logo
поправленный

2.2. Условия осуществления журналистской расследовательской деятельности в России

В первую очередь, нам необходимо определить, к каким источникам может обратиться современный журналист-расследователь в России.

Как уже отмечалось ранее, невозможно выявить полную картину события, если отсутствует полная и достоверная информация об исследуемом событии или явлении.

Существуют определенные типы источников информации, с которыми работают современные журналисты, занимающиеся проведением расследований.

Условно эти источники делятся на две группы. Первая группа представлена частными лицами, которые обладают теми сведениями, которые интересуют журналиста. Здесь речь идет о свидетелях, очевидцах событий, хранителях чужой информации (писем, дневников, документов, устных сведений и т.п.). Результат получения информации у частных лиц зависит от того, желает ли носитель предоставить её. Немаловажную роль играет способность самого журналиста к убеждению.

Вторая группа источников информации представлена различными организациями и учреждениями, взаимоотношения которых со средствами массовой информации регулируются законами и другими нормативными актами. Рассмотрим те источники, которые в современной практике используются наиболее активно.

В первую очередь, мы обратимся к государственным учреждениям. Для современного журналиста-расследователя в нашей стране они являются одним из основных источников информации. Это объясняется тем, что они, согласно Конституции РФ и иным законам, обязаны предоставлять необходимую информацию гражданам, организациям по запросам. Они предоставляют точную, объективную и полную информацию. Здесь необходимо заметить, что далеко не всегда определенное государственное учреждение обладает интересующей журналиста информацией. Соответственно, прежде чем обращаться в определенное учреждение, журналист должен убедиться, что оно располагает нужной информацией.

Также у каждого журналиста, который давно занимается проведением расследованием, есть собственная база, в которой указано, какое учреждение может располагать той или иной информацией. Как справедливо отмечает А.А. Тертычный, «в силу того, что все министерства, ведомства объединены в структуру, которая имеет как федеральный, так и региональный уровни, в процессе расследования важно определить: в ведомство какого уровня (регионального или федерального) имеет смысл обращаться за информацией в конкретном случае. Правильный выбор подсказывает знание структуры информации, циркулирующей в системе государственных органов»64.

В целом, при обращении в государственные структуры, журналист должен получить аккредитацию, также многие журналисты получают из своего издания рекомендательное письмо. Многие структуры, обладающие информацией, работают только с теми журналистами, которые имеют аккредитацию.

Опытные журналисты прекрасно осведомлены о том, что любая государственная структура имеет четкую иерархию, таким образом, не обращаются сразу к высшим руководителям, чтобы не получить отказ в получении информации. На первом этапе журналист устанавливает контакт с другими представителями интересующего его учреждения, в частности, с руководителем пресс-центра. То есть, каждое государственное учреждение имеет определенные правила, с которыми журналисту приходится считаться, чтобы успешно проводить свое расследование.

Многие успешные журналисты-расследователи имеют хороших знакомых в правоохранительных органах, что дает им возможность оперативного получения объективной и точной информации. Если у журналиста отсутствуют связи в правоохранительных органах, то получение серьезных сведений об уликах, составе преступления, ходе расследования затрудняется и становится практически невозможным, поскольку полиция, прокуратура, как правило, не разглашают сведения, в том числе и потому, что разглашение может негативно повлиять на процесс раскрытия преступления. Не следует забывать и о таком объективном факте, как коррумпированность современной правоохранительной системы в России.

Опытные журналисты-расследователи любую полученную информацию подвергают тщательной проверке, даже если она и получена из надежного и ранее проверенного источника.

Однако, как уже отмечалось ранее, только те журналисты, которые давно работают в области расследований, имеют надежных информаторов. Остальным же приходится официально обращаться за получением информации. В частности, очень важным для современного журналиста-расследователя является умение составлять запросы о предоставлении информации в те учреждения, которые ею располагают.

Здесь действуют стандартные правила: журналист может делать запрос как в устной, так и в письменной форме (см. ст. 39 Закона «О средствах массовой информации»). Лучше делать его не от своего лица, а от имени редакции. Информацию по запросу должны предоставлять руководители учреждений, объединений, организаций, их заместители, работники пресс-служб либо иные в пределах своей компетенции. Для ответа существует официальный срок – 7 дней с момента получения учреждением письменного запроса. Если ответ на запрос потребует большего времени, то об этом редакцию должны уведомить в течение трех дней, сообщив при этом о причинах, по которым информация не может быть предоставлена в семидневный срок, и дате, к которой она будет прислана. Кроме того, в уведомлении должны быть названы лицо, установившее отсрочку, и дата принятия решения об отсрочке. Если журналист является не сотрудником редакции (даже работающим по договору), а «свободным художником», то на его запрос учреждение может ответить в любой срок, который сочтет нужным65.

В целом, журналист может получить отказ в получении информации, если он неверно или некорректно составил запрос, а также если учреждение не понимает цели издания. В этом случае журналист может сослаться на ст. 12 Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации», в которой указано, что журналист, редакция не обязаны ставить в известность тот или иной источник информации о цели ее получения (в данном случае, разумеется, речь не идет о предоставлении информации, являющейся государственной, коммерческой тайной или сведениями о частной жизни). Данный путь в известной степени означает выбор конфронтационных отношений с источником (держателем) информации, который, как показывает практика, ни к чему хорошему не ведет. Если журналисту и предоставят в таком случае нужные ему сведения, то это может произойти в такие сроки, когда они могут потерять всякое значение для расследования66.

Более благоприятным является второй путь, который заключается в объяснении представителям данного учреждения цели получения информации, здесь также следует сказать о том, что данная информация служит для составления публикации, очень значимой для общества в настоящий момент.

В некоторых случаях журналист оплачивает информацию, полученную в учреждении. Вопрос о том, насколько это правомерно, остается открытым. Однако на практике расследование проводится в оперативном режиме, соответственно, времени у журналиста на разбирательство о правомерности действий чиновников, берущих плату на предоставление информации, как правило, не остается.

Деятельность современного журналиста-расследователя может оказаться неэффективной, если он не знаком с законами, которые регулируют отношения между СМИ и государственными органами. В частности, речь идет о таких законах, как  «О средствах массовой информации»; «Об информации, информатизации и защите информации» и «О государственной тайне». Имея представление о тех трудностях, которые могут сопровождать получение необходимой информации в государственных органах, он может уже с большей определенностью составлять адресуемые им запросы.

В ряде случаев журналисту в процессе расследования приходится обращаться с информационным запросом в государственные структуры других стран. Конечно же, в каждой стране существует свои условия доступа к информации, предоставляемой государственными учреждениями. Во многих государствах доступ к информации открыт, однако если там не содержатся сведения о государственной или военной тайне. Например, в США, согласно федеральному законодательству, государственные учреждения обязаны предоставлять любому человеку (иностранцы не являются исключением) информацию о работе правительства. Вместе с тем, существуют отдельные случае, которые предусмотрены законодательством. Достаточно большой объем информации журналист может получить в электронном виде.

Таким образом, зарубежные ресурсы также привлекаются для проведения расследований. Единственное, что этими ресурсами необходимо грамотно воспользоваться. Для составления запроса в государственные учреждения других стран нужно определить, где предположительно находится интересующая журналиста информация: МИД, Министерство обороны или в иной структуре. Письмо-запрос должно содержать очень подробное описание того, что желает получить журналист. Если СМИ хочет получить ее бесплатно, то нужно упомянуть, что информация необходима для выяснения обстоятельств деятельности российского партнера в связи с подготовкой материала для печати. Как правило, такое объяснение является законным для предоставления бесплатной информации.

Важным источником информации для современного журналиста-расследователя могут быть общественные организации. На сегодняшний день сушествует достаточно много общественных организаций, занимающихся решением различных задач – экологических, благотворительных, экономических и т.п. Соответственно, они могут выступать в качестве источников информации в процессе журналистского расследования в определенной сфере жизни общества.

Общественные организации, как правило, обладают разветвленной структурой. В качестве примера можно привести систему общественных организаций в области экологии. В частности, она состоит из:

1.      Политических организаций, представляющих собой «зеленые», то есть экологические партии. К примеру, Российская партия зеленых. Однако данная партия не имеет реального политического влияния и веса.

2.      Юридических (правовых) «инициативах» – организациях, принимающих участие в законодательной деятельности. К числу самых известных относятся «Экология и правозащита», а также московский институт «Экоюрис». Они специализируются на защите экологических прав граждан в процессе разбирательств в суде.

3.      Протестных движениях, которые организуют экологи, правозащитники. 

4.      Проблемных объединениях, которые освещают какую-то одну важную экологическую проблему. В частности, речь идет о «Центре ядерной экологии и энергетической политики СоЭС», «Лесном клубе российских НПО», союзе «За химическую безопасность» и т.д.

5.      Научно-практических обществах, которые контролируют  экологические показатели, проводят мониторинг окружающей среды.

6.      Образовательных движениях (таких, как «ЭкоОбраз», «Ассоциация экологического образования»).

7.      Благотворительных обществах.  К примеру, общественная экологическая организация «Зеленый мир» (ЗМ), созданная в 1988 году в г. Сосновый Бор Ленинградской области, занимающаяся защитой окружающей среды.

Таким образом, в зависимости от того, в какой сфере журналист проводит свое расследование, ему необходимо определить для себя перечень тех общественных организаций, которые могут предоставить ему информацию, нужные для расследования сведения.  

Общественные организации, если сравнить их с государственными источниками информации, более доступны для журналиста-расследователя. Кроме того, у многих организаций существует заинтересованность в том, чтобы прорекламировать свою деятельность, соответственно, по этой причине они, если есть такая возможность, как правило, помогают журналистам в их расследованиях.

Также необходимо отдельно рассмотреть такой источник информации, как библиотеки. Опытные отечественные журналисты полагают, что подготовку любого материала следует начинать в библиотеке. Как справедливо отмечает А.А. Тертычный, «библиотека позволяет журналисту перейти из «плоского» мира оперативной, актуальной информации о текущей жизни, в котором он пребывает практически постоянно, в мир многомерной информации, которая включает в себя как оперативные сведения из сегодняшнего дня, так и знания, пришедшие к нам из дня вчерашнего, позавчерашнего, позапозавчерашнего, из веков минувших. Кроме того, в библиотеке можно почерпнуть знания из самых разных сфер жизни. Здесь «сосуществуют» информации различных типов, рассчитанные на разный уровень восприятия, начиная с популярной, художественной и кончая сложной научной. Но главное – предоставляемая библиотекой информация систематизирована по самым различным основаниям, что отражено в разнообразных каталогах (алфавитных, тематических и пр.), чем значительно упрощается поиск нужных сведений. В библиотеках к тому же есть люди, которые могут основательно проконсультировать расследователя, подсказать ему верный путь поиска, дать, хотя бы и общее, но необходимое представление о своих фондах, помочь найти нужное»67.

Современные журналисты занимаются исследованием периодики (особенно это касается специализированной периодики), просматривают материалы, которые возможно были уже кем-то опубликованы ранее, затрагивающие тему текущего расследования. Наконец, нельзя не отметить, что библиотека богата различными справочниками, которые также могут быть полезны при проведении расследования в любой области.

Необходимо особо сказать о той информации, которая получается из секретной закрытой литературы. У журналиста, согласно закону, отсутствует право на разглашение государственных и военных тайн, соответственно, он не имеет права на использование сведений, которые содержатся в закрытой литературе. Однако если журналисту такие сведения становятся известны, то он может их использовать как ориентир, но не имеет права их публиковать.

Архивы также представляют собой очень важный источник информации для современного журналиста. Архивы могут быть как государственными, так и принадлежать общественным организациям и частным лицам. Информация, полученная из архивов, незаменима, если журналистом проводится расследование некой исторической тайны. Информация, полученная из архивов, как правило, достоверна, что и является её важнейшим достоинством. Архивные данные – это постоянные свидетельства. Однако стоит заметить, что в архиве журналист может столкнуться с очень серьезной проблемой – в нем могут отсутствовать те документы, которые должны были там находиться. Так происходит, если архивные данные были изъяты, удалены по инициативе компетентных органов по различным соображениям, в частности, речь идет о секретности. В таком случае журналист-расследователь начинает поиск других источников информации.

Архивная информация может играть разную роль в проведении журналистского расследования. В частности, она может стать первопричиной, толчком к началу журналистского расследования. Многие современные журналисты в нашей стране и за рубежом специально обращаются к архивным материалам с целью найти интересную тему для проведения своего расследования.

Архивы бывают различных типов. Государственные архивы – самые большие. Менее обширными являются архивы отдельных учреждений (к таковым относятся и создаваемые при самих средствах массовой информации, например, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», газете «Правда», при ТВ и т.д.), а затем уже следуют архивы частных лиц.

Конечно же, привлечение архивных сведений очень важно для проведения расследования, однако то, что данные взяты из архива, также не означает, что эти данные абсолютно достоверны, поскольку люди создают те документы, которые затем оказываются в архиве. То есть, архивные данные, как и любая другая информация, нуждаются в проверке и подтверждении. Конечно же, далеко не всегда возможно произвести проверку, в этом случае важно указание на то, каким образом получены сведения, откуда они, как были составлены. Иными словами, журналисту необходимо грамотно преподнести полученные данные, сделать нужные оговорки.

В процессе длительной работы у журналиста-расследователя появляется свой личный архив. Это также очень важный источник информации. Его главное достоинство – доступность. Как правило, современные журналисты составляют досье (архивы) разных типов: 

1. Тематическое досье.  Составляя такое досье, журналист руководствуется таким главным соображением: собрать как можно больше всевозможных документов (текстов, фотографий, магнитных записей и т.д.) по интересующей его теме. Естественно, что такое досье может оказаться исключительно полезным при проведении журналистского расследования. 

2. Проблемное досье. При составлении подобных досье исходят не из признака определенной сферы или направления деятельности, которая отображается в «коллекционируемых» публикациях, а из отображаемой в них конкретной проблематики. Проблемное досье наиболее ценно для журналиста-расследователя в том плане, что оно не только помогает понять, как, например, может совершаться то или иное преступление, в силу каких социальных причин это происходит, но и подсказывает пути их предотвращения, что особенно важно для общества. 

3.    Личностное (персональное) досье. При составлении такого досье автор накапливает материалы, относящиеся к определенной личности. Они могут быть самыми разными по содержанию68.

Конечно же, деятельность современного журналиста-расследователя невозможно себе представить без сети Интернет. Данное средство получения информации отличается оперативностью и неисчерпаемостью, а также доступностью. Современному журналисту-расследователю крайне важно уметь работать с ресурсами Интернета. Впрочем, данное требование является актуальным для любого журналиста.

На сегодняшний день журналисты-исследователи используют разные поисковые системы. Также в сети возможно найти большое количество сайтов, которые имеют самое прямое отношение к журналистской деятельности. Ранее мы уже упоминали о таких ресурсах, как «Gazeta.ru», «Lenta.ru», «Vesti.ru», «Smi.ru», «Compromat.ru», «Kompromat.ru» и т.д. Эти сайты очень удобны и функциональны для работы, позволяют постоянно находиться в курсе событий, последних новостей. В Интернете также можно найти большое количество виртуальных баз данных, которые могут оказывать помощь в проведении расследования. К сожалению, на сегодняшний день базы данных Рунета не настолько совершенны, как, к примеру, американские. Но вместе с тем, эти базы являются оперативным источником актуальной информации, соответственно, журналисты-расследователи достаточно часто с ним обращаются. Также в сети Интернет существует достаточно много электронных библиотек, что позволяет существенно сократить время на поиски нужной для расследования информации.

В Интернете отсутствует цензура, соответственно, там помещаются компрометирующие материалы, с которыми журналист также может ознакомиться и, если это позволяет этика, использовать полученные данные в своем расследовании. Здесь необходимо помнить, что использование непроверенной информации из Интернета может не только затруднить проведение расследования, но также и негативно сказаться на репутации журналиста, вызвать общественный резонанс.

Также необходимо заметить, что в процессе своей деятельности журналисту-расследователю приходится сталкиваться с различными преградами. Рассмотрим их более подробно.

В первую очередь, стоит отметить так называемые познавательные преграды.

1. Отсутствует четкий замысел расследования. С такой преградой, как правило, сталкиваются начинающие журналисты, которые делают первые шаги в расследованиях.

2. Предмет расследования очень сложен. Перед расследованием журналисту следует произвести критическую оценку своих возможностей. Нет смысла браться на очень сложное расследование, если отсутствуют необходимые ресурсы для его проведения.

3. Поступает большой объем информации и необходимо его грамотно обработать. Журналистские расследования, как правило, предполагают работу с большим объемом информации. Причем, данная информация может носить различный характер и всегда нуждается в дополнительной проверке.

4. Журналист-расследователь слабо владеет методами проведения расследования. Конечно же, успешность и эффективность расследования зависит от того, насколько хорошо журналист владеет методами его проведения. Как уже отмечалось ранее, важно умение собирать, анализировать, обрабатывать информацию. Как правило, начинающие журналисты-расследователи в нашей стране часто сталкиваются с той проблемой, что они не умеют правильно выбрать метод проведения расследования, вследствие чего оно не завершается успешно.

5. У журналиста-расследователя отсутствует специальная подготовка. Опытный журналист-расследователь является очень компетентным в той теме, по которой он проводит расследование. Любое журналистское расследование требует специальных знаний и методов, соответственно, если журналист ими не владеет, расследование обречено на провал.

6. У журналиста-расследователя низкая логическая культура. Для журналиста-расследователя очень важной является способность делать логически точные выводы, правильно оформлять свои мысли.

7. Слабые навыки работы с компьютером, с источниками информации в целом. Журналист, не имеющий необходимых навыков общения, игнорирующий рекомендации психологов, которые достаточно часто публикуются как в специальной литературе (например, по психологии следственных мероприятий), так и в популярных изданиях, едва ли сможет расположить к себе собеседника и узнать необходимое для продолжения расследования69.

В процессе своего расследования журналист может столкнуться и с административными преградами.

1. Журналисту ограничивают доступ к информации. Иногда вполне достаточно установления жестких ограничений на доступ к информации, чтобы уже на этом этапе помешать журналистскому расследованию. Чаще всего в таком случае используются лазейки, которые есть в законодательствах. Наиболее удобный предлог для этого – необходимость охраны государственных секретов (например, по законам «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне» и пр.)70.

2. Судебные преследования. Властные структуры также могут оказывать правовое давление на журналистов, которые занимаются проведением расследований.

3. Оказание экономического давления. Такой метод чаще всего используется в отношении местной прессы, региональной. Суть его заключается в том, что те средства массовой информации, которые занимаются расследованиями, оказываются на грани экономического краха.

4. Наличие административной зависимости. Многие администрации вошли в состав учредителей местных изданий, обеспечивая их в материальном и финансовом отношении. В ответ на это от редакций требуются полное послушание и проведение в жизнь той информационной политики, которая данную администрацию устраивает71.

Также и сами лица, которые становятся объектами расследования, могут оказывать противодействие. В 1990-е годы многие журналисты становились жертвами такого противодействия, их убивали. Однако на сегодняшний день ситуация стала более благоприятной, хотя проблема не исчерпана. Просто сейчас используются другие методы давления. И если эти методы используются лицами, занимающими высокие должности, обладающими связями с властными или преступными структурами, то они могут оказаться эффективными.

Конкурирующие СМИ также могут производить выпады. Так происходит по той причине, что между журналистами постоянно ведется конкурентная борьба. И в сфере расследований она подчас носит особенно острый характер.

Наконец, очень важным является вопрос о правовых и этических ограничениях при проведении журналистского расследования. Как справедливо отмечает А.А. Тертычный, «журналист-расследователь должен с особой тщательностью соблюдать требования закона, ограничивающие эту деятельность, а также этические нормы, регулирующие его отношения как с источниками информации, так и с «героями» выступлений и, разумеется, с аудиторией СМИ. Только видя этико-правовые границы, в которых может протекать журналистское расследование, он может действительно реализовать цели, ради которых проводится его расследование»72.

Под правовыми ограничениями подразумеваются законы, юридические нормы, которые журналисту необходимо соблюдать в процессе своей профессиональной деятельности. В целом, базой отечественной журналистики выступают демократические принципы Конституции Российской Федерации (особенно важна статья 26, позволяющая журналисту свободно собирать и распространять информацию), законы «О средствах массовой информации», «О милиции», «О прокуратуре», «О статусе судей», «Об оперативно-разыскной деятельности», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной тайне», Уголовный и Гражданский кодекс и другие нормативно-правовые документы, а также редакционные уставы и договоры.

Необходимо заметить, что в процессе своей деятельности журналисту приходится сталкиваться с различными ситуациями, которые не всегда возможно оценить исключительно с правовых позиций.

Мораль или этика способна дать важные ориентиры журналисту-расследователю. В отличие от законов права, представляющих собой жесткие требования общества к личности, моральные требования базируются на феномене «со-вести», то есть способности человека «со-знавать» (знать, как это знает что-то другой человек), «со-переживать», «со-чувствовать» (переживать нечто, происходящее с другими людьми, как переживают они) и поступать по отношению к ним, опираясь на совесть и сопереживание так, как он хотел бы, чтобы и другие люди поступали по отношению к нему. Если нарушение норм права влечет за собой жесткие и неотвратимые санкции (штраф, заключение в тюрьму и т.д.), то нарушение норм морали чревато для нарушителя лишь общественным порицанием, презрением, демонстрацией недовольства и недружелюбного поведения со стороны других людей, насмешками в его адрес. Подобная реакция возможна, разумеется, и по отношению к журналисту, если он нарушает этику. Этические нормы могут совпадать по своей сути с требованиями правовых законов («не убий», «не укради» и пр.). Д.С. Авраамов считает, что определяющим, исходным является положение, согласно которому «развитие нравственности ведет к отпочкованию от нее особых, профессиональных норм». По его мнению, профессиональная мораль выступает в качестве призмы, сквозь которую преломляются общеморальные требования к деятелю в силу соответствующей специфики деятельности, сохраняя, однако, свою суть. Именно поэтому «профессиональная мораль не претендует на роль универсального регулятора поведения специалиста. Сфера ее влияния ограничена трудовыми отношениями, а требования локальны... Мотивы, цели, приемы и результаты профессионального труда мораль постигает тоже только с одной, но очень важной стороны – в их ценностных значениях. Она представляет собой особый оценочно-императивный способ освоения специалистом целей и содержания в своей профессиональной деятельности»73.

Также следует заметить, что расследовательская журналистика связана с большой степенью риска. В частности, могут возникать серьезные опасности как для журналиста, так и для тех людей, которые предоставляют информацию для проведения расследования. Конечно же, добиться обеспечения полной безопасности во время проведения расследования не представляется возможным. Однако существуют определенные меры предосторожности, которые необходимо соблюдать. В частности, перед началом расследования журналисту необходимо определить, откуда потенциально может исходить угроза, выявить главные источники угрозы. Конечно же, поиск следует осуществлять среди тех лиц, интересы которых затрагиваются в данном расследовании.

Кроме того, существуют определенные меры, которые повышают уровень личной безопасности журналиста-расследователя. В частности, если у журналиста нормальные отношения с властями, он занимается публикацией исключительно достоверной информации (публикация недостоверной информации снижает уровень личной безопасности журналиста и вызывает недоверие к нему, падает авторитет), умеет правильно общаться с людьми, то эти факторы в значительной степени повышают уровень личной безопасности журналиста-расследователя. Причем, это касается журналистов-расследователей, работающих как в России, так и в других странах.