1.2. Появление деловой интернет-журналистики в России
Как уже было указано в прошлой курсовой работе по этой теме, деловая жизнь в России всегда стояла на одном из первых мест. Но появление интернет-журналистики в России было очень затруднительным явлением и, можно сказать, заторможенным. До 1995 года интернета в его современном образе (WWW с графическим браузером) в России не было. А если точнее, то существовавший тогда уровень развития интернета в России не позволял говорить о какой-либо деятельности, рассчитанной на массового информационного потребителя.
Но проекты, созданные для достижения этой цели, конечно, были и их прямо или косвенно можно было бы сравнить со СМИ. Например, были рассылаемые по e-mail периодические журналы, постоянно действующие телеконференции (ньюсы), из которых часто можно было узнать о политической и деловой жизни страны, о том, что не сразу попадало в бумажные СМИ.
Но все самые действенные и быстроразвивающиеся проекты в стране, конечно же, были авторские. Так сложилось, что эпитет «авторский» применяется тогда, когда трудно определить и классифицировать что-то вновь созданное, одновременно отличное и подобное своим признанным прототипам, но в чем состоит сходство и различие, сказать трудно. Этот же термин был применим и к самодеятельным, в полном и буквальном смысле этого слова, журналистским интернет-проектам. Авторский проект — это популярный, хорошо посещаемый сайт, полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где появляются результаты его журналистского творчества.
Естественно, что интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети.
Таким образом, интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ.
Что же до становления авторских проектов, то это очень похоже на молодую русскую журналистику: журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет. Авторские проекты, будучи некоммерческими и внеконъюнктурными, оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества.
Причины малоизученности авторских проектов еще и в том, что научный инструментарий, используемый для исследования журналистского творчества для интернет-журналистики, применим весьма ограниченно, так как необходимо еще доказать, что вебсайты можно отнести к СМИ.
Но все же со временем в России стали появляться первые новостные сайты, которые могли быстро и с малыми затратами транслировать в интернет полученные с телетайпных лент данные, а также первые интернет-обзоры.
Не оставалась и в стороне и деловая часть: так как бизнес являлся одним из наиболее динамично развивающихся сегментов системы СМИ России, на сайтах также выкладывались различные новости об экономике страны и ее деловой жизни. Со временем такие издания начали ориентироваться на определенную аудиторию, благодаря чему и нашли свою нишу на рынке деловой прессы.
Действительно, чего проще — собирать информацию в интернете, монтировать ее и отправлять обратно в сеть, снабжая при необходимости краткими комментариями? Кажущаяся простота подобной журналистской работы вызвала стремительный рост веб-обозрений в 1996—1998 гг. Существует список «Все обозреватели», датированный 1997 г., насчитывающий не один десяток фамилий и названий, из которых к настоящему моменту уцелело меньше десятка.
Это явление само по себе интересно первоначальными стереотипами восприятия аудиторией массовой информации, распространяемой через интернет, как компиляционной, не имеющей собственного контента. Этот механизм действительно может реализовываться при творческой, а не механической компиляции. Это первый фактор. Вторым фактором, обусловившим развитие веб-обзоров, является особенность открывшегося интернет-сектора информационного рынка, состоявшая в разной квалификации пользователей, склонных видеть в интернете всего лишь расширение обычных СМИ и не умеющих или ленящихся самостоятельно искать и анализировать необходимую им информацию.
Веб-обзоры выявили проблемы, характерные для неудачных авторских проектов: ими оказались низкое литературное качество текста, неинтересное содержание и слабая авторская позиция.
Было видно, что сеть демонстрировала неформальный, местами развязный и насыщенный жаргонизмами стиль письма, заимствованный из интерактивных сред (форумов, чатов, групп новостей), что нравилось не всей интернет-аудитории. Этот стиль ориентировал, прежде всего, на общение.
С содержательным насыщением интернета обострилась необходимость привлекать посетителей не только возможностью общения вообще, но и общения на конкретную актуальную для них тему. Появилась необходимость обеспечения новизны информации.
Веб-обозреватели, которые только перепечатывали тексты, стали не интересны, так как посетитель, однажды добравшись до первоисточника, уже больше не задерживался на клонах.
С помощью коммуникации выяснилось, что авторская позиция должна быть яркой, ясной и обоснованной, при этом читательская позиция может не совпадать с авторской. Важно было познакомиться с аргументацией оппонента.
В качестве позитивного примера авторского веб-обозрения укажем «Вечерний Интернет», выходивший на сервере Cityline.Ru с 24 декабря 1996 г. ежедневно, затем с перерывами, вплоть до 25 апреля 1999 г. Всего вышло 446 выпусков. 25 апреля 1999 г. вышла 441 заметка, после чего «Вечерний Интернет» перестал выходить.
1 марта 1999 г. вышла в свет первая в России ежедневная интернет-газета Gazeta.ru, не имевшая печатного аналога (www.gazeta.ru). Заказчиком выступил Фонд эффективной политики. 4
Оба проекта имели широкую аудиторию и выпускали на своих сайтах новости различной тематики, среди которых была и деловая составляющая.
Опыт, накопленный за многие месяцы работы над экспериментальным онлайновым СМИ, был употреблен на создание сразу двух параллельных проектов, знаменовавших начало узкой специализации в интернет-периодике. Если прежняя Газета.Ру объединяла под одной обложкой оперативный новостной раздел с круглосуточным обновлением и ежедневные рубрики интервью, комментариев, аналитики, то на ее месте возникли по отдельности новостная лента (так и названная — Лента.Ру) и ежедневная газета Вести.Ру. Перед Лентой ставились простые и понятные задачи: завоевать максимальную аудиторию в сжатые сроки и параллельно создать эксклюзивную рекламную площадку, позволяющую ставить вопрос об окупаемости проекта, то есть о его привлекательности для коммерческого, а не политического инвестора. Задачи эти были выполнены в срок и в полном объеме.
Наряду с Вестями.Ру осенью 1999 г. в Рунете возник целый ряд ежедневных газет, пытавшихся повторить успех Газеты.Ру, копируя ее структуру, макет и основные принципы организации.
Опыт Газеты.Ру показал следующее: в интернете можно создавать СМИ, которые будут обладать немалой популярностью и окупаться, если не экономически, то идеологически, и использоваться как инструмент влияния. Вполне очевидно, что многие решили повторить этот успех, начались попытки клонирования Газеты.Ру и создания массы однотипных интернет-СМИ. Начался бум интернет-СМИ, как в свое время начался бум веб-обозрений.
Когда стало понятно, что это может окупаться, в интернет пошли большие инвестиции. Популярной схемой получения на этом денег стало быстрое создание и раскрутка интернет-СМИ с последующей его продажей.
После того как производство информационного продукта в сети приняло широкий размах (1999—2000), появилось множество интернет-СМИ. Владельцы авторских проектов почувствовали себя несколько неуютно, так как не могли производить столько же информации и проигрывали в конкуренции интернет-СМИ. Наступила новая эра интернет-журналистики, которая не могла не наступить: создание интернет-СМИ стало экономическим предприятием.
Многие владельцы авторских проектов решили, что пришел конец авторским проектам, время одиночек прошло. Кроме того, многие создатели авторских проектов в процессе коммерциализации интернет-СМИ стали востребованы как специалисты, забросили свои авторские проекты и начали зарабатывать деньги на создании серьезных интернет-СМИ.
На данный момент основную часть делового медиарынка контролируют крупные медиагруппы, в составе которых бизнес-медиа сконцентрированы чаще по вертикальному (ИД Родионова, ИД "Коммерсант", ИД "Экономическая газета), но также и по диагональному принципу (например, группа "Эксперт", "РБК"). Также стоит выделить отечественные интернет-СМИ, мощно заявившие о себе в конце 1990-х годов. В данном случае следует указать на специализированные информационные агентства. К ним относятся центральные «АК&М», «K2Kapital», «МФД-ИнфоЦентр», «ПРАЙМ-ТАСС», «ABNews» и региональные «УралБизнесКонсалтинг», «УРАЛНЭП».5
- Глава 1. Зарождение деловой интернет-журналистики .......5
- Глава 2. Современая деловая интернет-журналистика ….17
- Глава 1. Зарождение деловой интернет-журналистики
- 1.1. Что такое интернет-журналистика?
- 1.2. Появление деловой интернет-журналистики в России
- Глава 2. Современная деловая интернет-журналистика
- 2.1. Перспективы развития деловой интернет-прессы
- 2.2. Плюсы и минусы онлайн-сми
- 2.3. Практическая часть (на примере сайта «Активный бизнес -14»)