1. Причины и условия образования аббревиатур
Активная тенденция к широкому использованию сокращенных лексических единиц различного рода вполне отчетливо проявляется в последнее время во многих языках. Аббревиатуры прочно вошли в современные языки и количество их чрезвычайно велико, они составляют значительную часть словарного состава, причем проникают они почти во все слои лексики и широко применяются как в устной, так и в письменной речи. В данном параграфе мы рассмотрим вопрос о происхождении аббревиатур, а также причины и условия их образования.Сам факт появления сокращенных слов – явление не новое. Так, римляне обозначали сотни буквой С (centum), тысячу – М (mille). Уже в средние века сокращению подвергались имена собственные: Toine < Antoine, Colas < Nicolas, Elise < Elisabeth, Margo < Marguerite; в латыни употреблялись, например, сокращения N.B. и P.S. В королевской и папской канцеляриях Франции были свои аббревиатуры: L.L.M.M. = Leurs Majestés, N.N.S.S = nos seigneurs, S.S. = Sa Sainteté [Халифман 1983: 117]. В эпоху Возрождения, когда начиналась революция в науке, новые термины создавались преимущественно путем словопроизводства и словосложения на базе латинских и греческих корней, а также корней слов национальных языков. В некоторых отраслях знаний, в частности в математике, появились устойчивые сокращения на базе латыни, сохранившиеся частично до наших дней (cos < cosinus, sin < sinus и др.) [Борисов 1972: 7]. С конца XVIII века сокращению стали подвергаться имена нарицательные книжного образования и даже заимствования: dauphin > daufe, cinema, ciné > cinématographe, chromolithographie > chromo, pneumothorax > pneumo, pianoforte > piano [Халифман 1983: 117]. Если графические аббревиатуры появились еще в средние века, то XIX-XX века ознаменовались ростом употребления лексических сокращений; инициальные аббревиатуры превратились в весьма устойчивый и продуктивный словообразовательный тип, а акронимия, как особый способ аббревиации, явилась своеобразной «реакцией» языка на неизмеримо возросший объем информации, на появление бесчисленного множества терминов в связи с научно-техническим прогрессом, на широкое использование средств массовой коммуникации [Борисов 1972: 7].Вопрос о причинах и условиях образования аббревиации важен, потому что, определив их, можно более точно представить себе возможности аббревиации и вероятные тенденции ее развития. Общепринятым стало выделять внутрилингвистические и экстралингвистические факторы появления и функционирования аббревиатур в том или ином языке.К экстралингвистическим (внешним) условиям развития аббревиации относятся, в первую очередь, общественно-политические факторы. Очевидно, что возникновение отдельных новых понятий требует появления отдельных новых лексических единиц. Г. Я. Солганик считает, что социальные сдвиги и научно-технический прогресс «порождают потребность в массовой номинации (создании новых названий), в усовершенствовании существующих языковых форм в целях лучшего удовлетворения потребностей коммуникации в новых условиях» [Солганик 1981: 96]. Войны, революции, прогресс науки и техники, развитие материальной и духовной культуры, возникновение предприятий акционерного типа, профсоюзные движения, смена форм правления и т.п. – все это способствует развитию языка, а в частности необходимости создания новых сокращенных лексических единиц.К внутрилингвистическим (внутренним) факторам развития аббревиации относят условия языкового порядка. Так, например, П. М. Каращук среди внутрилингвистических факторов выделяет такие, как контекст, общность языковых навыков говорящих, языковая привычка, частота употребления в речи, «стереотипность» производящей единицы [Каращук 1977: 194].Жизнеспособность некоторых аббревиатур подтверждается и тем фактом, что они служат базой для появления новых слов. Так, наиболее употребительные сокращения дают в языке производные существительные: cégétiste ‘membre de la C.G.T.’, cédétiste ‘membre de la C.F.D.T.’; прилагательных: ONU – onusien, OTAN – otanien; глаголов: otaniser, cégétiser [Чекалина 2007: 176].Возникновение и все частое употребление сокращенных единиц обусловлено также принципом наименьшего усилия или законом экономии речевых средств. В настоящее время концепция экономии речевых средств является одной из обоснованных в настоящее время теорией появления сокращений, получившая большое развитие в трудах А. Мартине и Е. Д. Поливанова. Суть "экономного использования языка" заключается в обеспечении передачи максимального количества информации в единицу времени, то есть в повышении коммуникативной роли языка. С такой точки зрения именно экономное использование аббревиатур языком рассматривается как один из способов концентрирования информации в целях повышения эффективности общения [Поливанов 1968: 294].А. Мартине считает, что экономия усилий вообще лежит в основе эволюции языка, т.к. «постоянное противоречие между потребностями общения человека и его стремлением свести к минимуму свои умственные и физические усилия может рассматриваться в качестве движущей силы языковых изменений». «Очевидно, что тенденция к точности имеет важное значение для обеспечения коммуникативной функции языка. Здесь, как и в ряде других случаев, поведение человека подчинено закону наименьшего усилия, в соответствии с которым человек растрачивает свои силы лишь в той степени, в какой это необходимо для достижения определенной цели» [Мартине 1963: 532].Однако развернутые лексические единицы, будучи неудобными для регулярного использования, относительно быстро упрощаются, становятся более краткими или заменяются более краткими единицами. Таким образом, принцип точности вступает в диалектическое противоречие с принципом краткости, который можно именовать и принципом экономии речевых средств» [Борисов 1972: 30]. При таком подходе к вопросу главенствующее место занимает основная, то есть коммуникативная функция языка, следовательно, тенденция к повышению информативной ценности речевого сообщения является одним из важных факторов развития языка как социального явления. Таким образом, созданию и распространению аббревиатур послужили три основных причины: 1) экстралингвистические факторы (крупные социальные сдвиги и научно-технический прогресс); 2) внутрилингвистические факторы (контекст, общность языковых навыков говорящих, языковая привычка, частота употребления в речи, и др.); 3) принцип экономии речевых средств.