1.1 Литературные способности журналиста
Для начала обратимся к теории. Литературная способность - такая способность, позволяющая осуществлять литературную деятельность с определенной долей успешности.
Литературные способности, как и остальные специальные способности, имеют свои особенности. В первую очередь к ним относится направленность интеллекта в сферу общих гуманитарных способностей - вербальный интеллект.
Составляющими вербального интеллекта являются:
познавательный интерес и обостренная восприимчивость к языку;
умение связывать слово и его значение с внутренними переживаниями;
высокая чувствительность на восприятие окружающего мира (природы и людей);
развитое воображение, которое начинает выполнять регулирующую функцию и подчинять восприятие возникающим художественным замыслам, дорисовывать то, что было за пределами воспринимаемого;
ассоциативность мышления,
синтетичность памяти,
чувство языка,
эстетическое отношение к языку.
Все эти аспекты неотъемлемы и для журналиста. Но всё же нет единого мнения, что именно первостепенно для этой профессии.
Что же за человек, журналист? В первую очередь - это личность нестандартная, любопытная, интересная, харизматичная. Обратим внимание не последнее качество. Оно действительно отражается в авторских текстах, раззадоривает читателя и не даёт ему бросить ту или иную статью на середине, потому что это долго или, попросту, не интересно. Харизма - это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Слово это греческого происхождения и переводиться как «притягивать к себе внимание». Харизма журналиста - это мощный фактор, который просто обязан иметь место в его работах. Когда читатель открывает газетный или журнальный текст, он не пытается представить того человека, который писал эту статью, он больше обращает внимание на то, как написана статья, как она воспринимается зрительно и подсознательно, вызывает ли она какие-то чувства: смех, жалость, стыд, озлобленность и т.д.
Но, к сожалению, данное свойство нельзя подкрепить ко всем жанрам «литературной» журналистики. Для аналитика важны особая компетентность в своей сфере, глубина постижения бытия, умение рассматривать отдельные явления в их взаимосвязь с обществом или наоборот, их проблемы и целостности, объективность, способность предоставить и объективно подмечать множественные позиции, диалектизм, нестандартность, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, возможна способность делать прогнозы.
Публицист немыслим без яркой индивидуальности, высокой степени личностного начала в работе, умения привлечь внимание потенциальной читательской аудитории, убедить её и получить признание. Ему нужны эрудиция, образная речевая метафора, творческая индивидуальность, нестандартность, аналитические способности, независимость суждений.
Интервьюер немыслим без способности задавать правильные вопросы, относящиеся к теме интервью или вопросы каверзного характера, способные удивить, поразить, рассмешить.
Таким образом, в профессии журналиста литературные способности должны вызывать эмоции, это ключ к успеху читателя.
1.2 Роль и способы выражения авторского «я» через публикацию
Различные аспекты авторского самовыражения журналиста способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих аспектов ярко выражена категория авторского «я». Используя этот инструмент, журналист может вторгаться в ход описываемых событий, выражая свою точку зрения, имитировать общение с читателем, предполагать.
В газетной практике используются многообразные формы авторского вторжения. Журналист может поделиться в ходе описания событий своими воспоминаниями или своим мнением, соображения специалистов по этому поводу или предположить решение описываемой задачи или проблемы. Так же часто встречаются «авторские» эмоции. Одним словом, автор может предстать перед читателем в различных ипостасях: как герой-единомышленник, как судья, как простой свидетель события - в таких диспозициях авторское «я» выполняет разные функции. По мнению заместителя главного редактора газеты «Культура» Марины Ивановны Старуш, «я» действующее наиболее соответствует одному из методов публицистики - репортажности. Оно используется в различных модификациях, из которых наиболее популярными становятся автор-очевидец, автор-участник, автор-наблюдатель. Именно этими образами достигается эффект соучастия, что является мощным аспектом влияния на читателя. Он будет «переживать» текст вместе с автором и теми, кто был в описываемой ситуации.
«Я» размышляющее ориентировано на совместное решение поставленных задач, совместное исследование, выделение читателя творческую лабораторию. Это обеспечивает эффект само- и совместного размышления с автором.
На основе этих подходов М.И. Старуш выстраивает два принципа составления образа автора-журналиста: репрезентативный и интроспективный. Такие словосочетания как: «мне кажется», «предполагаю», «я чувствую» заставляют «осознать» событие через призму взгляда писателя. Образ мыслящего автора может быть раскрыт не только через осознание внешнего мира, но и через самопознание. Использование в журналистике авторского «я» всегда имеют свою мотивацию. Чаще это встречается при раскрытии смысла и задачи выбранного события или уже бесспорное понимание проблемы обществом, например, сводки новостей.
Используя подобное выразительное средство, журналист стремиться привлечь и завлечь человека как читателя, как соучастника, как звено общества, в котором «это» произошло.
Размышляя о судьбах героев, журналисты используют различные утверждения, вопросы, отрицания. Журналист, конечно, должен играть роль фотокамеры, но выкладывая эту «фотографию на бумагу», автор должен сформировать определённые суждения о рассматриваемом объекте и предмете познания. При этом суждение автора должно быть направлено на постижение истины. Здесь он может выдвигать различные гипотезы, сомневаться и пытаться проверить правдивость того или иного факта, утверждать или опровергать.
Авторы могут использовать в своих рассуждениях как атрибутивные, так и реляционные суждения. В первом варианте журналист стремиться зафиксировать и показать отсутствие у предмета какой-либо субъективной способности или свойства, во втором - отразить известные отношения между этими предметами.
Собственное мнение автор может построить исходя из представленных им же фактов, положений и вопросов. Вопрос ориентирует и стимулирует как автора, так и читателя на конструктивный ответ в виде рассуждения или системы исследований.
Путь мыли журналиста, как правило, завершается какими-то тезисами или выводами по поставленной задаче или проблеме, которые являются его субъективным умозаключением. Этот аспект и представляется конечной целью для связи журналиста и читателя.
1.3 Роль авторского стиля в журналистике
журналист индивидуальный стиль мировоззрение
Индивидуальный авторский стиль - это изюминка журналиста. В зависимости от того, как он будет писать, с какой интонацией, на какую тему, и будет формироваться его читательская аудитория. Он обозначает не только специфику и характер восприятия, но идею воспроизведения и взаимодействия журналиста с действительностью и аудиторией.
В каждом авторском стиле есть своя индивидуальность, своя система, свой «историзм».
Само понятие индивидуальной стилистики классифицируется несколькими признаками. Первый - фиксирует то положение, что авторский стиль является совокупностью методологических и методических предписаний, которыми руководствуется журналист в своей профессии. Второй - что существует взаимосвязь между различными требованиями, рекомендациями и предписаниями. Третий - что эта совокупность образовывается и развивается во времени.
Помимо этого, явными признаками индивидуального стиля журналиста можно считать:
система использования приёмов и способов письма;
обусловленность системы личными качествами;
эффективность данной системы как средства приспособления читательской аудитории к объективным требованиям.
Индивидуальный стиль писателя-журналиста формируется в результате взаимного «привыкания» читателя и читаемого труда, к которому последний предъявляет совершенно определённые требования: внимательность, вдумчивость, стремление. Хотя не стоит забывать и тот факт, что изучение дисциплины «журналистики» предусматривает изучение и требует соблюдения определённого комплекса правил и форм написания, к примеру, статей - по форме, стилю и с содержанием определённой лексики. Но всё же психологи давно уже отметили, что «в основе успешного выполнения всякой деятельности могут лежать чрезвычайно разнообразные сочетания «способностей».
Индивидуальный стиль деятельности журналиста выявляется, в первую очередь, на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, т.е. в тех устойчивых идейно-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях «произведений» автора, которые позволяют читателю идентифицировать различные творения этого автора, дают аудитории основание для «узнавания» журналиста как творческой личности.
Именно на этом факторе - творческой специфичности - акцентируют своё внимание множество исследователей, скорее потому, что здесь можно расставить и особые приоритеты и составить ряд тезисов для более конструктивного анализа.
Можно предположить, что творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов. Следует учесть также и то, что в текст, как правило, вносятся различные поправки и изменения различными людьми. Именно в социальном эффекте как конечном результате деятельности - в типе и характере изменений, происходящих в самой действительности или в сознании аудитории, - журналист полностью выявляет свою творческую индивидуальность.
Очевидно, что творческий процесс журналиста во всех его проявлениях и на всех этапах, а стало быть и его творческая манера запрограммированы в определенной степени ориентацией на тот или иной тип социального эффекта.
Ориентация на аудиторию предопределяет тяготение к активному использованию художественно-публицистических средств воздействия. Ориентация на организационный эффект стимулирует повышенный интерес к тем сферам действительности, которые требуют немедленного вмешательства.
Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый «образ автора». Эта категория тщательно разработана в литературоведении; в различных аспектах рассматривалась она и в теории журналистики, поэтому я коснусь здесь лишь некоторых моментов. Прежде всего следует отметить, что образ автора - это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. В первую очередь в этом образе выделяются интеллектуальные, душевные качества. И вместе с тем, случаи, когда слово расходится с делом, когда журналист пишет одно, а думает и ведет себя по-другому, свидетельствуют о нормативности образа автора, его нетождественности личности журналиста. В сущности, образ автора выступает для читателя как образ-эталон.
Функции образности автора не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре публицистического текста. Именно образ автора зачастую связывает воедино разнородные элементы произведения. Кроме того, образ автора (выраженный ли в форме непосредственных заявлений -«я видел», «я слышал», «я подумал» и т.д., или же «растворенный» в системе рассуждений» является бесспорным катализатором восприятия заложенной в тексте информации, поскольку создает ситуацию диалога. Читатель, реконструируя способы мышления, чувствования, оценки явлений действительности, характерные для данного автора, как бы вступает с ним в спор, проверяя в этом споре собственные и способы мышления, чувствования, критерии оценки. Внешнее восприятие перерастает во внутреннее, обогащая личность читателя.
Таким образом, наиболее важным фактором воздействия на потенциальную читательскую аудиторию - это индивидуальность автора. Любая статья, любой журнальный пролог или анонс будут иметь свой успех в том, случаи, если он «зацепил» читателя не только темой, но и содержанием, стилистикой, «изюминкой».
Глава 2. Особенности индивидуального стиля журналиста в периодических изданиях
2.1 Зависимость индивидуального стиля журналиста от его мировоззрения и нравственных норм
Индивидуальный стиль журналиста характеризуется значимостью тематического содержания, глубиной разработки содержания, оригинальностью творческих приёмов, совершенством формы «произведения». Истоки авторского стиля журналиста - во взаимодействии мировоззрения и нравственных норм, знаний, чувств, умения убеждать, сложившимися социально-психологическими стереотипами.
Возьмём, например, российского журналиста и писателя газеты «Известия», Андрея Колесникова. Более двух лет он вёл колонку для «Огонька». Его позиционируют как высокоинтеллектуального и образованного писателя, знающего толк в журналистике. Среди задач, стоящих перед ним, можно представить следующие: во-первых, журналист - носитель идейного замысла произведения, должен чётко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий. Во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность. В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности писателя-журналиста и его отношение к действительности.
Ещё одним примером представляется основатель и главный редактор газеты The eXile - американец Марк Эймс. В России он работает и по сей день с издательства ми Playboy и BQ. В его тестах чётко видна его мировоззренческая позиция относительно «грязно» распространённых мифов о России. Его убеждения и принципы, касающиеся этого насущного вопроса, одной сплошной ниточкой проходят через его произведения.
Мировоззрение личности складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам социального сознания: большую роль в нём играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные же знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности. Кроме того науке рационализирует отношения индивидуума и действительности, избавляя от поданных стереотипов и, как следствие, заблуждений.
Примером к этому тезису могут стать тексты Бориса Булюбаша, постоянного автора «Вокруг Света» и других научно-популярных изданий. Нравственные принципы, по его мнению, и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельность, её целям и итогам. Автор-журналист того или иного издания, статьи, заметки, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания, свое материи понимания идеи. В силу того, что сознание есть единство отражения действительности и отношения к ней, в структурной составляющей тестов можно обнаружить различного рода рациональные и чувственные образования, возникшие в сознании автора и отражённые им в определённой знаковой системе.
Ярким примером индивидуальности стиля от нравственных норм можно представить редактора воскресного аналитического раздела в газете Dallas News, автора известного бестселлера Crunchy Cons Рода Дриера. В свои работах он исследует и пропагандирует духовность исканий, тягу людей к добропорядочной честной жизни прошлых лет, противодействие к либерализму, безнравственности и особое внимание уделяет абортам. Героями его текстов становятся католики, иудеи, православные и протестанты.
У настоящего журналиста всегда есть несколько тем, близкие его духовному складу и складу мировоззрения, восприятию действительности. Предпочтение какой-либо тематики обусловлено несколькими аспектами: близость духовной темы, мировоззрению, ощущению. Мировоззренческая установка проявляется и в тематических пристрастиях журналиста, и в определении идейной направленности произведения, и в выборе объекта изучения.
Например, вспомним несколько известных журналистов, имеющих свои топики. У В. Пескова, корреспондент «Комсомолки», автор книг «Записки фоторепортёра», «Шаги по росе», «Птицы на проводах», его тема - природа, флора и фауна во всей полноте своего существа. Он выделялся своим либерализмом. Во всех его произведениях, будь то очерк или зарисовка, представляется перед читателем чуткий и внимательный, любящий и любующийся природой человек. Описывая жизнь лесных существ, журналист всегда проявляет сочувственный интерес к животному и растению. В своих природных зарисовках он - главный документальный герой, который с увлечением делиться своими интереснейшими наблюдениями и находками, не создавая при этом видимость «лекции». Во всех пуьликациях выдержана интимность письма, располагающая на неспешный и вдумчивый разговор с читателем.
Ю. Щекочихин, так же работал в редакции «Комсомольской Правды», был журналистом «Новой газеты», его идеи по теме представления о криминале и подростковое мышления. В своих судебных и исследовательских очерках журналист представляется прежде всего как аналитик. Он не просто изучает нравственность и психологическое состояние современных ему подростков, а постоянно ставит перед обществом такие актуальные во все времена темы, как проблемы наркомании среди молодых людей, убийства, суициды и т.д. Активно занимаясь журналистским расследованием, Щекочихин смог создать образ «мыслящего» журналиста, который ради постижения истины готов перебрать и перечитать множество страниц документов, наладить прочные связи с информационными источниками, организовать и провести собственные исследования и т.д. Журналист погружает читателя с собственную «творческую лабораторию», поэтому при чтении его записей всегда возникает чувство причастности к делу.
Член Союза писателей и Союза журналистов - академик РАН Ярослав Голованов писал о космосе, о тех, кто его покорял и приручал. Его очерки всегда отличались потрясающим знанием вопросов, касающиеся космической темы. Журналист был настолько погружён в эту научную сферу, что мог свободно делать прогнозы относительно развития космических технологий, на равных беседовать с конструкторами и космонавтами, а самое важное - представить читателям целый космический мир, с его необычными гостями и обитателями. Голованов мог безошибочно сочетать репортажность описания с анализом рассматриваемых проблем с научной точки зрения.
Из приведённых примером можно сделать заключение о том, что творческая индивидуальность журналиста представляется и в особой манере письма, и в методах подачи информации, и в тематических ориентациях, и в особенностях авторского мировоззрения, и наконец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и возникает авторский образ журналиста. При этом мировосприятие взглядов автора выражается через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи, через мысли и т.д. Поэтому в некоторых случаях нам представляется образ размышляющего автора, в некоторых - «лирического героя».
2.2 Процесс подготовки публицистического материала
Журналист, занимая определённую позицию по тому или иному вопросу, всегда стремиться к её обоснованию. Публицистическая «раскрытость» автора заключается в том, что журналист, в отличие от писателя, смело делиться своими идеями и рассуждениями с читателем, а последний зашифровывает свои взгляды в образах героев, природы и т.д.
Особенно ярко это прочитывается в текстах «Коммерсанта», журналиста Михаила Загаря, видевший ситуацию военных действий в Ираке, обстрелов и террора. Автор, стремясь вовлечь читателя в познание исследуемого вопроса, выдвигает свои аргументы по этому поводу. При этом сознание журналистом правдивости своих выводов может выражаться в таких формах, как уверенность, сомнения, догадки и многое другое. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особое влияние на читателя-соучастника.
При создании материалов, посвящённых тем или иным вопросам: бытовым, социальным, политическим, духовным и др. - журналист часто проводит исследование данной проблемы на основе теоретического материала и последующего его анализа конкретного случая, который поднимается автором до обобщения.
Например, при выборе концепции оформления редакционного материала дизайнерам и фотографам необходимо общее представление о тексте, который ещё не написан. В периодическом издании «Лиза», эту проблему решили таким способом: журналист показывает арт. группе «костяк» материала, который он собрал для работы над статьёй. Чаще эти бессвязные части текста, собранные из различных источников, имеющие идею. И только после того, как с ней поработают журналисты и редакторы, она обретает «аппетитную», читабельную форму, обрастая лексическими оборотами и проявляется авторский стиль.
Описывая конкретный вопрос, журналист опирается на помощь специалистов - психологов, врачей, учёных, профессионалов других профессий, учитывая их рекомендации, помогающие в свою очередь раскрыть тематику вопроса наиболее полно.
Вернёмся к журналу «Лиза». Во многих текстах присутствуют комментарии специалистов, например в блоке «женские слёзы», где обиженные жизнью молоды, или не очень молодые дамы пишут психологам о свои проблемах. Они по сути представляются мини-интервью по данной теме. Подобные комментарии идеально дополняют основные составляющие статьи, помогают лучше понять автора.
В итоге, процесс подготовки и анализа исходного материала при подготовке публицистического материала играет важную роль в формировании индивидуального стиля журналиста.
2.3 Выявление индивидуального стиля журналиста в рабочем процессе
Заголовку как средству привлечения внимания придаётся большое значение в журналистике. Обычно он кратко информирует о содержании материала. По заголовку можно судить об отношении автора к описываемым событиям. Ведь в первую очередь проходящий мимо киоска с газетами и журналами человек обращает внимание на большие, ярки заголовки, или на такие кричащие надписи как: «Сенсация», «Не может быть» и т.д. Так же в список «говорящих» заголовков можно включить тему «насущных» проблем, т.е «Внимание, новым президентом Америки стал …….» или «В России нашли лекарство от СПИДа» и т.д. Здесь журналистика пересекается с рекламной наукой.
Заголовок - очень важная часть рекламы. Именно в заголовке содержится суть обращения и главный аргумент. Важность заголовка обусловлена еще и тем, что примерно 80% читателей пробегают глазами только заголовки, не утруждая себя чтением основного рекламного текста. Таким образом, именно заголовок должен привлекать внимание потребителя и вызвать интерес, сегментировать целевую группу, идентифицировать суть статьи или анонса, или очерка и в конечном счете - продать их.
Безусловно, чтобы привлечь внимание, заголовок должен быть оригинальным и содержать информацию, актуальную для потребителя. Главное, чтобы заголовок зацепил внимание представителя целевой аудитории и автоматически перевел его из зрителя в читателя. Часто журналисты могут использовать переделанные пословицы, как в известном журнале «Следопыт»: «Без труда не съездишь в Париж никогда» или «Любишь кататься, люби и ездить в Альпы» и т.д. Или гипербола или оксюмороны, как часто бывает на первых полосах «Комсомольской правды» и «Аргументов и Фактов».
Виды заголовков можно объединить в две большие группы:
заголовки прямого действия - информативные. Такие заголовки представляют «преимущества» текста, дают рекламное обещание, определяют категорию издания. Заголовки прямого действия делятся на три типа:
а) сообщение о новинке:
"В газете «Жизнь» появились свежие сплетни".
"Впервые в России журнал «Мама» публикует советы специалистов «из первых уст";
б) утверждение (в том числе обещание):
"Лучшие Энциклопедии от «АиФ»".
"Столичный гуманитарный институт. Современный уровень образования для региона";
в) команда (просьба):
"Сделай окрытие!"
косвенные заголовки характеризуются более низкой избирательностью и информативностью, но могут быть не менее эффективными. Это заголовки-провокации, интриги, двусмысленности, главная их задача - заинтриговать, завлечь читателя. Такой заголовок не сработает, если не сможет заинтересовать потребителя, вызвать его любопытство.
Психологи предложили ряд рекомендаций по правильному применению заголовка. Он должен удовлетворять следующим основным требованиям: быть целесообразно кратким. Заголовки длиной в десять и более слов воспринимаются хуже коротких; содержать в себе одновременно и указание на преимущество товара или услуги, и новость, возбуждение на любопытство; соответствовать определенному «рынку», обращаться к определенному виду читателей; привлекать, используя стиль новостей, говорящих о новых изданиях старого материала. В следующем абзаце будут приведены настоящие примеры таких заголовков.
«Золото нации» для материала про детские таланты состоятельных родителей (И. Авдеева для журнала «Глянец»), «Вот это животное!» для заметки про домашних питомцев (Н. Ёжик для журнала Cosmo), «Вечно живой город мёртвых» для материала об индийском городе Варанаси (И. Стогов для «Всемирного Следопыта»), «Ох уж этот семейный кодекс» об отношениях между матерью и ребёнком в журнале «Мама и я» (Т. Коростелёва) и многие другие.
Разбивка любого материала на части, его смысловая группировка неразрывно связаны с выделением смысловых опорных пунктов, заостряющих внимание и облегчающих запоминание текста. Журналист делит текст на синтаксические отрезки - абзацы, одинаковые по размеру, по количеству предложений. Это придаёт «записке» естественную размеренность, видна идейность и обдуманность.
Намечен план, движение, развитие темы, переходы, связи, журналист соединяет предложения в более крупные «блоки», которые не существуют изолированно от основной темы и самого структурного «эпизода» текста, но так или иначе сопоставляются, противопоставляются и вступают в другие смысловые взаимосвязи, нередко очень сложные, выражая движение, развитие идеи-темы. Так образуется синтаксические единицы - фрагменты. Они, как чаще всего бывает, несут наибольшую смысловую, информационную, композиционную и что важнее всего - эмоциональную нагрузку.
Организация фрагмента может быть разной, но так или иначе сообщение в нём осложняется линией субъективной оценки, точкой зрения автора, объективный, достоверный рассказ - личным восприятие автора. В дальнейшем эти две линии, взаимодействуя, образуют основу текста, во многом определяя его слог - выбор словесных конструкций.
В итоге, можно сделать вывод, что важной составляющей индивидуального творчества, индивидуального стиля автора-журналиста является отбор речевых средств, который придаёт материалу особый экспрессивно-эмоциональный характер.
Часто журналист стремится использовать хорошо знакомые читателю образы и понятия, которые ассоциируются с темой материала. Ассоциации помогают читателю осмыслить и воспринять факты, сравнить их с уже известными и привычными представлениями. Для этого журналисты в своей работе используют афоризмы, притчи, как уже отмечалось - пословицы, поговорки, а так же слова популярных песен, рекламных текстов, литературных произведений, кинофильмов и др. Примеров можно привести великое множество, но вот некоторые из них:
«Из песни слов не выкинешь. Зато можно выкинуть музыку» (16 марта 2001 г.). Иногда текст заголовка полностью отличается от текста пословицы, но сохраняется пословичный способ выражения мысли: «Лучше быть богатым и любимым, чем бедным и постылым» (16 марта 2001 г.).
Часто проза уже не может выразить всех авторских эмоций. Заголовки представляют срифмованные строчки.
“Боец храни отчизну нашу за 30 руб., трусы и кашу!” (27 апреля 2001г.).
Заметка о курьезном случае в морге в г. Кадуе: «Им в избы незачем входить - медали призваны копить!» (16 марта 2001 г.)
«Вот нечто пролетело и - ага». (17 ноября 2000 г.).
Переделана строчка из стихотворения Маяковского: “Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин”.
«Болтун - находка для анархиста» (16 марта 2001 г.).
Среди лексических средств выразительности широко распространено использование многозначных слов.
“Злокачественное образование” (20 апреля 2001г.). Заголовок становится понятен после прочтения. Слово образование может восприниматься в значении: то, что образуется из чего-нибудь, после прочтения статьи становится ясно, что речь идет об обучении, совокупности знаний.
Заголовок может отличаться некоторой двусмысленностью, если слово употребляется в переносном значении:
“Буш сделал обрезание фильмами” (27 апреля 2001г.). Заметка о просьбе Буша вырезать постельные сцены из фильмов видеотеки его самолета. Слово “обрезание” в толковом словаре Ожегова имеет следующие лексическое значение: религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена у мальчиков.
«Этот «эшелон» под откос не пустишь!» (27 апреля 2001 г.). Слово «эшелон» использовано не в обычном своем лексическом значении. Речь идет о глобальной системе подслушивания «Эшелон».
Как средство выразительности может использоваться - метафоричность слов:
“В золотой семье - золотая свадьба” (16 марта 2001г.).
“Золотая семья” - семья чемпионов мира по спортивной гимнастике Муратовых.
В заголовках могут встречаться слова с низкой стилистической окраской:
«Как из оболтуса сделать звезду?» (13 апреля 2001 г.).
Выразительность может основываться на неясности, совместимости несовместного:
“Что носить, когда сняли одежду?” (16 марта 2001г). Заметка об искусстве рисунка по телу.
Часто в заглавии используются устойчивые выражения - фразеологизмы:
«Путин в Брунее носом не клевал» (17 ноября 2000 г.). Используется фразеологизм «клевать носом».
«В Лужниках наломали дров на 50 тысяч долларов» (13 апреля 2001 г.). Обыгрывается устойчивое выражение «наломать дров».
«Каковы наши шансы не ударить в лед лицом?» (27 апреля 2001г.).
Заметка о хоккее в России, используется фразеологизм «не ударить в грязь лицом».
Игра слов основана на противопоставлении, сопоставлении и объединении содержания слов с разным смыслом, но одинаковым произношением.
Кто-то из умных людей мудро назвал игру слов низшей формой проявления комического, очевидно, имея в виду первородную бесхитростность, понятность и безобидность. В руках мастера этот прием превращается в игру смыслами, обогащающими наше представление о человеке, предмете, явлении. Например: “Старая лянча колеи не испортит” (13 апреля 2001г.). Заметка о машинах. Игра слов лянча-кляча, переделана пословица: старая кляча колеи не испортит. Лянча - марка машины.
Таким образом, авторская фантазия не ограничена. В заголовках могут использоваться самые разные средства выразительности на уровне фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса. Эти средства могут сочетаться, использоваться одновременно, прекрасно дополнять друг друга.
Проведённый анализ в теоретической главе свидетельствует о том, что среди факторов, обуславливающих специфику публицистического теста, одно из ведущих мест занимает личность журналиста, которая проявляется посредством текста. Личностное начало выражается всей совокупностью языковых и речевых средств публицистического текста. «Языкова личность» журналиста - многогранное явление. Её социальные, психологические, языковые характеристики чрезвычайно важны в социально-культурном аспекте.
Помимо личностного начала достаточную роль при создании индивидуального стиля журналиста играют синтаксическая организация текста, как результат выражения субъективного отношения автора к заданной теме и попытки сделать текст более доступным и близким морально и духовно для потенциального читателя.
Заключение
Исследование современной журналистики процесс весьма интересный, многообещающий и полный всяческих изысков. В данном исследовании мы изучили авторские приемы известных российских и не только журналистов, доказали значимость их текстов для общества, а именно сущность их индивидуального авторского стиля.
Конечно, полностью проанализировать творческую индивидуальность журналиста в тексте невозможно, но были раскрыты основные принципы построения публицистического текста, статей и т.д. составной частью смысла которых являлся стиль журналиста, его творческая идея и замысел. Целью данной работы было показать авторскую журналистику с позиции мировоззрения и моральных и нравственных норм по отношению к методу и предмету их составляющих. Проблема объективности-субъективности, о которой так много говорят аналитики, бесспорно существует. Но как показало исследование, в журналистике, как и в любом другом творчестве объективности не бывает. Настоящий журналист - это, прежде всего, личность со своими взглядами, убеждениями и жизненной позицией. Поэтому идеализированные представления о требованиях, предъявляемых к журналистам и их текстам, которые записаны в этических кодексах, в действительности практически невыполнимы. Объективность в журналистике может существовать как принцип творчества, когда даются ответы на главные вопросы репортёра: «кто?» «когда?» «где?» «по какому поводу?» «как?» и «почему?». Кроме этого, показали, чем руководствуется журналист при выборе темы, ее разработке и подаче информации. При написании материала автор руководствуется не только этическими нормами, ему предписанными, а на него также влияют его желания, убеждения, опыт. Соответственно, с уверенностью можно говорить о том, что СМИ были и остаются (умышленно или нет) одним из средств манипулирования сознанием общества. Хотя, как уже отмечалось ранее, слово может стать «убийцей» как журналиста как звена этой сферы, профессии, так и в прямом смысле этого слова, к сожалению.
Возможно, некоторые темы, освещенные в средствах массовой информации, могут быть и не интересны читателю, но это еще не свидетельствует о том, что журналист выражает чье-то постороннее мнение, и тем более, о том, что его материал носит «заказной» характер, что было нами и доказано в практической части на примере российских и американских журналистов.
В данном исследовании были рассмотрены роль и место авторского «Я» в журналистском произведении, его влияния на аудиторию, способы его проявления. Также достаточно подробно было уделено внимания литературному началу автора: он может показаться аудитории в роли «прямого» очевидца, а может в качестве «лирического героя». Возвращаясь к итогам данного исследования, надо сказать, что: «Любая информационная деятельность, затрагивающая интересы и потребности людей - независимо от того, касается ли она вопросов политики, экономики, социальных проблем, - направлена не только на информирование людей, но и на формирование или изменение их позиций, точек зрения».
В заключение нужно сказать о том, что авторская журналистика, несмотря на критику, имеет перед собой перспективу развиться и обойти множественные запреты государства и «протестантов» этой сферы и всё больше доносить до людей существо информации, которая убережёт или предупредить общественность, расскажет и оправдает общественное мнение.
Выбранная нами тема может быть изучена в нескольких направлениях - углубление в теорию манипулирования, в теорию жанров, исторический взгляд на проблему объективности-субъективности, подробное исследование «жанра» журналиста как вида авторской журналистики, авторские проекты в периодических изданиях, радио и телевидении и их специфика и сущность.
Список использованной литературы и источники
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, перераб., доп., - М.: Асток Пресс, 2009. - 303 с.
2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970. - 656 с.
3. Николаева Т.М. "Лингвистическая демагогия" // Прагматика и проблемы интенсиональности (сборник научных трудов). М., 1988. - 359 с.
4. Прохоров Е.В. Введение в теорию журналистики. Учебник для студентов вузов. - 7-е изд., испр. и доп.. - Аспект Пресс, 2009. - 351 с.
5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Теплов Б.М. - М., АПН РСФСР, 1961. - 535 с.
6. Солганик Г.Я. Общие особенности языка газеты. М.: изд. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), - 2010. - 128 с.
7. Старуш М.И. Авторское "Я" в публицистическом произведении: Автореф. канд. дис. М., 1985.
8. Фомичева И.Д. Газета для всей России. - М., 1999, 80 с.
9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.