1. Общие сведения о российской книжной отрасли
Под книжной отраслью в России понимается деятельность по изданию и распространению книжной продукции (книг и брошюр), а также специализированных профессиональных и детских журналов.
Согласно данным Российской книжной палаты, в 2010 году российскими книгоиздателями было выпущено 121 738 названий, число которых стабильно растет последние 10 лет на 6,3% в среднем в год, за исключением 2010 года, когда оно сократилось из-за влияния кризиса на 4,6%. Тем не менее, главным показателем книгоиздания является общий тираж, который ведет себя достаточно циклично (см. диаграмма 5). Всплески пришлись на 2003 и 2008 гг. Они совпадали с бумом российской экономики и с выводом на рынок бестселлеров художественной литературы.
Совокупный тираж книжной отрасли России в 2001-2010 гг. (млн. экз.)
За 10 лет среднегодовой темп роста тиража составил всего 2,1%. Средний тираж одного издания упал с 7711 экз. в 2001 г. до 5371 экз. в 2010 г. Достаточно сильно упал и средний объем издаваемых книг (с 14 до 12 печатных листов).
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2010 г. 10 крупнейших издательств России занимают почти 50% долю по совокупному тиражу, что говорит о среднем уровне концентрации бизнеса.
Доля книгоиздателей по совокупному тиражу (2010 г., %)
Что касается размера занимаемой доли на книжном рынке, то, по оценке издательства «Эксмо», здесь наблюдается следующее распределение ролей:
Доли крупнейших издательств на книжном рынке России (%, 2010 г.)
Издательство | Оборот, млрд.руб. | Доля, % | Издательство | Оборот, млрд.руб. | Доля, % | Издательство | Оборот, млрд.руб. | Доля, % |
Эксмо | 6,0 | 15,8% | Дрофа | 1,5 | 3,9% | Эгмонт | 1,1 | 2,9% |
АСТ | 5,7 | 15% | Росмэн | 1,4 | 3,7% | Олма | 1,0 | 2,6% |
Просвещение | 3,0 | 7,9% | Азбука-Аттикус | 1,2 | 3,2% | РИПОЛ | 0,8 | 2,1% |
В целом, происходит рост концентрации книжного бизнеса, поскольку доля рынка четырех ведущих издательств растет, но при этом позиции лидера становятся менее устойчивыми.
По оценкам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объем рынка в рублевом выражении в 2010 г. составил 64,6 млрд. рублей. Его динамика представлена на диаграмме ниже. Стоит отметить, что если в 2009 г. падение рынка было вызвано влиянием мирового экономического кризиса, то в 2010 г. – это следствие других, неэкономических факторов, таких как падение интереса к чтению и сокращение доли чтения в общем объеме медиа потребления; перевод книг и информации в электронный вид; повсеместное распространение интернета и цифрового телевидения и т.п.
Динамика объема книжного рынка России 2006-2010 гг., млрд. руб.
По итогам 1 половины 2011 г., ожидается, что падение рынка в 2011 г. будет ещё более сильным (вплоть до 16% в денежном выражении).
Что касается книгораспространения в России, то у специалистов отрасли нет единого рейтинга компаний книжного ритейла. Ведущими игроками в структуре каналов книгораспространения (по данным 2010 г.) являются:
Независимые книжные магазины (около 32%): ТД «Библио-Глобус» (2,6%), ТД «Молодая гвардия» (1,3%), ТД «Москва» (1,0%), Санкт-Петербургский Дом Книги (около 1%)
Книготорговые сети (около 30%):, «Новый книжный – Читай-город – Буквоед» - Эксмо (7,3%), «Топ-книга» (6,2%), «Московский Дом Книги» (4,2%), «Буква» - АСТ (3,4%)
FMCG (около 12%)
Библиотеки (около 10%)
Интернет-торговля (около 8%): «ozon.ru» (2,5%), «labirint.ru» (1,8%)
Книжные клубы (около 5%): «Мир книги» (4,6%), «Книжный клуб 36,6»
Прочие (3%)