Заметка
Мы открываем газету, включаем радио или садимся у экрана телевизора в первую очередь для того, чтобы удовлетворить свое любопытство: а что же сегодня произошло? И внимательно следим за мыслью журналистов, пытающихся нам об этом рассказать. Один из них нам нравится больше, другой - меньше. И даже не столько из-за внешности или манеры одеваться, сколько из-за умения удовлетворить наше любопытство.
Чего же мы ждем от журналиста? Во-первых, - новость. Далеко не всякое сообщение можно назвать новостью, а только общественно значимое или необычное. Во-вторых, - раскрытия логики факта. То есть, журналист должен приоткрыть связи этой новости с другими событиями нашей жизни. В-третьих, - предельной краткости. Мы стремимся услышать как можно больше новостей за как можно меньшее время. В-четвертых, - чрезвычайной оперативности. В самом деле, зачем нам слушать о том, что уже стало давней историей.
Вот тут на помощь журналисту и приходит заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.
Чтобы можно было верно судить о событии, журналист в заметке отвечает на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в первом веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой.
Задача журналиста - представить новость «ударной» и понятной. Для этого он отсекает все лишнее, скрывающее суть происшедшего. Объектом его отображения становится голый факт.
Однако конкретное назначение материала позволяет ему выбирать между жестким и мягким вариантами подачи.
В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие или сенсация. Эта литературная форма, спрессовывая новость: делает ее предельно устремленной.
По преимуществу это сообщения по горячим следам или хроника сигнального типа, за которой последуют репортажи или развернутые аналитические материалы. Журналист как бы анонсирует свои будущие журналистские расследования, приоткрывает секреты своей творческой лаборатории, показывая, чем он увлечен сейчас, какие события привлекли его внимание.
В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования. Здесь важно переключение с итога на деталь события.
Такие сообщения не претендуют на дальнейшее журналистское исследование, они самодостаточны и могут полностью удовлетворить интерес читателя. Журналист словно мимоходом отмечает любопытное на его взгляд в жизни общества, делясь своими попутными открытиями и удивлениями.
Среди таких материалов нередки и свернутые до краткого сообщения журналистские исследования. Поэтому краткое сообщение может быть четко монотемным, направленным на раскрытие одной темы, но может и заострять внимание читателя на нескольких моментах происшествия, одинаково важных для интерпретации.
Простейшим видом заметок является хроникальное сообщение – предельно краткий текст, в котором назывными предложениями характеризуется суть события. Затем следуют собственно заметка и расширенная заметка. Своеобразной разновидностью жанра стала текстовка, сопровождающая иллюстрацию (фотоснимок, рисунок, инфографику).
Удивительно лаконичен характер литературно-стилистических средств, используемых в таких материалах: здесь нет никаких авторских изощрений, - материал кажется точным слепком с действительности. В зависимости от акцента на важность факта, журналист располагает имеющиеся сведения. Это может быть ударное сообщение и его дальнейшая детализация. Так строятся жесткие новости. А может – интригующая деталь, подробность события, а затем уже указание на сам факт, - таков принцип изложения новости в мягком варианте.
Эти два способа изложения кратких новостей преследуют разные цели. Составляя «пирамиду», журналист демонстрирует избирательность, творческую активность и свою позицию. Он выбирает главный элемент новости и показывает, насколько важен ему этот элемент при планировании дальнейшей творческой деятельности.
Но выбор способа изложения зависит и от запросов читательской аудитории, от типа издания, для которого журналист отбирает новости: новостная журналистика требует жесткого варианта, а «желтая» пресса, напротив, заинтересована в мягком варианте, поскольку оперативность для нее не особенно важна.
Иногда возникает необходимость расширить новость, не выходя за рамки заметки. Это происходит в том случае, если новость – обрастающее подробностями уже прозвучавшее сообщение сигнального типа. Атрибуция новости и подробности уточняют, удостоверяют факт. Для этого журналист вводит вспомогательный материал: ссылки на источник информации, цитаты, цифры и статистические данные, наглядные элементы. Ведь, хотя в задачу заметки и не входит детальный анализ события и широкие обобщения, заметка должна четко и недвусмысленно отражать отношение редакции к происходящему и правильно сориентировать читателя.
Здесь важно, насколько эрудирован журналист, насколько глубоко знает он специфику своего издания, насколько точно представляет себе свою аудиторию и способен ли он сформировать определенное общественное мнение.
Уже сложилась определенная традиция подачи заметок, позволяющая провести их определенную типологизацию. Дело в том, что с годами выработалась система публикации информационных сообщений компактными блоками. Это целевой подбор заметок, объединенных общей рубрикой.
Типологические признаки таких блоков могут быть тематическими (например, новости спорта, хроника культурной жизни), региональными (географическими), по категориям авторов (например, сообщения читателей, информационных агентств) и по времени действия (например, «вчера», «когда верстался номер»).
Но в любом литературном оформлении, при разных ракурсах подачи факта заметка сохраняет свое «лицо» - отвечает жанрообразующим признакам.
- II. Технология подготовки журналистских произведений
- III. Проблемно-аналитическая журналистика
- Литература
- II. Технология подготовки публицистических произведений
- III. Жанровые модели художественной публицистики
- Литература
- Беседа (Ратькина т. И все мы вереницей идем за Синей птицей)
- II. Художественно-публицистические жанры
- Содержание Тексты лекций
- Жанровое многообразие публицистики
- Заметка
- Интервью
- Репортаж
- Корреспонденция
- Комментарий
- Журналистское расследование
- Обозрение
- Обзор печати
- Рецензия
- Всадник без головы
- Понял сам - объясни другому
- Контрольно-пропускной пункт
- Вариации на тему
- Как это было?
- Я знаю три слова...
- Раскрась текст
- Давай поговорим!
- Будь со мной
- И это еще не конец!
- Я хочу вам рассказать...
- Истина где-то рядом
- Я вам пишу...
- Следствие ведут знатоки
- Содержание