logo
Визитные карточки

Визитные карточки

Визитная карточка относится к информационной продукции. Время происхождения визитной карточки точно не установлено. На первенство в изобретении претендуют три страны: Франция, Германия и Китай. По одному из предположений, визитная карточка была изобретена во Франции в XVII столетии. Другие источники сообщают, что в Герма­нии визитные карточки были в ходу уже в 1786 г. В Китае прототипы визитных карточек были известны намного раньше – более 2 500 лет назад. Это были специальные тонкие дощечки для письма, изготовленные из бамбука или дерева. На одной из сторон наносились иероглифы. В III веке д.н.э. дощечки заменил шелк. В тексте, нанесенном на визитку, указывалось лицо, кратко излагалась просьба или другая тема визита. Визитные карточки того времени изготавливались каллиграфами вручную, по каждому конкретному случаю. Следует отметить, что визитные карточки, изготовленные таким способом, стоили больших денег. Позволить себе иметь визитную карточку могли лишь немногие.

Визитные карточки современного образца появились во Франции в середине XVII века во времена Людовика XIV. Роскошь двора “короля-солнца” послужила толчком для введения в этикет карточек для визита (от франц. - carte de visite). Визитные карточки по-прежнему изготавливались вручную и ими пользовались только представители высшего света. Широкого распространения они не получили из-за своей дороговизны. Следует отметить, что ручное оформление и дороговизна визитных карточек привели к тому, что для их разработки приглашались лучшие художники. Каждая визитная карточка была уникальна и представляла собой пример высокого графического искусства. Изображения особо напыщенных и торжественных визитных карточек дошли до нас со времен французского короля Людовика XIV. Карточка являлись прекрасным дополнением к лоску, титулам и званиям своих владельцев, их положению в обществе.

Принято считать, что современные визитные карточки обязаны своим происхождением игральным картам с написан­ным на одной из сторон именем визи­тера. Однако это не совсем так. Вскоре период бурного расцвета сменился на другую противополож­ность, и в качестве визитных карточек начали использовать обратную сторону обычных игральных карт. Необходимую информацию записывали от руки. Так выглядела одна из карточек, найденных при проведении работ по реконструкции дома в Лондоне, с указанием имени Исаа­ка Ньютона.

Возрастающая роль буржуазии в обществе способствовала изменению роли визитной карточки. Это происходит и в Европе и в Америке. Недаром английское (или американское) название предмета — business card (деловая каточка) очень сильно отличается от французского — carte de visite (карточка для визитов). Визитные карточки начала ХХ века интересны и своеобразны. Они резко отличаются от современных образцов. Все-таки в то время основная функция визитной карточки — это церемониальность, а на втором месте — их деловой аспект.

Дизайн дамских визитных карточек существенно отличается от дизайна мужских. Почти все они богато украшены орнаментальным тиснением или резьбой. Строгая форма карточек слегка изменяется фигурным краем опять же для украшения. Для дам визитная карточка — это часть этикета. Визитные карточки джентльменов более строги, они настроены на деловой лад.

В Россию визит­ные карточки попали во времена цар­ствования Екатерины II из французско­го придворного этикета. Они почти не отличались от своих западноевропей­ских аналогов - та же изощренная гра­вированная растительная орнаментика, причудливые фамильные гербы вла­дельцев. Это был так называемый “золотой век” дворянства, когда все должно было быть роскошно и красиво, не хуже, чем в “какой-то там Франции”. Визитные карточки, или визитные билеты, стали отличительным знаком лиц благородного происхождения и, например, купец, как бы он не был богат и известен, не имел права пользования визитной карточкой. Таким образом, визитные карточки той эпохи играли не столько практическую, сколько эстетическую роль. Наличие визитки указывало на классовую принадлежность ее хозяина, а уровень дизайна и исполнение – на статус владельца.

Визитными карточками пользовались дворяне. Дворянин оставлял свою визитку другому дворянину, выказывая свое вежливое расположение или даже симпатию. Визитки того времени было принято украшать родовыми гербами и виньетками. Особо важные персоны заказывали визитные карточки у прославленных художников. Предпочтение отдавалось вычурному и изысканному рисунку со множеством мелких деталей. Так, например, визитку президента Императорской академии художеств И.И. Бецкого, украшал амур, парящий в небе над овальным, осененным лавровой ветвью, щитом, поле которого оставлялось незаполненным для автографа. Но не все современники Екатерины разделяли ее любовь к пышности. Сохранившаяся и по сей день, визитная карточка известного драматурга Фонвизина украшена простой рамкой из незатейливого орнамента.

В начале XIX века в обществе стали популярны визиты — утренние посещения родственников, знакомых и сослуживцев. Примерно со второй половины века они становятся обычаем. Визитки становятся неотъемлемым атрибутом таких встреч. Хотя лица низших сословий при визитах пользовались не визитками, а общими визитными листами. И это опять же указывает на тот факт, что визитки еще не стали общедоступными, хотя и расширили “зону влияния”. Аналогом визитной карточки тех лет для мелких чиновников служили листки бумаги, находившиеся рядом со швейцаром в подъезде у начальника. Подчиненные поздравляли его с праздником, оставляя запись на визитном листе, в котором указывали свою фамилию.

В 19 веке идет тенденция на упрощение и унификацию визитных карточек, они становятся лаконичными: "Ивановъ" – коротко и ясно. В этот период устанавливаются стандарты размеров – разные для женских и мужских карточек.

Во время бурного развития экономики Российской империи 60-х годов XIX века, визитки перестают быть привилегией дворян. Их начинают использовать представители крупной и мелкой буржуазии. Тогда же получают распространение первые рекламные карточки, аналогичные современным. На этом этапе развития визитная карточка могла выполнять роль этикетки товара. Широко распространенная практика того времени – вложение в упаковку с товаром визитки владельца магазина, хозяина оптового склада или изготовителя. Художественное оформление соответствовало традициям того времени.

Демократизация визитки, вход ее в жизнь небогатых слоев населения внесла разнообразие в манеру исполнения визитных карточек, в их дизайн. Визитки становятся доступны – теперь их можно заказать в книжных и табачных лавках, а также в типографиях, тем не менее, некоторые все еще предпочитают карточки ручной работы (прежде всего дворяне и купцы 1 гильдии). Разработкой дизайна и ручным изготовлением визитных карточек занимались такие видные русские художники как Бенуа и Бакст.

В конце XIX века наступил новый расцвет визитки, как вида искусства. Возникли новые стили оформления карточек, разные шрифты, стала использоваться цветная бумага, золочение обрезов, золотое и серебренное тиснения, вырубка, конгрев. Появились визитки с вертикальным расположением. Начали встречаться двойные визитки-раскладушки, модные в Европе. Наиболее изысканные визитки вручались в специальных конвертиках. Визитная карточка стала носительницей престижа своего хозяина, она не только носила имя хозяина, но и показывала уровень его доходов и статус в обществе.

В бурное время становления советской власти обществу не до визитных карточек. Применение визиток в советский период относится только к дипломатическому протоколу и внешнеэкономической деятельности государства. Вот как трактует понятие Большая Советская Энциклопедия: «Визитная карточка — документ, уведомляющий о посещении (визите); широко применяется в протокольной дипломатической практике». Визитные карточки в этот период используются лишь крупными партийными деятелями, являясь «пережитком прошлого».

Претерпел изменение и дизайн визитной карточки. Украшения, рисунки, орнаменты и какой бы то ни было намек на изысканность в оформлении визитки не только не приветствовались, но и считались насаждением мещанского вкуса. Фамилию владельца наперекор традициям и европейским стандартам стали писать над именем.

Возрождение визитных карточек в России началось только в конце 80-х годов XX века, на закате советской власти. В процессе развития частного предпринимательства возникла достаточно обширная группа людей, которым по роду деятельности было просто необходимо при деловом общении обмениваться своими координатами. Визитная карточка снова становится неотъемлемым атрибутом делового мира России.

Новый толчок к развитию визитная карточка получила во времена перестройки. Это связано не только с экономическими предпосылками, но и с изменением ситуации на рынке полиграфических услуг, повсеместно распространились компьютерные технологии макетирования. Резкие изменения технологии проектирования и тиражирования не могли не сказаться на качестве визитных карточек. С одной стороны, совершенствование полиграфической базы привело к улучшению продукции, с другой стороны, графическим дизайном стали заниматься люди, зачастую не имеющие соответствующего образования. Незнание традиций, непонимание задач, стоящих перед визитной карточкой, отсутствие графической культуры привели либо к примитивным образцам оформления, либо к слепому копированию западных аналогов. В постперестроечное время возросшая конкуренция среди дизайнеров не могла не дать результатов. На данном этапе можно с уверенностью сказать, что лучшие образцы визитных карточек вполне сопоставимы с мировыми образцами, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения полиграфии.

Визитная карточка - это важнейший инструмент деловой коммуника­ции. Для удобства использования существует определенный стандартный размер визитки. Данный формат определяет выпуск визитниц, предназначенных для хранения карт. Визитные карточки нестандартных размеров (фигурного края) ассоциируются с тем, что владелец претендует на исключительность. Причем исключительность связана, как правило, не с оригинальностью, а с амбициозностью, либо с тем, что человек не знаком с культурологическими традициями оформления визитной карточки. Кроме того, визитные карточки, которые невозможно хранить в визитнице, мнутся и быстро приходят в негодность. Следует отметить, что, согласно правилам этикета, визитные карточки не должны храниться в карманах мужских брюк (только личные вещи), нагрудном кармане пиджака (только декоративный платок), внутреннем кармане пиджака (здесь место для расчески и авторучки). Правила бизнес-культуры обусловливаются культурой общества в целом (например, культура в одежде определяется не стоимостью костюма, а аккуратностью и чистотой). То же правило применяется и в использовании визитных карточек. Нежелательно оперировать затертой и помятой визиткой. Визитная карточка может надолго оставаться у вашего оппонента и вызывать определенные ассоциации с ее владельцем. Такую визитку лучше будет вообще не вручать ее собеседнику, а изви­ниться и попытаться объяснить сло­вами, кто вы есть.

В США и некоторых других странах существует стандарт размеров визитной карточки 85 х 55мм. В России и большинстве стран Европы общепринятый размер, ко­торому визитка должна соответст­вовать - 90 х 50 мм. Однако визитные карточки топ-менеджеров могут изготавливаться размером 100 х 60 мм. Говоря о размерах, следует упомянуть о женских визитных карточках: 80 х 40 мм. Визитка молодой девушки может иметь размер еще меньше – 70 х 35 мм. Следует отметить, что подобная практика не является повсеместно распространенной, например, в Великобритании визитные карточки женщин крупнее мужских.

В зависимости от выполняемой функции визитная карточка может быть:

– личная;

– семейная;

– деловая;

– корпоративная;

– бейдж.

Личная визитная карточка содержит имя и фамилию владельца. Телефонные номера, должности, звания и адреса в ней не обязательны. Например, в карточке президента США Рейгана были всего два слова – Рональд Рейган.

В зависимости от имиджа, возраста, культурных и национальных традиций может указываться только имя или инициал владельца. Следует отметить, что при оформлении личной визитной карточки вначале указывается имя, отчество и только после этого – фамилия. С точки зрения дизайна характеризуется достаточно свободным стилем исполнения.

Семейная визитная карточка является разновидностью личной визитной карточки. Она используется при поздравлениях друзьям семьи, прилагается к подаркам. Дизайн семейной визитной карточки характеризуется вольным стилем, основывается на семейных ценностях. При оформлении такой карточки следует помнить, что имя жены ставится перед фамилией мужа.

Деловая визитная карточка. В ней указываются имя, фамилия, должность, звание, а так же название, полный почтовый адрес и телефоны фирмы (учреждения). Дизайн визитной карточки строгий, лаконичный, как правило, опирается на фирменный стиль компании. Следует отметить, что при изменении телефона на новый допускается исправление номера на визитной карточке вручную. Исправление же должности считается дурным тоном. Деловая визитная карточка без адреса не соответствует нормам этикета, исключение составляют дипломаты и высшие должностные лица государства.

Корпоративная визитная карточка является важным элементом корпоративной культуры и носителем фирменного стиля компании. Корпоративная карточка, как правило, не содержит имен и фамилий. В ней указывается сфера деятельности фирмы, перечень услуг, адрес и контактные телефоны фирмы (учреждения). Может находиться и другая добавочная информация: карта проезда, адрес web-страницы.

Бейдж как правило, не является собственностью владельца, а презентуется от организаторов мероприятий. Является носителем фирменного стиля и элементом корпоративной культуры предприятия.

Как видно из классификации, непосредственно к фирменному стилю относятся три вида визитных карточек: деловая, корпоративная и бейдж.

Работу над проектированием визитной карточки необходимо начинать с осмысления проектных задач, а так же специфики ее использования. Условно можно выявить следующие задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования визитной карточки:

— технологическая;

— Коммуникативная;

— художественно-эстетическая;

— рекламная;

—социально-экономическая.

Технологическая задача для дизайнера напрямую связана с производством визитной карточки. Печать визитных карточек может быть самой разнообразной (фотографический способ, печать на копировальном устройстве, цифровая печать, трафаретная печать, горячее тиснение, офсетная печать и др.). У каждого способа есть плюсы и минусы. Разрабатывая макет, дизайнер обязан учитывать способ печати и специфику материала, на которую будет наноситься печать. Визитки, как правило, печатаются малыми тиражами 50-200 экземпляров каждого вида. Выбор материала сегодня достаточно широк, но следует руководствоваться функциональностью визитной карточки. Для дизайна деловой визитной карточки обычно используется тонкий картон (150-300 г/м2) с гладкой или фактурной поверхностью. Применение пластика или ламинирование данного вида визиток не рекомендуется. Это связано с тем, что на визитной карточке могут быть сделаны надписи.

Выбор материала может существенно сказаться на передаче фирменного цвета. Это связано со степенью укрывистости наносимой краски, которая не бывает абсолютной. Например, для печати фирменного голубого цвета используется бумага с желтым оттенком. В результате можно получить зеленоватый оттенок фирменного цвета. Если в системе коммуникаций фирменный цвет играет большую роль – лучше использовать белый картон. Европейская традиция предполагает использование для фона белый, голубой, розовый цвета, для текста – темно-синий, темно-коричневый, черный. Государственная символика наносится только на визитки государственных чиновников.

Следует отметить, что в большинстве случаев визитки печатают не триадными красками, а смесевыми, составленными по шкале Pantone, или специализированными красками (металлизированными, флуоресцентными и т.п.). К изображению предъявляются очень высокие требования по точности соответствия цвета (особенно на фирменных логотипах). Несмотря на то, что визитки редко содержат полноцветные изображения, они требуют высокой точности совмещения (порядка 0,1 мм) между отдельными красками. Это наиболее важно при использовании логотипов или других изображений, выполненных двумя и более цветами.

На сохранность визитной карточки влияет не только граммаж картона, но и другие его свойства (механические, физические и химические). Информацию о них можно получить из справочных изданий или от специалистов. Для бейджа или корпоративной визитной карточки (особенно если она двусторонняя и выполняет рекламную функцию) в качестве материала может быть выбран и другой материал, например, пластик.

Коммуникативная задача проектирования визитных карточек связана с непосредственной передачей информации. Следует предостеречь дизайнера от желания заказчика перегрузить визитную карточку всей информацией, которая у него имеется. Визитная карточка – не буклет, ее содержательная часть не должна быть излишне объ­емной. Особенно актуальна эта проблема при разработке деловой визитной карточки для лиц, которые либо за­нимают сразу несколько должнос­тей, либо отягощены различными званиями.

Предположим, что поступил заказ на разработку макета визитной карточки академику, который помимо АН РФ, состоит еще в какой-либо из академий. В данном случае следует руководствоваться тем, что главная академия это АН РФ, и указы­вать следует именно ее. Подобными правилами необходимо руководствоваться при указании почетных званий, степеней и т.д. Если заказчик – владелец нескольких фирм, то целесообразно изготовить несколько визитных карточек, но не размещать на визитке более одного логотипа, - это затрудняет размещение деловой информации и приводит к падению корпоративной культуры.

Информация для деловой визитной карточки должна оформляться сле­дующим образом. На ней может на­ходиться логотип (знак), если он есть. Затем идет название организации. Потом фамилия, имя, отчество. Далее следует занимаемая должность, ученая степень, звание - это важно, престижно и даже практики указывают: «Директор по маркетин­гу, кандидат экономических наук». В нижнем углу размещается адрес вашей фирмы – обязательно в определенной последовательно­сти: индекс, город, улица, дом. Но­мера контактных телефонов обяза­тельно указываются с кодом горо­да. Следует отметить, что контактная информация воздействует как на вербальном, так и на невербальном уровне. Большую роль играет пространство, вы­деляемое под контактную информацию. Если адреса и теле­фоны занимают бо­лее трети площади визитки — возникает ассоциация, что че­ловек очень нужда­ется в контактах (а организация — в клиентах). Указание одного телефона не ассоциируется с солидной фирмой, но визитная карточка не должна напоминать телефонную книгу. Отдельно следует обо­значить факс и адрес электронной почты.

В успешном решении коммуникативной задачи большую роль играют шрифты. Особенно важна их удобочитаемость. Набор фирменных шрифтов, безусловно, кроме акцидентных должен содержать шрифты для верстки. Применение акцидентных (декоративных) шрифтов для контактной информации существенно снижает степень восприятия. Кегль шрифта должен быть хорошо читаем без применения специальных средств, однако использование слишком крупного кегля шрифта приводит к дробности и воспринимается как давление. Излишнее увлечение гарнитурами шрифта или их начертанием, как правило, приводит к негативным последствиям.

Классическое расположение визитной карточки – горизонтальное. Такое расположение ассоциируется с консерватизмом и респектабельностью. Визитка с вертикальной компоновкой, напротив, претендует на оригинальность и свидетельствует об активной жизненной позиции владельца. При выборе расположения необходимо учитывать, что визитные карточки хранятся в специальных альбомах (визитницах) и вертикальная визитка в окружении горизонтальных визитных карточек, будет выделяться из общей массы. Однако быть увиденным и прочитанным – не одно и то же. Вертикальное расположение элементов затруднит восприятие текста в карточке, помещенной в визитницу. При наличии двух одинаковых услуг, обозначенных на рядом находящихся визитках, скорее всего, выберут ту, на которой легче воспринимается информация. Говоря о невербальном воздействии, хотелось бы отметить значение размеров отдельных элементов и их расположение относительно друг друга. Рассмотрим отдельные элементы деловой визитной карточки: логотип фирмы, должность владельца и его фамилия, имя и отчество. По своему влиянию статус фирмы, как правило, выше статуса владельца визитной карточки и тем более занимаемой должности. На этом основано традиционное оформление визитной карточки - наименование организации находится вверху, ниже — фамилия, имя и отчество владельца, еще ниже располагается занимаемая должность. Исключением могут быть визитные карточки людей творческих профессий. Отсутствие в дизайне визитки логотипа фирмы, ее оформление в стиле, отличном от фирменного может быть сигналом владельца карточки от фирмы. Основным центром в деловой визитке должны оставаться фамилия, имя и отчество обладателя визитной карточки. Дублирование визитной карточки на двух языках с обеих сторон говорит не о том, что владелец с иностранными клиентами, а о том, что у него не хватило денег на два комплекта карточек - отдельно для русских и зарубежных партнеров. Кроме того, двусторонняя визитная карточка является нарушением норм этикета. Согласно правилам, гость, не дождавшись хозяина, может оставить свою визитную карточку. Выражая свое почтение, он загибает правый верхний угол. Как потом разберется хозяин в этом послании (поздравления, выражения соболезнования и т.д.), если деловая визитная карточка двусторонняя? С другой стороны, для иностранцев, работающих в России, двуязычная визитка вполне уместна: для нас это самый удобный способ запомнить, как правильно произносить и как правильно писать фамилию иностранного коллеги.

Крупный, бросающийся в глаза логотип говорит о силе и уверенности в себе фирмы, однако не должно возникать визуального спора с фамилией владельца визитной карточки. Сложное впечатление вызывает излишнее выделение должности. Такое оформление – признак дурного вкуса. При решении коммуникативных задач, необходимо учитывать, что чаще всего данные с визиток, собранных на массовых мероприятиях (выставках, презентациях и т.п.), хранятся в электронной форме и вводятся в компьютер с помощью программы автоматического распознавания символов. В связи с этим нежелательно применение фоновых рисунков, так как вероятность неверного распознавания символов значительно увеличивается.

В отличие от деловой визитной карточки, карточка корпоративная показывает имидж самой фирмы.

Художественно-эстетические задачи проектирования визитных карточек. Деловое знакомство, как правило, начинается с обмена визитными карточками. Визитка является частью имиджа человека (фирмы) и поэтому ее дизайн должен вызывать у человека, который ее получает, положительные эмоции, а не раздражение. Безусловно, стильная, красивая, грамотно сверстанная, качественно напечатанная визитка способствует продолжению знакомства, вызывая установку на необходимый контакт. Визитная карточка – маленькая верительная грамота, способствующая формированию контактов и отношений, формирующая имидж как своего владельца, так и фирмы, которую он представляет. Большую роль для решения этой задачи играет выбор материалов, на которых изготавливается визитная карточка. Это огромный выбор картона различных фактур и оттенков, дерево, кожа, пластик, металл, керамика и др. Для создания стильной визитки необходимо знание дизайнером технологических способов нанесения изображения на визитную карточку. К ним относятся: термография, голография, припрессовка, тиснение и др. Каждое из этих средств может оказать существенное воздействие на создание художественного образа. Однако еще большую роль играют чувства меры и стиля, степень развития художественного вкуса дизайнера. Грамотно сверстанная черно-белая визитка на изящно подобранном картоне смотрится намного выигрышнее, чем безвкусное сочетание различных приемов нанесения изображения.

Рекламные задачи проектирования визитных карточек тесно переплетена с коммуникативными и художествено-образными. Дизайн визитных карточек может быть связан со спецификой деятельности компании, например, визитка врача или парикмахера может быть двусторонней и одновременно служить талончиком записи на прием (на обороте сделать пометку даты и времени визита). Фирма, страхующая автомобили, может выполнить корпоративную визитную карточку на самоклеющейся бумаге, чтобы владельцы транспортных средств могли (захотели) бы наклеивать их в салоне автотранспорта. Визитка торгового представителя, предлагающего небольшой набор товаров и услуг может содержать их перечень. Такой дизайн за счет функционального использования визитной карточки, позволяет решать задачи не только прямой, но и отсроченной рекламы. Помимо всего вышеперечислен­ного деловая визитная карточка также может со­держать и другую важную и полез­ную информацию.

Социально-экономические задачи. Следует отметить, что дизайн визитной карточки должен соответствовать образу и положению в обществе. Излишне «крикливая» визитка госчиновника или скромная черно-белая визитка директора рекламного агентства или типографии вряд ли будут способствовать созданию положительного имиджа при деловых переговорах.