logo search
пособие(финал)

Оглавление

Введение

1.Современное общество, массовая культура и масс-медиа 4 2. Телевидение и постмодернизм 14

4. Телевизионные шоу и их ведущие 18

5. Программы о стиле жизни 23

6. «Формульные жанры» и аттракционы на телевидении 28

7. Ток-шоу 35

8. Реалити-шоу 40

9. Игровые шоу 45

10. Журналистика + развлечение. 51

Введение

На современном этапе традиционное эфирное телевидение все больше сдает позиции многофункционального средства массовой коммуникации, уступая информационную функцию так называемым «новым медиа», в частности, Интернету. Социологические исследования из года в год демонстрируют рост популярности развлекательных телепрограмм, их количества и разнообразия. Сегодня телевидение стало важнейшей частью индустрии развлечений. Российские телезрители предпочитают проводить досуг у телеэкрана, который предлагает им хорошо сделанный, эффектный экранный продукт, который не претендует на высокий художественный уровень, а позволяет аудитории расслабиться и получить разнообразные эмоции, уводящие его из мира реальности в иллюзорное пространство телевизионной (виртуальной) реальности.

Законы, по которым создаются подобные телевизионные продукты, часто далеки от тех, которым учат тележурналистов. В этой индустрии правят бал законы массовой культуры и порожденных ею эстрадных искусств. Там востребованы режиссеры, умеющие заворожить публику каскадом аттракционов, и актеры, чьи лица постоянно мелькают на теле- и киноэкране, а также на страницах глянцевых журналов.

Однако это не означает, что на этом телевидении нет места журналистам. Напротив, журналистов на этом телевидении по прежнему ждут, однако предлагают им не совсем привычные роли и предъявляют мало знакомые требования. В первую очередь, от них требуется умение не просто свободно творить, а писать сценарии, соответствующие формату программы, то есть с соблюдением множества правил. Кроме того, от журналистов требуется умение парадоксально мыслить, проводить неожиданные параллели, лихо закручивать интригу, виртуозно работать со словом и т.п.

Все эти и множество других требований – не блажь редакторов и продюсеров, а необходимость, продиктованная законами телевизионной индустрии эпохи «общества спектакля». Как полагают теоретики и практики массовой культуры, современный телезритель, пресыщенный в изобилии предлагаемыми ему зрелищами, как мифологический Минотавр, все время жаждет свежей крови - новых эмоций и ощущений, которые ему исправно поставляет телевидение.

Все эти идеи и требования могут показаться странными, если не понять логику того, как развивалась мировая художественная культура в течение всего ХХ века, а особенно во второй его половине. Задача предлагаемого учебного пособия – научить студентов-журналистов эффективно работать над созданием телевизионных зрелищ. Для этого необходимо понимать, как художественные процессы минувшего столетия предопределили судьбу современного телевидение, какие гибридные формы образуются при создании телезрелищ, какие механизмы воздействия на аудиторию чаще всего используются их создателями и почему они столь эффективны (т.е. гарантируют высокие рейтинги).

Данное учебное пособие содержит не только вопросы для самоконтроля, но и творческие задания, позволяющие применить полученные теоретические знания на практике. Оно должно помочь студентам при изучении спецкурса «Телевизионная журналистика как сегмент массовой культуры» и спецсеминара «Особенности телевизионных зрелищ эпохи Постмодерна», а также при подготовке курсовых и дипломных работ.

При подготовке учебного пособия использованы вышедшие ранее книги автора «Телевидение и театр: пересечения закономерностей», «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия», а также на современные исследования российских и зарубежных авторов, изучающих массовую культуру и масс-медиа.

  1. Современное общество, массовая культура и медиа

Вмешательство средств массовой коммуникации в традиционную картину мира происходило в течение всего ХХ века и острее всего ощущалось в сфере культуры. Общество постепенно становилось все более информированным, а произведения искусства все больше и больше втягивались в орбиту этого информационного вихря.Пропаганда культуры и искусства средствами массовой коммуникации, представлявшаяся в начале ХХ века безусловным благом, к середине века стала пугать художников. Традиционные искусства, такие как литература, театр, изобразительное искусство и т.д., и только нарождающиеся технические искусства – кинематограф, радио и телевидение (поначалу все они претендовали на то, чтобы стать полноценным искусством) старательно определяли свое место в новом мире, возникающем благодаря технологической революции.

Изменившиеся условия жизни людей, в частности, активизация процессов урбанизации, привели к тому, что произошло разрушение границ между повседневностью и праздничной жизнь. Городская индустриальная культура, активно развивавшаяся в ХХ веке, благодаря увеличению времени досуга, формировалась под влиянием элитарной культуры образованного сословия и народной культуры сельского населения, хлынувшего в города. В результате сложного синтеза постепенно сложилась так называемая массовая культура, обладающая большим развлекательным потенциалом. Возникшие практически одновременно с ней новые технические средства массовой коммуникации отлично подходили для ее тиражирования.

Вокруг понятия «массовая культура» уже много лет ведутся оживленные научные споры. В частности его сопоставляют с понятием «популярная культура», то предлагая считать их синонимами, то считая одно частью другого, то определяя ими разные аспекты одного и того же явления культуры. Читатель может ознакомиться с сутью этих дебатов подробно в литературе, предложенной для ознакомления в конце этого раздела. Для нас же будет важно, в данном случае, понимание нескольких важных свойств массовой культуры. Их упоминают практически все авторы, давая определения понятия.

Массовая культура (определение):

Массовая культура – «исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и особенно расширившийся в период информационных технологий». «Массовая культура может рассматриваться как культурная универсалия, обозначающая одну из областей культуры, которая понимается большей частью населения». («Массовая культура: Учебное пособие/ Акопян К.З., Захаров А.В., Кагарлицкая и др. М., 2004. С. 19)

«Массовая культура – это специфический способ освоения действительности и адаптации к ней, проявляющийся в условиях индустриально развитого «массового общества», это явление, характеризующее специфику производства и распространения культурных ценностей в современном обществе. Ее отличительными особенностями являются такие, как ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий характер, использование клише при создании артефактов, а также связьсо средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей. Обладающаясобственным знаковым кодом, массовая культура создает символическую надстройку над константной реальностью, которая многими воспринимается как подлинная реальность или ее полноценный заменитель».

(Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.,2006. С. 68.)

То есть два подхода к определению массовой культуры: качественные и количественные. В основе качественного подхода лежит оценка произведений массовой культуры. Как правило, в этом случае массовая культура противопоставляется элитарной по определенным этическим и эстетическим критериям. Причем массовая культура может рассматриваться не только как явление отрицательное – вульгаризирующее и тривиализирующее подлинные ценности, но и как явление положительное – демократизирующее культуру, делающее высокие ценности доступными для массового человека и тем самым гуманизирующее его. В основе количественного подхода, во-первых, способ распространения: массовая культура – все, что передается через средства массовой коммуникации. Во-вторых, рыночная успешность: массовая культура – все, что хорошо продается и пользуется массовым спросом.

В приведенных выше определениях для нас важен и еще одни тезис: массовая культура предлагает зрителю имитацию реальности, то есть своеобразную виртуальную реальность, отличающуюся жизнеподобием, но живущую по собственным законам.

Массовая культура, приемлемая и понятная большинству населения в любую историко-культурную эпохи и в любой стране оказалась столь востребована благодаря процессам глобализации, под которой понимают процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. О глобализации ученые начали говорить в середине 1980-х годов, но как новое ощущение реальности, овладевшее широкими слоями населения Земли, она заявила о себе уже в 1990-е годы после окончания противостояния сверхдержав, демонтажа мировой биполярной политической системы, а для России - после падения «железного занавеса». К этому времени возникла новая социально-экономическая мировая система, основанная на принципах экономическойцелесообразности, неолиберальных политических взглядах и регулируемая с помощью рыночных механизмов. Безусловно, индустрия масс-медиа активно способствует процессам глобализации, так как интеграция и унификация являются обязательными условиями успешного функционирования медиабизнеса.

Многочисленные исследователи феномена массовой культуры и масс-медиа (В. Беньямин, Г. Маркузе, Д. Белл, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, У. Эко, Ж.-Ф.Лиотар, Н. Луман, Ж. Липовецки, М. Кастельс, Дж.Фикс, З.Бауман и другие) на протяжении всего ХХ века высказывали разнообразные соображения по поводу перспектив влияние масс-медиа на развитие цивилизации. Человек, которого формирует новая культура, представлялся им «одномерным» (Г. Маркузе), общество – «обществом спектакля» (Ги Дебор), реальность заменялась «реальностью масс-медиа» (Н. Луман), полной «симулякров» (Ж.Бодрийяр). Однако несмотря на то, что многие неблагоприятные прогнозы теоретиков сбылись, современное общество не может обходиться без масс-медиа. Телевидение как часть медиасистемы тоже участвует в глобальной коммуникации и в формировании массовых информационных потоков – главного ресурса нового общества. Чтобы сообщение не затерялось в потоке информации, журналисты вынуждены облекать их в яркие и доступные формы, выработанные массовой культурой и переосмысленные эстетикой постмодернизма.

Литература по теме:

Обязательная литература:

1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/index.php

2. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М. 2000. Режим доступа: http://culturca.narod.ru/cast.htm

3. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2006.

4. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

5. Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Бек У. Что такое глобализация?М., 2001.

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М., 1996.

7. Мальковская И. Многоликий Янус открытого общества. М., 2005.

8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы особенности массовой культуры?

  2. Назовите критерии информационного общества.

  3. Какое влияние оказывает глобализация на развития масс-медиа?