logo search
POLITOLOGIYa_SYeRGYeJChIK_OTVYeT_2_03_vord

2.Возникновения и основные этапы развития политической мысли в государствах Востока и Запада.

Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) Одним из учений Древнего Китая было конфуцианство. Конфуций (Кун Фу - Цзы, 551 - 479 г. до н.э.)

-идеальное правление государством должно опираться на мораль. И прежде всего на такие этические понятия, как “взаимосвязь”, “золотая середина” и “человеколюбие”. Вторая школа- школы легистов (законников). Мудрого правителя легисты заменили деспотом. Он правит с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства. Шан Ян-в древности люди были просты и поэтому честны; ныне же люди хитры и поэтому нечестны”. Древней Индии- Люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). один из наиболее известных авторов “Артхашастры” (трактатов о природе и исполнения людьми своего долга) - Каутилья (4 в. до н.э.). Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заставить их исполнять свои обязанности, пощряя их праведные действия. Но прваитель жестоко подавляет неповиновение царской власти. Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — идеолог афинской аристократии. диалоги "Государство" и "Законы". Платон делил людей на три сословия: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное — воинам, вожделеющее земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — идеолог земледельческой аристократии. критиковал идею Платона об общности жен и детей и защищал необходимость частной собственности, рабовладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю,— управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Аристотель выделил три правильные и три неправильные гос формы. К правильным он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, — тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Следующий период в развитии европейской политической мысли — Средневековье (конец V — середина XVII в.) — характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. "Притязания церкви на участие в государственной власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345 — 407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430), которые использовали библейское положение о том, что "всякая власть от Бога". Августин Блаженный считал, что в мире существуют две общности: "град божий" (церковь) и "град земной" (государство).