Введение
Актуальность исследования. Сегодня трудно оспорить тот факт, что эстетика и литературная критика Владимира Сергеевича Соловьева (1853 - 1900) - одно из самых значительных достижений русской культуры конца XIX века, оказавшее сильное и глубокое влияние на развитие отечественного литературного процесса и литературоведческой науки последующего столетия и не утратившее своей ценности до наших дней.
Как критик Соловьев ввел традицию религиозно-философской оценки творчества Ф.М. Достоевского, ярко и полно обозначил характерные черты художественных миров русских поэтов второй половины XIX столетия: Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, А.А. Фета и Я.П. Полонского, К.К. Случевского и А.А. Голенищева-Кутузова. Целый цикл произведений Соловьев посвятил «солнцу русской поэзии» А.С. Пушкину, а в поздней критике он предложил совершенно оригинальный подход к жизни и творчеству художника, открывший новые возможности для литературной критики конца XIX - начала XX столетия.
До сих пор в обществе не утихают споры о смерти А.С. Пушкина, продолжают распространяться сплетни и вымыслы, немалое количество людей оправдывают его убийцу, якобы действовавшего в «соответствии с законами чести». Классическая версия, которую изучают в средней школе (поэт вызвал Жоржа Шарля Дантеса, назойливо ухаживавшего за его женой - Натальей Гончаровой, на дуэль, где был убит соперником), действительно не представляет нам полную картину тех событий. Исследователи находят гораздо больше нюансов, чем кажется на первый взгляд; есть и несколько документально подтвержденных версий, конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди. Но, может быть, самую нетривиальную мысль для того времени высказал В.С. Соловьев в статье «Судьба Пушкина».
На примере «одного яркого и особенно для нас, русских, близкого исторического» человека Соловьев раскрывает феномен судьбы и ее власть над человеческой жизнью. Нестандартная точка зрения русского философа, богослова, поэта и публициста конца XIX века Владимира Соловьева на «превозмогающую необходимость» дает почву для дальнейших исследований, поскольку до сих пор вопрос о судьбе носит философский характер, а ее феномен невозможно изучить до конца, поскольку он не опирается ни на какие биологические законы.
Творчество В.С. Соловьева изучали его современники (А.А. Блок, С.М. Лукьянов, В.В. Розанов, Э.Л. Радлов, Е.Н. Трубецкой) и литературоведы, философы последующих периодов (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский). Но отношение Владимира Соловьева к Пушкину исследовали немногие.
Так, при изучении литературы и научных источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.
Современные исследователи журналистики отмечают, что сегодня не востребована старая школа - глубокое исследование проблем, изучение человеческих судеб. Из журналистики ушла настоящая публицистика, практически умер такой мощный жанр, как очерк. О журналистах в обществе складывается мнение, что они не в состоянии разговаривать с читателем-зрителем о тонких материях. К сожалению, российской журналистике ныне остро не хватает основательности, компетентности, гуманитарного наполнения. Журналистам, для которых зачастую информационным поводом становится именно человек с его историей, его долей, особенно важно иметь представление о фундаментальных философских категориях (в том числе о судьбе), описанных в научных трудах философов.
Исходя из актуальности исследования, опираясь на анализ научной литературы, нами была определена следующая проблема исследования: в чем выражается парадоксальность взглядов Владимира Соловьева на судьбу (на примере А.С. Пушкина)? Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы для истории русской журналистики послужили поводом для определения темы исследования: «Парадоксы» Владимира Соловьева («Судьба Пушкина»).
Объект исследования: публицистика Владимира Соловьева, затрагивающая известные персоналии.
Предмет исследования: своеобразие философских воззрений Владимира Соловьева в очерке «Судьба Пушкина».
Цель исследования: обосновать уникальность философских взглядов Владимира Соловьева и проследить, как это воплотилось в его литературном творчестве, затрагивающем личность Пушкина.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. На основе биографической литературы исследовать формирование и особенности философии В.С. Соловьева.
2. Объяснить значение феномена судьбы в философии В.С. Соловьева.
3. Проанализировать образ Пушкина в произведениях В.С. Соловьева, в том числе в очерке «Судьба Пушкина».
Методологическую основу исследования составляют:
- биографии современников, описывающие становление В.С. Соловьева как философа (С.М. Лукьянов, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов и др.); - научные труды, в которых описывается теоретическая философия В. Соловьева (В.Ф. Асмус, Г.К. Бушуров, С.П. Заикин, В.В. Зеньковский и др.);
- научные исследования, рассматривающие особенности очерка В. Соловьева «Судьба Пушкина (А.Ф. Лосев, С.М. Соловьев и др.).
Основные методы исследования: теоретический анализ учебно-методологической и научной литературы по данной проблеме, изучение журналистских текстов, установление причинно-следственных связей между философскими взглядами и их реализацией в литературе, сравнение и сопоставление полученных данных.
База исследования: исследовательская работа проходила на анализе критической литературы А.Ф. Лосева и С.М. Соловьева и произведений В.С. Соловьева «Судьба Пушкина».
Выбранная методологическая основа исследования и намеченные задачи определили ход и логику теоретической и практической частей курсовой работы, которая проводилась в три этапа:
На первом этапе - информационно-поисковом (октябрь 2010 г.) - изучалась учебно-методологическая и научная литература по философии и литературной деятельности Владимира Соловьева, что позволило сформировать задачи предстоящего исследования. Так же были определены цель, предмет, объект исследования и составлен план работы.
На втором этапе - оценочно-деятельном (ноябрь 2010 г.) - проводила исследование реализации Соловьевым своей философии в литературе и выявление парадоксальности его взглядов.
На третьем этапе - обобщающем (декабрь 2010 г.) обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Они оправдали поставленную на первом этапе цель исследования, которое оформлялось в виде курсовой работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций на базе критической литературы; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразием источников информации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования рассматривались и обсуждались на семинаре по предмету «История отечественной журналистики».
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Особенности философского мировоззрения Вл. Соловьева
1.1 Формирование философии Владимира Соловьева
Фигура Владимира Соловьева является для российской философии в некотором смысле знаковой. По словам русского философа, теолога начала XX века, С.Н. Булгакова, философия Вл. Соловьева -- «самый полнозвучный аккорд» в истории отечественной философской мысли. Великолепный знаток мировой философской мысли (возглавлял философский отдел лучшей русской энциклопедии Брокгауза и Ефрона), он был связан многими нитями с отечественной культурой. На эти связи повлияло прежде всего семейное воспитание.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1.1.1 Влияние семьи на становление мировоззрения Вл. Соловьева
- 1.1.2 Основные идеи творчества Вл. Соловьева
- 1.2 Особенности критического метода Вл. Соловьева
- 2. «Парадоксы» Владимира Соловьева
- 2.1 Цикл произведений Вл. Соловьева о Пушкине
- 2.2.1 Феномен судьбы в понимании Владимира Соловьева
- 2.2.2 «Парадоксы» в очерке «Судьба Пушкина»
- 2.2.3 Художественные особенности очерка «Судьба Пушкина»