logo
Автор-женщина в журналистике

Введение

Ни для кого наверно не будет открытием, если я скажу, что на нашем курсе, да и не только на нашем, на факультете журналистики - в основном преобладает женский пол. Интересно. Да, можно сейчас привести доводы, что, якобы женщин на земле гораздо больше, чем мужчин. Что в основном мужчины идут на технические факультеты. Женщины годятся только для того, чтобы сентиментальничать и писать о страданиях и переживаниях, следовательно, они больше гуманитарии. И, следовательно, они все и «прут» на журфак. Но давайте оценим современную ситуацию и представим, каково же положение женщин в журналистике сейчас. Что же их манит сюда? Неужели то, что Женщины-журналисты получают меньшую зарплату, чем их коллеги-мужчины? А как же о наличии дискриминации по половому признаку, когда речь идет о приеме на работу в ту или иную редакцию? И это несмотря на то, что женщины, как правило, имеют больше дипломов о получении образования, преимущественно филологического по содержанию? "Женскими" темами являются социальная тематика, здоровье, экология, больше им не доверяют. Появление семьи подчас затрудняет творческий рост женщин. Кроме того, психологи отмечают, что адаптация женщин, которым постоянно приходится доказывать свою профессиональную состоятельность, в редакционном коллективе проходит более сложно, чем у мужчин. Неужели им так легко находится в профессии журналист?

Я хочу опровергнуть все сложившиеся стереотипы. Несмотря на знаменитую «женскую логику», несмотря на все трудности, с которыми сталкивается женщина журналист - она оказывается в выгодном положении в этой профессии, нежели парни. Во-первых, у женщин очень развито так называемое «чутье» к проблеме. Во-вторых, своей настойчивостью и обаянием они досканально отслеживают эту проблему. В- третьих, как раз благодаря своей эмоциональности и сентиментальности они подают эту проблему так, как не смог бы сделать это ни один мужчина: логично, трагично, чувственно. Они приходят в журналистику, потому что у них есть талант. Вы с этим не согласны? Тогда попробую вас в этом переубедить, проанализировав великих писательниц советского периода. Ларису Рейснер, как мастера репортажей, и Татьяну Тэсс - мастера очерков.

Первые авторы - женщины в журналистике

Давайте вспомним раннюю пору становления журналистики в России. Уже в восемнадцатом столетии фактическое руководство журналами принадлежало двум великим женщинам. Екатерина II и Екатерина Дашкова - первые женщины в журналистике.

Именно с этими незаурядными женщиами отмечали взаимосвязь литературно-политической деятельности Екатерины II и политических задач эпохи. Одновременно, Екатерина II и Екатерина Дашкова, уже в век Просвещения осознали роль печатного слова не только в формировании общественного мнения, но и в создании собственного имиджа. Кроме того, они обладали яркой творческой индивидуальностью. Например, о Екатерине II можно встретить такое высказывание: "Ее внимание сосредоточилось на фальши и аморальности общественного правопорядка, на нравственных болезнях людей. За границей и в России подвергалась сомнению самостоятельность ее литературного творчества. Однако исследования совершенно опровергли этот взгляд. Острый ум и сильный характер императрицы придали ее публицистике особенные черты".11 В.В Ворошилов «Журналистика», стр32.

Был ли таким образом открыт для российских женщин путь в журналистику? В определенном смысле, конечно, да. Давайте вспомнить А. Я. Панаеву. Она не только принимала непосредственное участие в работе журнала "Современник", но и стала душой литературного салона, который объединил выдающихся деятелей русской культуры того времени. А в последней трети XIX в. сотрудницы российских газет, прежде всего петербургских, отстаивали свое право на литературный труд, занимаясь переводами иностранных новостей, выступали авторами статей и фельетонов. Женщины проявили себя тогда и в качестве тонких и проницательных рецензентов и литературных критиков. Даже во время войны, жестокого положения в Советской России, жесткой цензуры можно встретить замечательные работы женщин. Они не боялись ни холода, ни голода, ни репрессий. Для них главное не потакать властям, а рассказывать правду, пусть, даже если им придется пожертвовать ради этого своей жизнью. Но все же, в России журналистика оставалась по преимуществу мужской профессией вплоть до начала XX в. Но, многие из женщин проявили себя как активные участницы освободительного движения, примкнув к разным политическим лагерям. http://jf.pu.ru/win/res-gender-list.html - 53 Однако, новое распределение профессиональных ролей не пришлось по душе мужчинам-журналистам, считавшим свою монополию на право работать в прессе непоколебимой.

Казалось бы, на рубеже XXI в. женщина заняла полноправное место в редакциях газет и журналов, на теле- и радиостудиях нашей страны. Стоит только взглянуть на местное телевидение, то сразу все становится предельно ясно - штат телекомпании составляют в основном женщины. И журналистки, и корреспонденты, и ведущие, и руководящие лица. Почему? Потому что они настойчивые и трудолюбивые. (не зачтите это за феминизм). Ведь не зря же бытуют мнения, что " У телевидения - женское лицо", "Телевидение - женского рода". Да и не только в журналистике они занимают лидирующее положение благодаря своим гармоничным мироощущением, изначальным доверием, любовью к авторитетам, метафизическим оптимизмом, стремлением избегать жестких правил и норм общения, но и в других профессиях они оказываются гораздо сильны, нежели мужчины. И это можно доказать, рассмотрев и проанализировав творчество Ларисы Рейснер.