logo
Психологический журнал / 2004 / Психологический журнал_2004_том 25_03

Научная жизнь. II всероссийская научно-практическая конференция "личность и бытие: субъектный подход"

Автор: А. Н. КИМБЕРГ. З. И. РЯБИКИНА

20 - 21 ноября 2003 г. в Кубанском государственном университете (Краснодар) состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция "Личность и бытие: субъектный подход". В ее организации приняли участие Кубанский государственный университет, Институт психологии Российской академии наук и Академия акмеологических наук. На конференции присутствовали ученые из Ростова-на-Дону, Москвы, Ставрополя, Костромы, Сочи, Черкесска, Майкопа, Новороссийска и др. городов. Материалы представили около 200 участников, работали семь секций, были проведены два "круглых стола", состоялись мастер-классы, прошли презентации, открытые лекции. Главная задача конференции - обозначить единое категориальное поле, обеспечивающее возможность научного общения и взаимопонимания при обсуждении различных аспектов бытия человека.

На открытии конференции выступили проректор по науке Кубанского госуниверситета А. А. Гаврилов, генеральный директор департамента образования и науки администрации Краснодарского края А. А. Симанкова, заместитель директора Института психологии РАН В. В. Знаков.

Пленарные доклады во многом определили направления последующих дискуссий.

В. В. Знаков(Москва) проанализировал современное состояние психологии субъекта и психологии человеческого бытия. В психологии субъекта, особенно том ее варианте, который развивал А. В. Брушлинский, в сконцентрированном виде представлена эволюция психологии в XX веке. Рациональный тип рассуждений, присущий классическому этапу развития науки (с идеей постижения объективных законов природы, поиска причинно-следственных связей преимущественно естественнонаучными методами), на неклассическом этапе сменился признанием важности субъективного угла зрения на мир, субъектных фокусировок сознания. Наконец, постнеклассическое понимание мира характеризовалось ростом рефлексии ценностных и смысловых контекстов человеческого бытия. Психология субъекта системно решает проблему детерминизма, учитывая одновременно и естественнонаучный, и социально- гуманитарный характер психологической науки. Субъектно-деятельностный подход изначально формировался на основе представлений о взаимной дополнительности психических закономерностей отражения действительности и порождения человеком новой реальности. Вследствие этого психология субъекта адекватно описывает и законы бытия, объясняющие то, что есть, и законы долженствования, предписывающие, как именно должны происходить те или иные события и явления в мире человека. Психология человеческого бытия представляет собой то направление развития, ту сторону психологии субъекта, которая возникла с появлением постнеклассической парадигмы; она стала новым шагом в направлении расширения ценностно-смысловых контекстов, в которые включались классические психологические проблемы нравственности, свободы, духовности, смысла жизни. В этом проявилось стремление психологов выйти за узкие рамки категории "деятельность" и обратиться к понятию "существования", от бытия перейти к становлению, непрерывному развитию психики субъекта. В целом сегодня психологию субъекта следует рассматривать как новую методологию понимания проблем человеческого бытия.

З. И. Рябикина(Краснодар) акцентировала внимание на новой складывающейся в психологии исследовательской ориентации. Ее предметом выступает бытие, трактуемое как организация человеком его жизни в соответствии со своей природой. Психологии принадлежит особая роль в поддержке и реализации интенции человека на создание такого бытия, потребности личности самоактуализироваться в формообразовании бытия в соответствии со структурой своих смыслов. Введение в категориальный аппарат психологии личности понятия "бытие личности" создает основания для выявления общих закономерностей, объединяющих явления самоактуализации личности в различных бытийных пространствах (профессиональное бытие и структурирование личностью своего свободного времени, поддержка чувства личностной идентичности через организацию предметно-пространственной среды, близкие отношения со значимыми людьми и партнерство в деловых переговорах и т.д.). Обращенность к бытию как предметной области психологии личности связана также с тем, что характеристики самого бытия сегодня претерпевают существенные изменения. Бытие трактуется как продукт конкретного человека, воплощение его

стр. 122

ментальных проектов. И в этом смысле оно - следствие психологических закономерностей и, таким образом, предмет психологической науки. Постмодернистскому мировоззрению в целом свойственно подчеркивание возрастающей роли активности человека в выстраивании пространства собственной жизни, своего бытия. Особое внимание в этом контексте современная наука и практика уделяют становлению личности как субъекта.

Г. Б. Горская(Краснодар) рассмотрела личностные и инструментальные предпосылки субъектности. Происходящие социально-экономические изменения, с одной стороны, создают широкие возможности для приложения человеком своих способностей, но с другой стороны, они не обеспечивают социальной защищенности, требуя от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, привлекая внимание к предпосылкам и механизмам формирования субъектных свойств личности. Становление личности как субъекта происходит в соответствии с требованиями деятельности и критериями самой личности. Субъектными характеристиками человека являются активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию. Таким образом, предпосылками субъектности являются личностная зрелость и владение инструментальными средствами реализации субъектности. К последним относятся метакогнитивные умения, представляющие систему осознанной регуляции человеком своего поведения, способность к самопознанию, коммуникативные умения. Представленные в докладе результаты научного проекта, посвященного развитию инструментальных предпосылок субъектности, свидетельствуют о том, что развивающие программы указанной направленности являются весомым фактором, повышающим вероятность проявления субъектности в профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии.

Проблемы бытия личности всегда сопряжены с проблемами ее события с другими, с тем, насколько конструктивна позиция человека как субъекта общения.

В докладе В. А. Лабунской(Ростов-на-Дону) обсуждалась проблематика субъекта затрудненного общения и его отношения к своему внешнему облику. Автор развивает положение о том, что в соответствии с системой отношений субъекта затрудненного общения формируется, конструируется его внешний облик. Неудовлетворенность внешним обликом (представленная в оценочно-содержательной интерпретации и степени соответствия гендерно-возрастным стереотипам внешнего Я, в непринятии своего отраженного облика) сопровождается ярко выраженным стремлением субъекта изменить внешнее Я. Вместе с тем субъект затрудненного общения, не меняя сложившуюся систему отношений к себе и другому, остается не удовлетворенным своим внешним обликом и ожидает от других антипатии, неуважения, недоверия. Этот факт указывает на серьезный внутриличностный конфликт субъекта затрудненного общения.

А. И. Китов(Черкесск) выделил необходимость рассмотрения категории "собственность" как психологической. Он считает, что сущность личности не может быть раскрыта вне контекста ее собственности. Актуальным является поиск ответов на вопросы: какие психологические нити "привязывают" вещь к человеку в качестве собственности? Каким образом собственность становится детерминантой поведения и деятельности личности?

Выступление А. Н. Кимберга(Краснодар) было посвящено методологическим проблемам развития категории "субъект" в психологии. Докладчик отметил, что все большую роль в развитии теоретических моделей играет ценностная позиция теоретика. В этом плане теория субъекта задает оптимальную точку видения мира для человека, реализующего свою жизнь и индивидуальную судьбу в сложной среде социальных институтов и порождаемых ими противоречивых дискурсов.

В докладе А. Н. Демина(Краснодар) "Личность в кризисных ситуациях на рынке труда" конкретизировалась проблема личности и ее бытия. Были рассмотрены изменения на российском рынке труда и возможности их концептуального осмысления. Докладчик выделил причины, по которым новый объект психологического изучения - кризисный рынок труда - слабо изучен отечественными специалистами. Среди них - дефицит концептуального аппарата, междисциплинарной компетентности, теоретико- идеологические предпочтения российских психологов. В докладе было обосновано понятие "индивидуальный кризис трудовой занятости", выделены его содержательные характеристики и способы интерпретации.

В. К. Шаповалов(Ставрополь) остановился на проблемах взрослых, обучающихся в условиях внеформального образования. Сложный возрастной контекст обусловливает важность правильного понимания причин, побуждающих субъекта изменить свою жизнь. В нем особую значимость приобретает проблема диагностики потребностей взрослых. Докладчик особо подчеркнул, что окончательное определение социально- образовательных потребностей обучающихся в этой ситуации предполагает не только фиксирование потребностей, непосредственно указываемых учащимся, - важна и сложная аналитическая мыследеятельность самих субъектов обучения, аккумулирующая разнообразную информацию.

стр. 123

На секционных заседаниях конференции обсуждался широкий спектр проблем, относящихся к различным областям бытия личности, характеристикам человека как субъекта деятельности и других видов активности.

Проблемы человека как субъекта понимания и объяснения социального мира и своего места в нем были в центре внимания на секции "Личность как субъект интерпретации социального мира". Множественность сконструированных социальных миров или различные взгляды на единый мир - центральная проблема для участников обсуждения. Н. В. Ковалевапредложила в качестве фактора самоопределения индивида пятиуровневую модель "субъектной идентичности" и проблематизировала операционализацию ее структурных элементовО. А. Оберемкорассказал о логико-семантическом анализе представлений об ин- и аут-группах, предложив с их помощью диагностировать субъективно переживаемое социальное напряжение.

Е. В. Улъкосообщила о выявленных особенностях субъективной интерпретации человеком ситуаций, подлежащих правовому регулированию, в зависимости от субъективного опыта, оценки ситуации и своей позиции в ней. Инструментальным сложностям в исследовании идентичности старшеклассников посвятила выступлениеА. А. Таганова.На секции были также представлены сообщения о политическом имидже и особенностях его восприятия избирателями нового избирательного цикла(И. А. Кубликова, А. Б. Сазаншович, О. В. Рогозян).

На секции "Личность и нормативная реальность: поиск конструктивного бытия (в контексте проблем силовых ведомств)" состоялись презентации психологической службы Главного управления исполнения наказаний МЮ РФ по Краснодарскому краю (Н. М. Стрельцова, Т. В. Чугайкова)и психологической службы МЧС. Психолог Северо- Кавказского регионального поисково-спасательного отрядаГ. Ю. Резецрассказала о специфике психологической подготовки спасателей. Проблемам медико- психологического сопровождения сотрудников оперативных подразделений и выезжающих в командировки в районы служебно-боевых действий, были посвящены доклады психологов Центра психологической диагностики ГУВД Краснодарского краяЛ. В. КовалевойиИ. Ю. Зиненко.В сообщенииГ. Ю. Фоменкобыли проанализированы внутренние противоречия, переживаемые теми, кто в современных условиях стоит на страже законности. Балансирование между формальным выполнением нормативных предписаний и вседозволенностью нередко приводит к утрате нравственных ориентиров и социально деструктивным явлениям. Тема "Толерантная активность интегральной индивидуальности" была освещена в сообщении начальника кафедры общей психологии и педагогики Краснодарской Академии МВД РоссииВ. Г. Третъяка.

На секции остро дискутировался вопрос о том, что именно (кроме решения специальных кадровых задач, психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, организации образовательного процесса) способна делать сегодня хорошо структурированная, с четким определением функциональных обязанностей психологическая служба силовых структур, т.е. какова в современных условиях сверхзадачапсихологической службы. Подытоживая разные мнения, можно сказать: это выход в стратегическое "измерение", работа на опережение, умение увидеть перспективу за сиюминутными целями; не ожидание социальных запросов, а их активное формирование.

На секции "Личность в пространстве экономических и профессиональных отношений" были представлены доклады по экономической психологии и психологии профессионального развития. Е. Ю. Кожевниковавыделила стратегии взаимодействия "нового" собственника и "старых" наемных работников на кризисном предприятии.Л. А. Саенкорассмотрела особенности положения детей в семьях безработных и предложила способы социально-педагогического взаимодействия с ними.Е. С. Заварыкинапредставила типологию адаптивных установок личности и возможности ее использования в целях профессиональной ориентации.А. Б. Седыхпроанализировал критерии успешной профессиональной карьеры выпускников вуза.Е. Ю. Чинукдополнила предыдущее выступление данными об особенностях профессионального становления молодых специалистов.С. Д. Некрасовподчеркнул актуальность проблемы управления качеством профессиональной подготовки специалиста, которую он считает необходимой рассматривать в контексте психологии образования человека.Ю. С. Шелковойвыступил с сообщением о структуре профессиональных представлений социальных работников.И. Б. ШувановиИ. Г. Макаревскаяпознакомили участников секции с информационно- моделирующим подходом к профессиональной подготовке психологов.

На секции "Тендерная идентичность и социальное партнерство в решении тендерных проблем" внимание участников было сконцентрировано на возможностях тендерного подхода в научном осмыслении и интерпретации проблем личности и ее бытия в современном обществе. Так как основным принципом тендерного исследования является его междисциплинарный характер, в содержании докладов, представленных на секции, проявилось широкое исследовательское и междисциплинарное научное поле.

В выступлении А. Р. Тиводар"Гендерный подход как культурный, политический и методологический феномен" была представлена своего рода

стр. 124

теоретическая рефлексия направлений гендерных исследований. Анализ основных проблем и направлений деятельности в области организационного консультирования с учетом тендерных аспектов был представлен в докладе Л. Н. Ожиговой"Гендерный подход в управлении персоналом организации". Интерес у слушателей вызвали доклады:А. Ш. Гусейнова- "Женская агрессивность как протестная реакция",И. А. Сапоговой- "Гендерный анализ профессионального пространства женщин разных социальных групп",Н. А. Васильченко- "Динамика развития индекса агрессивности и враждебности у девочек-подростков", которые позволили увидеть глубину и сложность эмоциональной жизни женщины в разные возрастные периоды.

Формирование тендерной идентичности личности - это особый противоречивый процесс, часто жестко контролируемый и регулируемый обществом. Безусловно, особое место в ходе гендерной социализации личности имеет такой социальный институт, как школа. В связи с этим интересными были выступления Н. Ю. Рымарева"Гендерная асимметрия в реализации скрытой программы обучения" иА. А. Большеченко"Особенности тендерной идентичности у подростков в условиях обучения в православной школе". Результаты, полученные этими исследователями, показали необходимость формирования социального партнерства в образовательном пространстве современной школы.

Одной из форм работы, реализованной в рамках конференции, явились мастер-классы: раскрывая на практике возможности повышения субъектности личности, они вызвали живой интерес у участников конференции и стали органичной формой ее работы. Психологи-практики, психотерапевты различных направлений представили свои способы развития субъектности в различных сферах бытия личности. Общей целью ведущих и участников мастер-классов было повышение личностной компетентности в том или ином бытийном пространстве: "Парадокс изменения: гештальт-подход к личностным изменениям" (М. А. Бондаренко)предлагал участникам опыт личностного роста через принятие авторства своего бытия в настоящем, а "Время - враг, время - друг: гештальт-подход к анализу временного пространства личности" (И. А. Сапогова) ориентировала участников на овладение временем собственной жизни как ресурсом развития личности. Мастер-класс "Игропрактика ролевого движения" (В. В. Куприянов) раскрывал возможности и природу творчества в пространстве межличностных отношений, "Другой как Иной: близкие люди в системе внутреннего диалога" (Н. А. Майстренко) был ориентирован на повышение способности воспринимать субъектность другого, а мастер-класс "Укрощение бури: арттерапия в работе с чувствами гнева, обиды, стыда" (Н. А. Кузеева) погружал участников в пространство собственных труднопереносимых чувств, с которыми благодаря творческому оформлению происходила метаморфоза: из разрушительных для личности, подавляемых чувств высвобождался ресурс преодоления, повышалась эмоциональная компетентность.

На завершающем работу конференции круглом столе "Субъектный подход к интерпретации личности и ее бытия" были подведены итоги и сформулированы перспективы направления. Участники итоговой дискуссии подчеркнули востребованность теоретического конструкта "субъект" как в научно-исследовательской деятельности, обусловливающей обновление, развитие, уточнение научных представлений, так и в практике консультирования, психологической поддержке, сопровождения позитивного развития личности. Также было отмечено, что категория "бытие" обеспечивает расширение предметного поля психологии, усиливает возможности междисциплинарных исследований, наполняет конструкты "самореализация", "самоактуализация" предметным содержанием и создает возможности операционализации этих конструктов.

III конференция "Личность и бытие: субъектный подход" запланирована на осень 2005 г. А в нынешнем году в планах организаторов конференции два всероссийских семинара: "Гендерные аспекты бытия личности" (весной) и "Психологическая поддержка аутентичного бытия личности" (осенью).

А. Н. Кимберг, З. И. Рябикина, КГУ, Краснодар

стр. 125