logo
пособие(финал)

3. Развлекательное телевидение и понятие формата

Современный человек часто не отдает себя отчета в том, что его мировоззрение пронизано идеями постмодернизма. Влияние постмодернизма на повседневную жизнь людей можно заметить, в частности, анализируя телевизионные предпочтения аудитории. Мы уже говорили во введении о все возрастающем количестве и популярности развлекательных программ. Сегодня развлечение перестало быть одной из функций телевидения. Оно проникает в информационные, научные, просветительские программы, образуя с ними гибриды (инфотейнмент, сайнстейнмент, спорттейнменст, калчертейнмент эдьютейнмент). «Сегодня очевидно движение наших электронных СМИ в сторону развлечения – оно захватило практически все форматы телевидения»4- пишет главного редактора журнала «Искусство кино» Д.Б.Дондурей. Как и прочие явления массовой культуры, развлекательные программы можно расценивать как легкомысленные и бессодержательные. Однако нельзя не признать, что они интегрируют общество, формируютновые социальные связи, вырабатываюти транслируют правила и модели поведения, утверждают систему ценностей. Развлекательные программы - самый легкодоступный и эффективный в современных условиях вариант проведения досуга, способ рекреации.

Развлекательные программы (определение):

«Программа, предназначенная в первую очередь для отдых, направленная на доставление удовольствия и/или эстетического наслаждения».

( Методика по практическому применению и использованию «Единых требований (классификатора) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции» М., 2008. С. 44.)

«Развлекательные программы – это те программы, которые без специальной предварительной подготовки позволяют любому зрителю снять напряжение, получить удовольствие, позволяют ему отдохнуть, эмоционально (как правило, позитивно) осмыслить происходящее вокруг него. Развлекательные программы – это программы, которыми человек заполняет своё свободное время, не имея на то жизненной необходимости, причём основными их признаками является сочетание юмора, азарта, лёгкости, получения удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и снятие напряжения».

(Акинфиев С. Жанрово-тематическая структура современного российского развлекательного телевидения. Диссертация на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2008)

На наш взгляд, к вышеназванным характеристикам надо добавить еще и коммерческую успешность развлекательных программ. Как часть массовой культуры они должны быть понятны максимальному количеству зрителей, хорошо «продаваться» и пользоваться массовым спросом (т.е. иметь высокий рейтинг). В погоне за рейтингом (что не всегда надо расценивать как негативное явление) создатели современных телевизионных зрелищ создают столь замысловатые гибриды жанров телевизионного искусства и телевизионной журналистики с жанрами старших видов зрелищных искусств (драматического театра, эстрады, цирка, кино), что их чаще всего почти невозможно описать с точки зрения жанровых признаков.

В условиях современной медиаиндустрии, подчиненной законам бизнеса, телепрограмма, как правило, не может быть штучным продуктом. Для оптимизации производственных процессов было введено понятие формат, которое используется в разных контекст. В узком смысле формат - шаблон, по которому делается программа, а в более широком - направление вещания.

Формат:

«Эта характеристика программы используется для классификации ее формальной структуры, другими словами, показывает, как построена программа, все зависимости от ее содержания. В большинстве случаев эту характеристику программы можно правильно определить даже без просмотра».

( Методика по практическому применению и использованию «Единых требований (классификатора) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции» М., 2008. С.35.)

«Понятие “формат” − так, как оно складывается в настоящий период, − чаще всего обозначает совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, выделяемых по тому или иному основанию для соотнесения его с другими предметами коммуникации. Эти признаки выступают в качестве критериев, по которым определяется возможность предъявления данного произведения аудитории и наиболее подходящая его подача. Так же, как площадь, объем, форма предметов определяют их место в вещном мире, так и формат определяет место информационных продуктов в процессе коммуникации. Поскольку в каналы коммуникации поступают и журналистские произведения, они тоже могут рассматриваться с точки зрения того места, которое должны занимать в каналах коммуникации на основании своих смысловых или формальных характеристик. Поэтому и возникает частичное совпадение объемов понятий “жанр” и “формат”».

(Из доклада Г.В. Лазутиной «Терминологическая дискуссия как экспертиза профессионального сознания и путь к конвенции» на межкафедральном семинаре «Динамика жанров и форматов» Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова// Медиаскоп. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/520)

Цитированный выше классификатор телепрограмм, разработанный Некоммерческим партнерством «Медиа Комитет» предлагает делить программы по формату на постановочные (требующие больших финансовых затрат на сценарий, декорации, актеров и т.д.) и не постановочные (требующие меньше финансовых затрат).

Там же названы следующие форматы развлекательных программ:

- Шоу с ведущим. («Программа, которую нельзя отнести к непостановочным программам, носящая обычно легкий развлекательный характер, в которой один или несколько человек выполняют роль конферансье, диктора, ведущего, комментатора, председательствующего или выступающего»5).

- Простое игровое шоу. («Состязательное шоу чисто развлекательного характера (как правило, на выигрыш) с низкими производственными затратами»6Пример: шоу «Поле чудес»).

- Большое игровое шоу. («Состязательное шоу чисто развлекательного характера (как правило, на выигрыш) с высокими производственными затратами»7. Пример: «Ключи от форта Байард».)

- Телевикторина/конкурс. («Состязательные шоу, требующие от участников демонстрации определенных знаний и интеллекта и/или связанные со значительной продюсерской работой и составляющие часть культурно-просветительной деятельности вещателя»8. Пример: «Умники и умницы».)

- Эстрадное шоу. («Программа с эстрадными номерами различных испольнителей – комиков, фокусников, певцов и т.п.». Пример: трансляция циркового представления»9.)