4. Жанровая структура древнерусской литературы.
Жанровая стр-ра др-р. лит. отл. От ж-ой стр-ры наст-го вр-ни. Жанры определяются их употреблением: в богослужении (в его разных частях), в юридической и дипломатической практике (статейные списки, летописи, повести о княжеских преступлениях), в обстановке княжеского быта (торжественные слова, славы) и т. д. Однако главная причина смешения и неясного различения отдельных жанров в древнерусской литературе состояла в том, что основой для выделения жанра, наряду с другими признаками, служили не литературные особенности изложения, а самый предмет, тема, которой было посвящено произведение. В самом деле, жанровые определения Древней Руси очень часто соединялись с определениями предмета повествования: «видение», «житие», «подвизи», «страсть», «мучение», «хожение», «чюдо», «деяния» и пр. (ср. «Мучение Варвары и Иулиании», «Мучение Елеазарово», «Мытарства Феодоры», «Видение Григория»).
Жанры др-р-ой лит-ры делятся на большие и малые. Малые могли входить в большие. Н-р, в летопись – военные повести, жития святых, поучения. Развитие жанра происходило внутри жанра. Они не соединялись, не возникало межжанровых форм. Жанр рождается в силу исторической необходимости. Трансформация жанра происходит внутри. Жанр хожения зародился в 12в. как ж-р духов-й лит-ры. Предмет описания-святые места (путеводитель). Путь к святыням, сами святыни. В 14 в. внутренне изменяется. Изменяется цель, функция, назначение. Приходит светская тематика(«Хождение Афанасия Никитина за 3 моря»). В лит-ре нового времени рождается роман-путешествие. Ж-р жития приходит из Византии. 1-ое русское житие-«Житие Бориса и Глеба»-первых святых, входит в «Повесть временных лет». Герои-святые, служители церкви. Житие делится:1. Описание жизни изначально святого человека(с рождения, в конце совершил подвиг, чудо на его могиле). 2. обращенный грешник, проникся идеей бога. Как только героем жития становится бытовая личность, то внутренне ж-р жития трансформируется (н-р,»Житие Юлиании Осоргиной». В 17 в. герой жития и автор совпадают («житие Протопопа Аввакума»). Деформируется в романную форму:роман-автобиография, биография. Новые ж-ры др-р-ой лит-ры появл-ся, когда появляется необходимость в использовании этих жанров(н-р, в 16в. Иван Грозный утверждает идею самодостаточного государства, царь-наместник бога на земле, Москва-третий Рим, усиливается религиозная основа государства, появляется необходимость в жанре четьи-минеи. Помесячные чтения, 12 томов, на каждый месяц года своя духовная история. О подвигах святых, истории церкви. Военные повести возникают как необходимость передачи опыта военного искусства, кроме этого как потребность прославить подвиги князей, их победы. Стройная структура жанра в др-р-ой лит-ре начинает разрушаться к 17в. (с развитием самодержавного государства). Поскольку др-р-я лит-ра-духовная лит-ра, то большинство жанров пришло из Византии и представляют дух-ю лит-ру(патерики, прологи). Появление летописей связано с необходимостью определения границ гоударства, переемственности власти, определение государственных границ. Они выполняли роль документа.
- 2. Лирические жанры фольклора(лирические песни, частушки), их характеристика.
- 4. Жанровая структура древнерусской литературы.
- 5. Основные стили древнерусской литературы.
- 10. Своеобразие русской драматургии 18 века.
- 19. Библейские темы и мотивы в русской классической литературе.
- 25. Литература русского зарубежья.
- 26. Основные направления поэзии 60-80-х гг. 20в.