замечательным юбилеем и желают ему здоровья, неиссякаемой творческой энергии и новых публикаций на страницах нашего журнала.

стр. 132