logo search
Психологический журнал / 2004 / Психологический журнал_2004_том 25_03

Научная жизнь. Международная конференция "история психологии в беларуси: состояние и перспективы развития"

Автор: Л. А. КАНДЫБОВИЧ

Знаменательным событием в жизни научной психологической общественности стало проведение в 2003 г. в БГПУ им. М. Танка Международной конференции по истории психологии в Беларуси.

Первая республиканская конференция по истории психологии состоялась в апреле 2001 г. Вторая - стала уже международной и отличалась значительным расширением круга ее участников в основном за счет российских психологов. Всего из России был представлен 21 доклад, из них 14 -из Москвы, 5 - из Нижнего Новгорода, 2 - из Арзамаса. Конференция проходила в соответствии с планом БГПУ им. М. Танка. Ее организаторы - представители факультета психологии и факультета дошкольного воспитания.

Кратким вступительным словом конференцию открыл заведующий кафедрой общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка, Заслуженный деятель науки Республики Беларусь Я. Л. Коломинский.Он приветствовал собравшихся, подчеркнув, что всего прислали заявки 132 человека. Непосредственными участниками конференции из России стали известные ученые: А. Н. Ждан (МГУ), В. А. Кольцова (ИП РАН), Ю. Н. Олейник (ИП РАН), Е. Н. Резников (ИП РАН), А. А. Гостев (ИП РАН), Е. С. Минькова (Арзамас) и др.

От белорусских психологов были представители всех областных центров, а также городов: Мозыря, Барановичи, Жлобина. Особенно внушительной была делегация ученых из вузов Минска: БГПУ им. М. Танка, БГУ, Национальной академии наук Беларуси, Академии управления при президенте РБ, Военной академии РБ, Академии МВД РБ и др.

С докладом "История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития" выступил заместитель председателя организационного комитета, проф. кафедры общей и детской психологии, академик Академии образования РБ Л. А. Кандыбович.При обращении к проблемному полю второй конференции он подчеркнул неизменность исследований в ряде направлений белорусской психологи. Это прежде всего: ее связь с мировой и российской психологией; Л. С. Выготский в отечественной и мировой науке; развитие белорусской психологии в 20 - 30-е годы XX века; деятельность отделения логики, психологии и русского языка на филологическом факультете БГУ (1947 - 1955 гг.) и др.

Вопросы исторических связей с российской психологией исследованы еще далеко не полностью. Необходим анализ научно-методической помощи, которую оказывали в разное время известные российские ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Н. Ф. Добрынин, М. И. Дьяченко, А. Г. Ковалев, К. Н. Корнилов, Б. Ф. Ломов, В. А. Лубовский, К. К. Платонов, П. М. Якобсон и многие другие, а сегодня: А. Н. Ждан, В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник и др.

Одна из важных тем для исследования - история развития отраслей психологии в нашей республике, в частности - социальной, детской, педагогической, возрастной, инженерной, военной и др. Сделаны только первые шаги в области анализа творческого наследия психологов Беларуси. Крайне мало работ по формированию новых мировоззренческих и ценностных ориентации в постперестроечный период республики Беларусь.

Актуальным остается вопрос о роли ветеранов-психологов в воспитании молодых ученых. Например, на кафедре общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка в 1999 г. прошло специальное заседание, посвященное 80-летию со дня рождения профессора В. М. Ковалгина.

В 2002 г. состоялась научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия, в 2003 г. отмечено 100-летие со дня рождения А. Н. Леонтьева. В 2004 г. будет отмечаться 100-летие со дня рождения Е. П. Ересь, почетного члена общества психологов СССР. В нашем журнале "Психология" также периодически издаются юбилейные статьи, в частности, к 80-летию Ф. И. Иващенко, 70-летию М. А. Кремня, А. Б. Широковой и др.

История психологии Беларуси имеет качественное своеобразие, элементы которого можно проследить в целом ряде работ, изданных в последние годы. История науки, ее прошлое должны критически оцениваться и сравниваться каждым поколением, а это означает, что полученные новые исторические факты могут также служить основой обучения и воспитания будущих психологов уже в новых условиях. В 2002 г. в республике издано учебное пособие Л. А. Кандыбовича "История психологии в Беларуси". Появление пер-

стр. 126

вых учебных пособий по истории психологии в республике будет способствовать воспитанию личности студентов и их лучших качеств, развитию национального самосознания.

Безусловный интерес представляет исследование послевоенного периода развития психологии в Беларуси. Первый его этап - функционирование отделения логики, психологии и русского языка на филологическом факультете в БГУ. Усилиями Е. П. Ересь - руководителя этого отделения, а затем благодаря активной деятельности его выпускников: Р. И. Водейко, М. С. Клевчени, Н. И. Мурачковского, И. М. Розета, А. Б. Широковой и др., началось заметное совершенствование учебно-педагогической и исследовательской деятельности психологов республики.

Вторым этапом развития психологии в Беларуси в послевоенный период является создание общества психологов, благодаря которому, начиная с 1960 г. усилился контакт с учеными Москвы, Ленинграда и других городов, стали проводиться республиканские конференции белорусского отделения общества психологов СССР.

Третий этап связан с созданием в 1967 г. первого Совета по защите кандидатских диссертаций в республике при Минском государственном педагогическом институте имени М. Горького. Одной из трех специальностей совета была "психология". Первые защиты диссертаций по психологии состоялись в 1968 г.: Е. А. Бондаренко (Панько) и Р. И. Водейко. Всего за период с 1968 по 1982 г. было защищено 10 кандидатских диссертаций.

Четвертый этап начался с 1988 г. и длится до настоящего времени, а отсчет его ведется с начала подготовки практических психологов для системы образования, а затем психологов-профессионалов на факультетах психологии в БГПУ им. М. Танка, ЕГУ, женского института "Энвила", Академии последипломного образования.

Нынешнее состояние развития психологии в республике обнадеживает. Приняты основные документы, связанные со статусом психолога-профессионала. Проходят конкурсы на звание "Психолог года", функционируют 1 докторский и 4 кандидатских совета по психологии, динамично развивается факультет психологии БГПУ им. М. Танка (декан СИ. Коптева) и целый ряд других факультетов, издается профессиональный журнал "Псіхалогія" (главный редактор Я. Л. Коломинский), т.е. психология выходит на достойное место среди других наук и в Республике Беларусь.

В докладе Я. Л. Коломинского "Становление психологической культурологии в Беларуси" был очерчен круг структурных компонентов предмета психологической культурологии и проведен анализ понятий "культура" и "цивилизация".

В настоящее время культурно-историческая концепция Л. С. Выготского может быть дополнена концепцией специальной научной дисциплиной - психологической культурологией. Теоретические изыскания в области психологической культурологии осуществляются по направлениям: "Психология в культуре"; "Культура в психологии", где культура рассматривается как своеобразная детерминанта психической жизни и общества, как независимая переменная, а психика как зависимая переменная. На самом же деле она органически включена в базовые характеристики личности, представляя собой систему составляющих психологическую культуру личности. Ее также можно описывать как итог и уровень самопознания человечеством своей собственной природы, сущности. В известной мере можно утверждать, что психологическая культура, с одной стороны, представляет конкретный "материал", субстрат которого строит личность, с другой стороны - это способ ее существования в двух мирах жизнедеятельности, ее активность: во внутриличностном (внутренний мир) и в межличностном пространствах, в последнем осуществляется межличностное взаимодействие с окружающими людьми. В докладе были раскрыты два основных взаимопроникающих блока психологической культуры: теоретико-концептуальный и деятельный, практический, который может быть обозначен как "психологическая деятельность".

Тема доклада А. Н. Ждан "Из теоретического наследия: роль В. Н. Ивановского, профессора Белорусского университета (1921 - 1927) в разработке методологических основ психологической науки". Деятельность В. Н. Ивановского протекала на переломе исторических эпох в судьбе России. Его жизнь и творчество вместили в себя дореволюционный и советский периоды и олицетворяют преемственную связь между наукой и философией дореволюционной и советской России 20-х годов XX века. Вместе с такими учеными, как В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, М. М. Рубинштейн, А. П. Нечаев, Н. Н. Ланге и др. он включился в работу научно-психологических учреждений послереволюционной России.

В. Н. Ивановский - автор исследований по широкому кругу фундаментальных проблем: истории философии и психологии, истории образования и просвещения в средние века, университетского образования в России. Он активно участвовал в развитии педагогической психологии, в работе съездов по педагогической психологии (1906, 1909), был переводчиком таких классических трудов, как "Система логики" Дж. Ст. Милля, "Дедуктивная и индуктивная логика" В. Минто, "Психология" А. Бэна и др. Позже он отмечал роль работы над переводом "Логики" Милля в накоплении материала по методологии науки, которая была главной в его творчестве.

стр. 127

В психологии наибольшую известность получили труды по истории ассоцианизма. В книгах "Ассоцианизм психологический и гносеологический, историко-критическое исследование" (1909 г.), в статье "К вопросу о генезисе ассоцианизма" (1910) и других работах, часть которых осталась в рукописи, В. Н. Ивановский дал глубокий и объективный анализ этого направления, проследил процесс его становления и развития.

Книга "Методологическое введение в науку и философию (1923), как указывает автор, представляет собой сокращенный курс лекций по логике и методологии науки, который он читал студентам всех отделений педагогического факультета БГУ, а до этого - в Московском, Казанском и Самарском университетах. В. Н. Ивановским были выявлены основные тенденции в развитии научной и философской мысли от первых ее истоков, которые связаны с греческой философией, начиная с IX - X вв. до н.э. и до философских школ и направлений XX в. Среди этих тенденций в качестве важнейшей выступает рост сознательного отношения к методологическим проблемам познания и практической деятельности. Подчеркивая необходимость методологических принципов в творческой научной деятельности, он призывает отличать их от готовых шаблонов.

Специальный раздел отведен общей классификации наук, в котором предлагается оригинальный взгляд на понимание психологии как науки. Психологию он отнес к числу естественных наук. Термин "естественная наука" он употреблял в широком методологическом значении как указание на реальность. Высоко оценивал труд В. Н. Ивановского и Л. С. Выготский, подчеркивая его вклад в "психологическую методологию". Имя В. Н. Ивановского по праву должно войти в число выдающихся деятелей психологической науки.

Доклад декана факультета психологии Европейского гуманитарного университета Г. М. Кучинского "Л. С. Выготский и М. М. Бахтин о методологических проблемах психологии", был посвящен в основном пониманию сути разработанной Л. С. Выготским концепции.

Он начал анализ с методологического исследования Л. С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса", в котором автор как бы вступает в диалог на тему: "Переживает ли психологическая наука кризис? В чем его суть? Каковы дальнейшие перспективы развития в психологии?"

Л. С. Выготский дает исключительно ясные ответа на эти вопросы. Он делает важный вывод о том, что развернувшаяся в психологии борьба между различными психологическими школами является по сути дела борьбой всего лишь двух основных тенденций, "лежащих и действующих за спиной всех борющихся течений". По его словам, одна из них - психология идеалистическая, субъективная, использующая методы, от которых можно будет совсем отказаться, найдя им подходящую замену. Согласно Л. С. Выготскому, главная причина кризиса - развитие практической психологии. Необходимость обладать практической действенностью предопределила раскол психологии на материалистическую, объективную и идеалистическую, субъективную и исчезновение, отмирание последней как ненужной, не имеющей практической ценности. Л. С. Выготский пришел к выводу, что в процессе своего развития психология должна превратиться в психотехнику, т.е. в научную теорию, которая приведет к овладению психикой и искусственному управлению поведением.

Методологические размышления о сути психологического кризиса и путях его преодоления через некоторое время нашли свое воплощение в концепции культурно- исторического развития психики человека.

Но был ли Л. С. Выготский таким всегда? Не было ли другого Л. С. Выготского? А. А. Пузырей, безоговорочно определяя "позднего" Л. С. Выготского как психотехника, прилагает большие усилия, чтобы показать, что в ранний период творчества, время создания "Психологии искусства", был и другой Л. С. Выготский, стоящий на совершенно иных, непсихотехнических методологических позициях в понимании психологических задач, методов психологии и психологической практики.

В свою очередь, отметил докладчик, и в тексте "Исторический смысл психологического кризиса" есть очевидные свидетельства все тех же сомнений: зачем объяснять душевную жизнь, которая, сама по себе не требует объяснения, а требует понимания? Когда "работает" психотехника, то о душевной жизни "самой по себе" и ее понимании речь уже не идет.

Третий период творчества Л. С. Выготского, т.е. период разработки культурно- исторической теории развития психики, начинающийся с 1928 г., некоторые авторы делят на два, т.е. выделяют еще один период, примерно с 1930 г.: об этом говорят М. Г. Ярошевский и Г. С. Гургенидзе. О том же самом, но по-своему, писал В. В. Давыдов, отметивший, что в начале 30-х гг. внимание Л. С. Выготского сконцентрировалось на изучении знаковых структур, а не деятельности.

Белорусская земля подарила миру еще одного гения в сфере гуманитарного знания - М. М. Бахтина. Нам кажется, что для сопоставления научных позиций этих выдающихся авторов есть серьезные основания. Дело в том, что Бахтин, так же как и Выготский, с первой своей серьезной научной работы и до последней был озабочен методо-

стр. 128

логическими проблемами гуманитарных наук. В течение всей жизни Бахтин оставался философом-методологом. Главный вопрос, который формулирует Бахтин в работе "К философии поступка", - каким должен быть подход к постижению поступка человека с учетом принципиальных отличий мира человека от мира, изучаемого естественными науками.

Далее на пленарном заседании выступил профессор кафедры психологии Академии управления при Президенте РБ, академик Академии образования РБ М. А. Кремень с докладом "Методологические основания необходимости развития экспериментальной психологии". Проникновение с помощью объективных методов в "субъективный мир" человека и выявление объективных законов его развития составляет главную задачу психологического исследования. Научная психология, опираясь на теорию отражения, обосновала и продолжает развивать - на теоретическом и экспериментальном уровнях - понимание психического как субъективного отражения объективной действительности.

Разрыв между теорией и экспериментом есть симптом серьезных нарушений нормального развития науки. Хотя эксперимент уже давно считается в психологии важнейшим методом исследования, нередко наблюдается теоретическая, методологическая беззаботность, которая сказывается на решении ответственных прикладных психологических задач. Она проявляется прежде всего, в попытках некритического применения в практических целях научно-необоснованных методических средств. Предпринимаемые такого рода попытки зачастую спекулируют на необходимости теснее связывать психологию с актуальными задачами, которые выдвигаются на современном этапе развития общества.

Сегодня, к сожалению, часто отождествляют понятие "эксперимент" и "тестирование". Под экспериментом следует понимать включение субъекта исследования в предметную деятельность при воздействии на него независимых переменных и регистрации динамики результатов деятельности и отдельных действий. Эксперимент позволяет выявить процесс, динамику деятельности и поведения. В то же время, тестирование ограничивается случайным конечным результатом выполнения задания.

Недостаточно высокое качество экспериментальных работ нарушает гармоничное развитие психологической науки. Для этого нужно, чтобы теория опиралась на солидную экспериментальную базу. Совершенно неслучаен факт, что за последнее десятилетие в Беларуси защищены только 1 докторская и 2 кандидатские диссертации, опирающиеся на полноценные экспериментальные исследования. По мнению автора, некоторые причины состоят в следующем: отсутствие должного уровня обучения в вузах по курсу "Экспериментальная психология"; в условиях нашей науки работа экспериментатора более тяжелая и менее "рентабельная": признание его как ученого, достигшего научной степени, происходит значительно позже и т.д. Единство эксперимента, теории и практики - необходимое условие развития всей системы психологических наук. Психологическая теория развивается на базе тех данных, которые накапливаются в экспериментальных и прикладных исследованиях. Являясь для теории неиссякаемым источником информации, они служат средством проверки ее истинности.

В докладе В. А. Кольцовой "Количественные методы в истории психологии" отмечалось, что при изучении истории психологии используется совокупность методов, релевантных особенностям ее предметной области и задачам исследования. Уровень разработанности методического инструментария реконструкции проблем психологического познания в значительной мере предопределяет полноту, глубину и достоверность результатов историко-психологического исследования. История психологии, осваивая новые направления психологии, вводит в круг исследования, ранее недоступные для изучения, страницы психологической мысли. В. А. Кольцова привела интересные данные по использованию количественных методов при выявлении направлений и тенденций развития российской психологии на рубеже 80 - 90-х гг. XX в. В качестве измерителя исследуемых показателей выступало число опубликованных по психологии научных работ (книг), данные о которых содержаться в "Ежегоднике книги", выпускаемом книжной палатой РФ. Рассматривалась динамика роста числа научных публикаций как индикатора научной продуктивности, актуальности и перспективности психологической проблемы или направления. Число публикаций служило показателем "напряженности проблемного поля", итогом роста и спада в науке. Для проведения такого анализа был разработан рубрикатор отраслей, направлений и проблем психологии, учитывающих как традиционные представления о структуре психологической науки, так и новые тенденции в развитии современной психологии.

В докладе А. А. Гостева "Образная сфера личности в познании духовных смыслов" подчеркивалось, что мы являемся свидетелями отрадного факта: в психологию возвращается интерес к духовной жизни людей. Например, работы К. А. Абульхановой, Б. С. Братуся, В. Н. Дружинина, В. И. Слободчикова, В. А. Пономаренко, Т. А. Флоренской, В. Д. Шадрикова, П. Н. Шихирева нацелены на познание духовного начала в человеке. Докладчик считает, что область религиозного опыта также является полноправным

стр. 129

объектом научного познания. То, как духовное начало отражается человеком, каковы когнитивные и регулятивные эффекты переживания им духовного опыта, является актуальной проблемой психологической науки. Психология, однако, должна найти свое место и в междисциплинарном изучении сферы духовного бытия, быть открытой для обсуждения материала, накопленного в других системах познания. Феноменологические описания переживаний человеком образов духовно-нравственного содержания, реконструируемые, в частности, через историко-психологический анализ, являются необходимым направлением изучения внутреннего мира личности.

В докладе Е. Н. Резникова "История развития исследований по этнической психологии за рубежом и в России" отмечалось, что исторический анализ отечественных исследований по этнической психологии содержится в монографиях Н. Джандильдина и Е. Н. Будиловой, в работах Ю. Ф. Кузнецова, А. М. Медведева и др. За основу периодизации развития этнической психологии на Западе и в России взяты два критерия: создание теоретико-методологической базы и методологического инструментария (использование не только качественных, но и количественных методик сбора информации).

В истории исследований по этнической и кросскультурной психологии в России и за рубежом можно выделить четыре периода (донаучный, описательный, создание научных основ и становление этнической психологии). В России, к сожалению, научных школ по этнической психологии не было. Этнопсихологические исследования по международным программам широкого распространения на Западе и в России не получили.

В докладе Ю. Н. Олейника на тему: "Проблема индивидуальности и личности в святоотеческой традиции и религиозно-философских работах", отмечалось, что широкий круг вопросов, связанных с разработкой индивидуальности с психологической точки зрения постоянно привлекал внимание ученых. При этом, преимущественно в качестве исходной концепции, используются положения естественнонаучного подхода. Интересные результаты, полученные в русле такой традиции, широко известны и представлены в научной литературе.

Между тем, достаточно длительный период, превышающий период развития научной психологии, психологическое знание формировалось и развивалось вне научной формы познания. В докладе был дан подробный анализ работ Б. П. Вышеславцева, В. И. Несмелова, Л. П. Корсавина, С. Л. Франка, И. А. Ильина и др. При всем многообразии идей вышеупомянутых авторов относительно индивидуальности, личности, "самости" человека, их акцент на различных аспектах проблемы понимания сущности, обоснования и ценности индивидуального бытия, можно говорить о единении этих мыслей в вопросе об исходных тезисах самой постановки вопроса о самобытности человека.

В докладе профессора кафедры общей и детской психологии БГПУ им. М. Танка Е. А. Панько на тему: "Исследование белорусскими психологами профессиональной деятельности педагога дошкольного образования", отмечалось, что психология воспитателя - молодая ветвь педагогической психологии. Первые исследования в этой области, появившиеся в 70-х гг. XX в. на базе МГПИ им. М. Горького (кафедра психологии), носили профессиографический характер. Первоначально изучению подвергалась деятельность воспитателя детского сада, ее отдельные компоненты (мотивы, профессионально-педагогические умения и др.).

Были выделены специфические характеристики труда воспитателя, отличающие его от педагогической деятельности учителя, обусловленные, прежде всего, возрастными особенностями воспитанников детского сада, а также основным предметом деятельности воспитателя. В 80-е гг. в специальном исследовании изучается работа воспитателя, связанная с организацией и руководством им конкретными видами деятельности ребенка (игровой, учебной, трудовой, художественной). Особое внимание уделяется в этот период стилевым характеристикам деятельности воспитателя. Так, на основе наблюдений и экспериментальных данных были выделены 6 типов воспитателей, различающихся профессиональными интересами и направленностью на конкретный вид детской деятельности, получившие, соответственно, условные названия: "игровой", "дидактический", "художественный", "гармонический", "формально-прагматический", "идентифферентный".

Изменение ценностных ориентации в образовательной системе, их гуманизация, характерные для последнего периода, во многом повлияли на модель деятельности воспитателя детского сада, на которой основываются требования к личности педагога. Личностно-ориентированная модель, пришедшая на смену ранее господствующей дисциплинарной, не могла не отразиться и на функциональных обязанностях воспитателя. Современные программы дошкольного образования, основанные на гуманистической парадигме (в их числе белорусская программа "Пралеска") предполагают педагога, готового к реализации таких функций, как: охрана и укрепление здоровья детей (физического и психологического), воспитательная, диагностико-коррекционная, исследовательско-инновационная функции, сотрудничество с родителями, профессиональное самосовершенствование.

стр. 130

В докладе подробно были проанализированы исследования белорусских психологов, которые проводились в различных учреждениях, на разных этапах и по различным направлениям.

Изучение психологии педагога дошкольного образования велось параллельно с созданием инструментария самого исследования. При этом разрабатывались (и разрабатываются) как методологические аспекты исследования, так и конкретные методы и методики, позволяющие получить новые данные о личности и деятельности воспитателя, о результатах его труда.

Секционная работа проходила по пяти тематическим направлениям.

1. "Развитие белорусской психологии в 20 - 30-х гг. XX в., ее связь с мировой и российской наукой". Сопредседателями были: И. Е. Валитова (Брест), Л. А. Кандыбович (Минск), В. А. Кольцова (Москва).

2. "История развития отраслей психологии и научных школ в Беларуси". Сопредседатели: Н. Т. Ерчак, Л. В. Марищук, Л. А. Пергаменщик (Минск).

3. "Формирование новых мировоззренческих и ценностных ориентации молодежи в постперестроечный период Республики Беларусь". Сопредседатели: С. А. Игумнов, Я. Л. Коломинский, С. И. Коптева (Минск).

4. "История развития психологического образования и преподавания психологии в учебных заведениях Беларуси". Сопредседатели: А. А. Аладьин, Е. А. Архипова, Л. Н. Рожина (Минск).

5. "История развития инженерной психологии, психологии труда и специальной психологии в Беларуси". Сопредседатели: В. И. Козобовский, Г. В. Люсик, Е. С. Слепович (Минск). Было представлено 17 докладов.

Знаменательным событием для психологов республики стало проведение 17 апреля 2003 г. организационного собрания по избранию президиума общества психологов Беларуси.

Одним из пунктов решения конференции была разработка протокола о дальнейшем сотрудничестве в области исследований по истории психологии между БГПУ им. М. Танка и Институтом психологии РАН. В частности достигнута договоренность: о проведении совместных конференций и встреч по проблемам истории психологии, публикациях в журнале "Пахалопя", организации совместных исследований, консультаций, работ в архивах, обмене печатной продукцией, об участии в готовящейся к изданию в Москве энциклопедии о славянских мыслителях дореволюционного периода начала XX в. и др.

Л. А. Кандыбович,академик Академии образования Республики Беларусь, Минск

стр. 131