logo
Курсовая по Стилистике Калининой А

1.1. Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля

Прежде чем говорить непосредственно о заголовках газетных статей, необходимо сначала осветить особенности всего публицистического стиля в целом и в частности газетного подстиля, так как это необходимо для выявления закономерностей и путей формирования заглавия статьи.

Публицистический стиль речи представляет собой исторически сложившеюся функциональную разновидность литературного языка, обслуживающая сферу общественно-экономических, социально-культурных и иных общественных отношений. Широко применяется в ораторской речи, газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Более того, он обслуживает политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль называется также газетным стилем, газетно-публицистическим, общественно-политическим стилем. Главный принцип публицистического стиля – сочетание экспрессии и стандарта.

Важнейшие функции публицистического стиля - информативная и функция воздействия. Информативная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы ставят себе цель информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах самих авторов на данные проблемы.

Вторая функция, функция воздействия, выражается через информирование людей о настоящем положении дел в общественно-значимых сферах. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать, но и в том, чтобы убедить целевую аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения в той или иной ситуации. Публицистический текст обычно очень ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Приведем несколько примеров, показывающих экспрессивность газетных заголовков: «Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией», «Грибник ошибается 1 раз», «Верной дорогой везете товарища! Три часа социализма на Трех вокзалах». Данные заголовки не просто обозначают тему излагаемого сообщения, но и эмоционально характеризуют ту ситуацию, о которой повествует статья.

Газета - средство информации и средство убеждения. Она рассчитана на массовую и абсолютно неоднородную аудиторию, которую она должна суметь удержать, заставить себя читать. Газету, по обыкновению, читают в условиях, когда трудно сосредоточиться: по дороге на работу в метро, в поезде, за завтраком, отдыхая после работы, в обеденный перерыв, заполняя почему-либо освободившийся короткий промежуток времени и т.п. Именно из-за этого появилась необходимость так организовать газетную информацию, чтобы передать ее сжато, коротко, быстро, при этом сообщить всё основное. Так же, важно учесть тот факт, что статья может быть не дочитана до конца, следовательно, необходимо включить в заголовке и начале статьи всю обязательную информацию и оказать на читателя определенное эмоциональное воздействие. Изложение не должно требовать от читателя какой-либо предварительной подготовки, зависимость от контекста должна быть минимальной. Статья начинается с заголовка, поэтому данные замечания справедливы и к заглавию газетных статей.