logo
"Мыльные оперы": причины популярности

Заключение

Удовольствие от мыльной оперы, связано главным образом с ее конвенциями. То, что аудиторию увлекает повествование, (это было замечено мной даже у тех, кто не выказывал особого восторга) является мощным и неодолимым фактором, заставляющим зрителей смотреть мыльные оперы. Любопытство берет над нами верх, и мы уже не можем удержаться, чтобы не посмотреть, во что же выльется множество сюжетных линий. То, что аудитория продолжает строить догадки и никогда не приходит к окончательному решению, является действенным способом сохранить у экрана даже самых циничных зрительниц, и это заставляет их вновь и вновь возвращаться на свои постоянные места перед параллельным миром мыльной оперы.

Конец 90-х - бум отечественных сериалов ("Мелочи жизни", "Горячев другие", "Петербургские тайны", "Улицы разбитых фонарей", "Зал ожидания" другие). Особенности российского сериала и причины их популярности по сравнению с западными (американскими) аналогами заключаются внизком качество иностранной продукции (мексиканские, бразильские сериалы), потребности в кино о современной российской жизни. А один из главных мотивов для зрителей телесериалов - потребность в положительном герое, образцах для подражания, позитивных примерах.

Существует даже гендерная дифференциация сюжетов: милицейские, "военные" фильмы для мужчин, "истории Золушек" - для женщин. "Герои нашего времени": "спецназ", "менты", "братва (Бригада)", "Леди Бомж/Босс", Каменская. Политики репрезентаций "настоящих" мужчин и женщин "на войне" и в любви, семантика телеобразов захватывает и приковывает к себе внимание огромной зрительской аудитории.

Очередное поколение воспитывается у "ящика", получая уже переваренную информацию. Большинство программ манипулирует сознанием большинства зрителей, а сериалы, зачастую, тормозят скорость мышления, предлагая жить в искусственно созданном мире.

Список литературы

Книги:

1. Пономарева Г. Женщина как "граница" в произведениях Александры Марининой // Пол гендер культура (немецкие и русские исследования). - М., 1999. СС.181-191.

2. Романов П. По-братски: мужественность в постсоветском кино // О муже (N) ственности. Под ред.С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.609-630

3. Чередниченко Т. Россия 90-х: в слоганах, рейтингах, имиджах. Актуальный лексикон культуры. М.: НЛО. 1999

4. Ярская-Смирнова Е. Мужчины и женщины в стране глухих // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М., 2001. С.221-236

5. Бикингем Д. Популярное телевидение и его аудитория. - SagePublications, 1994.

6. Браун М.Е. Мыльные оперы и женская болтовня. - SagePublications, 1994.

7. Гудвин А., Воннель Г. Понимание ТВ. - Лондон. Routledge, 1990.

8. Ливингстоун С. Постановочные передачи на телевидении. - ButterworthHeinemann, 1990.

Сборники статей:

9. Трофимова Е. Феномен детективных романов Александры Марининой в культуре современной России // Творчество Александры Марининой как отражение современной российской ментальности.: Сборник статей. Под ред.Е.И. Трофимовой. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - 192 с. СС. 19-35.

Статьи из периодических изданий:

10. Полуэхтова И. "Доходное мыло" // Искусство кино. 2001. №4.

11. Цыркун Н. Незамыленный взгляд на "мыло" // Искусство кино. 1999. №5.

12. Акопов А. Сериал как национальная идея // Искусство кино. 2000. №2

13. Чередниченко Т. "Санта-Барбара" как универсальный хронотоп // Искусство кино. 1999. №2

14. Зверева Г. "Работа для мужчин". Чеченская война в массовом кино России // Неприкосновенный запас. 2002. №6 (26)

15. Новикова И. Репрезентации мужественности и войны в советских и российских кинофильмах // Гендерные исследования. ХЦГИ. 2001. №6 или

16. Усманова А. Кино и немцы: гендерный субъект и идеологический "запрос" в фильмах военного времени // Гендерные исследования. ХЦГИ. 2001. №6

17. Саркисова О. Скажи мне кто твой враг… Чеченская война в российском кино // Неприкосновенный запас. 2002. №6 (26)

18. Фомин С. "Простые истины", или Особенности национальной драматургии // Искусство кино. 2000. №2