Радикальное движение в Галичине.
Радикально настроенные деятели освободительного движения Галичины в 1890 г. создали Русско-украинскую радикальную партию, которая одной из главных задач выдвигала борьбу с «новоэровцами». Партия стремилась к утверждению идеалов научного социализма, демократизации общественной жизни, использованию достижений культуры и науки для подъема национального сознания и чувства солидарности среди украинского населения. Основателями и лидерами партии являлись И.Франко, М.Павлик, С.Данилович, М.Левицкий. В деятельности радикалов соединялись как социалистические, так и национальные мотивы.
Украинская культура во второй половине 19 в.
Образование. По реформе 1864 г. все начальные школы были преобразованы в начальные народные училища, которые стали общесословными и обучение в них велось по единым планам и программам (чтению, арифметике и Закону божьему). Качество подготовки было очень низким, особенно в селах. Часть училищ была преобразована в «образцовые» с 5-летним обучением, где дополнительно преподавались история, география, рисование, рукоделие и т.д.
Часть училищ открывалась земствами и называлась «земскими школами», в которых преподавали прогрессивно-настроенные учителя-разночинцы. Уездные училища были преобразованы в 6-летние городские училища, готовившие выпускников для работы в промышленности, на транспорте, в канцелярии. В них дополнительно преподавались геометрия, черчение, физика, ботаника и др.
Воскресные школы открывались громадами, где обучали и на украинском языке по расширенным программам гуманитарные и естественные дисциплины. В 1862 г. эти школы были закрыты как рассадники украинского национализма.
Среднее образование давалось в 7-летних гимназиях, которые делились на классические (с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, их выпускники без экзаменов принимались в университеты), и реальные, изучавшие точные и естественные науки, готовившие своих учеников в высшие технические заведения.
Высшее образование давалось в университетах Харькова (1805), Киева (1834), Одессы (Новороссийский университет) (1865), а в Западной Украине - в университетах Львова (1784 г.) и Черновцов (1875 г.).
Высшее политехническое образование давалось в Харькове – в технологическом и ветеринарном институтах, в Киеве – в политехническом, Нежине – историко-филологическом, Глухове – учительском, Львове – политехническом институтах.
Наука. Научным центрами стали университеты и научные общества Харькова, Киева, Одессы и других городов, проводившие исследования и издававшие труды по различным областям науки.
В 1886 г. в Одессе преподаватель Новороссийского университета И.Мечников и микробиолог Н.Гамалея основали первую в Украине бактериологическую станцию и с успехом стали лечить такие инфекционные заболевания, как чума, холера, тиф, туберкулез. За исследования в области иммунологии И.Мечников был удостоен Нобелевской премии.
Уроженец Украины, ученый-энциклопедист Н.Миклухо-Маклай за 17 лет путешествий по Океании, Юго-Восточной Азии и Австралии, накопил и обобщил богатейший этнографический материал, ставший основой новой науки – этнологии. Главной своей целью он провозгласил: «доказать миру, что все люди – люди, и сделать невозможным стремление оправдать колониальные завоевания, грабежи и насилие».
В 1881 г. уроженец Украины Н.Бенардос изобрел и применил в промышленной практике дуговую электросварку металлов. Наиболее экономичный для своего времени паровоз сконструировал киевский инженер А.Бородин. Н.Бекетов первым в мире стал обучать студентов Харьковского университета основам физической химии. Там же открылась первая в Украине кафедра физической географии, которую возглавил А.Краснов, а Н.Пильчиков первым в Украине и России развил рентгенологию.
Значительную роль в популяризации и развитии научных знаний играли научные общества, которые возникли в Киеве, Харькове, Одессе.
В этот период выходят фундаментальные работы по истории М.Грушевского («История Украины-Руси»), А.Лазаревского, Д.Багалия, Александры Ефименко – первой женщины, получившей степень доктора исторических наук, автора трудов «История украинского народа», «Очерки истории ПБУ». К обширным исследованиям истории казачества приступил Д.Яворницкий.
- Общественные течения и движения второй половины 19 в.
- Возникновение «Громад».
- Валуевский циркуляр 1863 г.
- «Хождение в народ» 1874 г.
- «Чигиринский заговор».
- «Братство тарасовцев».
- Народовцы и москвофилы.
- Радикальное движение в Галичине.
- Деятельность «Просвит».
- Открытие кафедры истории Украины в Львовском университете.
- Литература.
- Украина в начале 20 в.
- Концентрация капитала и производства.
- Индустриализация украинских степных регионов
- Положение населения.
- Н.Михновский.
- Земско-либеральная оппозиция царизму.
- Образование украинских национальных партий.
- Общероссийские политические партии в Украине.
- Украина в годы революции 1905-1907 гг.
- Нарастание национального движения на западноукраинских землях.
- Возникновение массовой украинской прессы.
- Распространение идей независимости Украины.
- Украинская культура и духовная жизнь в начале хх в.