logo
ekonomika_smi

1. Общие сведения о российской книжной отрасли

Под книжной отраслью в России понимается деятельность по изданию и распространению книжной продукции (книг и брошюр), а также специализированных профессиональных и детских журналов.

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2010 году российскими книгоиздателями было выпущено 121 738 названий, число которых стабильно растет последние 10 лет на 6,3% в среднем в год, за исключением 2010 года, когда оно сократилось из-за влияния кризиса на 4,6%. Тем не менее, главным показателем книгоиздания является общий тираж, который ведет себя достаточно циклично (см. диаграмма 5). Всплески пришлись на 2003 и 2008 гг. Они совпадали с бумом российской экономики и с выводом на рынок бестселлеров художественной литературы.

Совокупный тираж книжной отрасли России в 2001-2010 гг. (млн. экз.)

За 10 лет среднегодовой темп роста тиража составил всего 2,1%. Средний тираж одного издания упал с 7711 экз. в 2001 г. до 5371 экз. в 2010 г. Достаточно сильно упал и средний объем издаваемых книг (с 14 до 12 печатных листов).

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2010 г. 10 крупнейших издательств России занимают почти 50% долю по совокупному тиражу, что говорит о среднем уровне концентрации бизнеса.

Доля книгоиздателей по совокупному тиражу (2010 г., %)

Что касается размера занимаемой доли на книжном рынке, то, по оценке издательства «Эксмо», здесь наблюдается следующее распределение ролей:

Доли крупнейших издательств на книжном рынке России (%, 2010 г.)

Издательство

Оборот, млрд.руб.

Доля, %

Издательство

Оборот, млрд.руб.

Доля, %

Издательство

Оборот, млрд.руб.

Доля, %

Эксмо

6,0

15,8%

Дрофа

1,5

3,9%

Эгмонт

1,1

2,9%

АСТ

5,7

15%

Росмэн

1,4

3,7%

Олма

1,0

2,6%

Просвещение

3,0

7,9%

Азбука-Аттикус

1,2

3,2%

РИПОЛ

0,8

2,1%

В целом, происходит рост концентрации книжного бизнеса, поскольку доля рынка  четырех ведущих издательств растет, но  при этом позиции лидера становятся менее устойчивыми.

По оценкам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объем рынка в рублевом выражении в 2010 г. составил 64,6 млрд. рублей. Его динамика представлена на диаграмме ниже. Стоит отметить, что если в 2009 г. падение рынка было вызвано влиянием мирового экономического кризиса, то в 2010 г. – это следствие других, неэкономических факторов, таких как падение интереса к чтению и сокращение доли чтения в общем объеме медиа потребления; перевод книг и информации в электронный вид; повсеместное распространение интернета и цифрового телевидения и т.п.

Динамика объема книжного рынка России 2006-2010 гг., млрд. руб.

По итогам 1 половины 2011 г., ожидается, что падение рынка в 2011 г. будет ещё более сильным (вплоть до 16% в денежном выражении).

Что касается книгораспространения в России, то у специалистов отрасли нет единого рейтинга компаний книжного ритейла. Ведущими игроками в структуре каналов книгораспространения (по данным 2010 г.) являются: