Основы Интернет-журналистики
Учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Журналистика»
Москва, 2012
УДК?
ББК?
П27?
Перевалов В.В.
Основы Интернет-журналистики, учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Журналистика». – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2012 – 300 с.
Учебное пособие предназначено для обучения студентов-бакалавров направления «Журналистика» профессиональной деятельности в сфере Интернет-СМИ. Рассмотрены основные понятия и алгоритмы авторской, редакторской, проектно-аналитической, организационно-управленческой, социально-организаторской и производственно-технологической деятельности современного журналиста. Указаны необходимые компетенции, которыми необходимо овладеть студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению 310300.62 «Журналистика».
УДК
ББК
© Перевалов В.В., 2012
© Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, 2012
Содержание
Введение
Что такое мультимедийная Интернет-журналистика?
глава первая
Исторические основания Интернет-журналистики
глава вторая
Теоретические основания Интернет-журналистики
глава третья
Технические аспекты Интернет-журналистики
глава четвертая
Интернет-СМИ, сайты, блоги, кабинеты, социальные сети
глава пятая
«Железо» и программное обеспечение для Интернет-журналистики
глава шестая
Конвергентная редакция: структура и состав
глава седьмая
Конвергентный текст как основной продукт Интернет-журналистики
глава восьмая
Основные проблемы на пути распространения Интернет-журналистики
завершение
Все только начинается...
Библиография
Приложение
Электронная почта
Малая интернет-энциклопедия
Как создать собственный Интернет-сайт?
Введение
Что такое мультимедийная Интернет-журналистика?
Интернет-журналистика представляет собой форму использования новейших технологий поиска, получения, обработки, передачи и хранения массовой информации. Она сочетает в себе последние достижения в сфере глобальных коммуникаций (Интернет), в технологиях доступа к этим коммуникациям и хранимой в их недрах информации (мобильная связь, электронная почта, подкастинг, социальные сети), в технологиях миниатюризации и мобильности средств звуко- и видеозаписи при одновременном значительном повышении технических характеристик и снижении цены этих гаджетов.
Интернет-журналистика предъявляет особые требования к оснащению журналиста, работающего в этой сфере: он должен не только уметь находить и обрабатывать полученную информацию, но и выстраивать каналы как передачи информации на массовую аудиторию, так и получения информации из среды пользователей мобильной связью и Интернетом. Специалист, работающий в этой сфере, должен уметь быстро перерабатывать полученную разноформатную информацию в высокоэффективные и действенные конвергентные тексты. Он должен уметь выявлять из массы пользователей мобильной связью и Интернет тех, кто по складу ума и характера, по уровню образования и еще по многим психологическим и когнитивным качествам может быть использован в качестве надежного источника информации. Он также должен быть контролером поступившей от неизвестного автора информации. И это при всем при том, что журналиста и его визави могут разделять многие тысячи километров...
Журналист, работающий в этой сфере, должен быть еще и хорошим экономистом, поскольку пользование каналами мобильных и Интернет-коммуникаций и приобретение новейших устройств доступа к глобальным коммуникациям, звукозаписи, фото- и видеосъемки – удовольствие не из дешевых, а любой труд и особенно труд по поиску и передаче эксклюзивной информации – должен быть хорошо оплачен.
Обо всем этом и пойдет речь в нашем учебно-методическом пособии для студентов-бакалавров факультета издательского дела и журналистики МГУП имени Ивана Федорова.
Цель курса – развить у студентов-бакалавров способность к успешной профессиональной самореализации в мультимедийной среде глобальных коммуникаций, сформировать навыки создания конвергентного журналистского произведения; подготовки к разработке авторских интерактивных проектов в Интернет-среде.
Изучаемая дисциплина относится к профессиональному циклу Б.3 (вариативная часть), профессионально-творческому и технико-технологическому модулям и базируется на уже сформированных на предыдущих этапах обучения знаниях и навыках студентов:
- способности ориентироваться в современной системе источников информации в целом, по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики,
- знании возможностей электронных баз данных и методов работы с ними,
- владении основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации,
- умении использовать различные программные средства,
- работать в Интернете и использовать его ресурсы: пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях,
- знании цифровых технологий и материально-технической базы, применяемой в средствах массовой информации (предшествующие дисциплины «Современные информационные технологии», «Техника и технология СМИ»);
- знании общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (дисциплина «Система СМИ»);
- понимании роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представлении об основных характеристиках аудитории современных российских и мировых СМИ, знание методов её изучения (дисциплины «Основы теории журналистики», «Социология журналистики»);
- знании особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики, основных требований, предъявляемых к информации СМИ,
- осведомленности о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, ориентации в современной жанровой и стилевой специфике (дисциплина «Основы творческой деятельности журналиста»),
- положений авторского права (дисциплина «Правовые основы журналистики»);
- знании методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (дисциплина «Стилистика и литературное редактирование»).
Знания и навыки, полученные в ходе изучения курса «Интернет журналистика», необходимы для профессиональной работы выпускника факультета издательского дела и журналистики в информационных агентствах, Интернет-СМИ и в традиционных СМИ, поскольку при успешном освоении курса у него должны быть сформированы следующие компетенции:
- умение работать с официальными и неофициальными источниками, в том числе и в удаленном режиме,
- формировать авторский актив и устойчивые коммуникативные связи,
- создавать конвергентные мультимедийные тексты и оптимизировать их для размещения в сети Интернет,
- знание особенностей редакций Интернет-СМИ, специфику on-line форматов и новых каналов доставки,
- уметь производить мультимедийные интерактивные информационные продукты: снимать, редактировать, оптимизировать и фрагментировать изображения для web-приложений, записывать, редактировать и сводить аудио для Сети, создавать слайд-шоу и звуковые слайд-шоу, работать с видеоматериалом, вести и оптимизировать собственный профессиональный блог.
глава первая
Исторические основания Интернет-журналистики
История развития СМИ и журналистики показывает, что существует четко отслеживаемая привязка методов распространения информации и имеющихся в распоряжении человечества материальных «носителей» этой информации.
Как и первые системы письма, первые книги появились 5-6 тыс. лет до н.э. в Шумере, Египте, Китае (2 тыс. лет до н.э.), Индии (3 тыс. лет до н.э.).
Эти книги не могли быть прочными и легкими одновременно, поэтому нет никаких оснований говорить о том, что в этих цивилизациях существовало какой-либо иной способ оперативного распространения массовой информации, кроме изустного. Даже в Древней Греции и Древнем Риме, с появлением пергаментных книг, ничего подобного нашим газетам и журналам не было. Даже в стране, являющейся своего рода образцом организации внутренних коммуникаций – Древнем Китае – при наличии широко распространенной практики создания настенных газет из тряпичной бумаги «бао» – газет и журналов «индивидуального пользования», с отражением множества точке зрения на происходящие события – не было.
Справедливости ради надо сказать, что в Европе – колыбели современной земной цивилизации – до X-XI вв. с литературой было очень трудно. Хотя в VIII в. в Европу и пришла китайская технология создания бумаги, но плоть до XV-XVI вв. все сколько-нибудь серьезные тексты писались лишь и только на пергаменте. Тексты попроще писались на деревянных дощечках (немецкое das Buch и английское book как раз и являются историческими памятниками того времени, когда в качестве материала для книг использовалось прочная и легкая древесина букового дерева).
Но подлинный расцвет распространения информации связан с бумагой.
Бумага появилась в Китае в V в. н.э. В IV в. одним из тамошних императоров был издан специальный указ о переходе с бамбуковых планок на бумагу. В Европе широкое применение бумаги началось в итальянских государствах. В Венеции с XV в. практика распространения новостей на листках бумаги стала обычной. На мосту Риальто было открыто бюро новостей, в котором в любой день можно было купить листок со злободневной информацией за «газетту» – тогдашнюю мелкую монету.
Расцвет бумажных носителей информации произошел с появлением техники книгопечатания, поскольку одновременно с этим появилась и технология тиражирования текстов. В итоге, например, европейцы практически одновременно узнали в напечатанных в огромных тиражах письмах Америго Веспуччи о новом материке. Эти письма оказали настолько серьезное воздействие на умы европейцев, на развитие всей европейской цивилизации в целом, что можно уверенно говорить, что их эффект продолжается и поныне. Какое еще нужно доказательство в пользу СМИ?
И вот настало время периодических изданий. Правда, понадобилось без малого два века развития книгопечатания, чтобы в XVII веке начали появляться жанры СМИ: юмористический, политический, информационно-познавательный и развлекательный, а также научно-популярный.
В 1591 г. священник Конрад Лаутенбах под псевдонимом Якобус Франкус выпускает первую печатную ведомость. Его «Ярмарочные реляции» просуществовали до 1806 г., издаваемые его наследниками.
Все последовавшие затем попытки издания газет были реализованы лишь и только как частные инициативы. В 1615 г. во Франкфурте-на-Майне начал издавать газету владелец типографии Эгенольф Эммель. Его почин подхватили полицмейстер Иоганн фон ден Биргден и в 1619 г. книготорговец Шёнветтер. Первым информационным изданием стали амстердамские «Куранты, или Ежедневные новости из Италии, Германии, Венгрии, Испании и Франции» 1620 г. Первым развлекательным изданием стал франкфуртский «Забавный Меркурий» (1654 г.), а первым литературоведческим, критическим изданием стали «Новости республики литературы» в 1684 г. изданные в Роттердаме издателем Пьером Бейлем. Можно видеть, что уже тогда литература и искусство не были просто развлечением, а отражением наиболее актуальных и острых проблем общества. Не зря же этот журнал стал одним из первых нелегальных изданий. Наконец, в 1665 г. в Париже начал издаваться «Журнал ученых».
Одна из немногих попыток издания общественно-значимой газеты завершилась в Саксонии в 1660 г. тем, что правительство не нашло ничего лучшего, как уступить концессию на ее издание частному лицу – книготорговцу Тимофею Рицшу. Газета, издававшаяся под названием «Новые сообщения о войнах и мировой торговле» («Neu-eingelaufene Nachrichten von Kriegs und Welthändeln») дожила до нынешних времен под названием «Leipziger Zeitung».
Вообще в XVII в. Германия стала мировым лидером по выпуску газет. Так, в 1630 г. Иоганн Мейер начал издавать «Еженедельные ведомости». Тут же с ними вступили в конкуренцию «Почтовые известия» Клейнгауза. В 1640-1641 гг. – «Новая еженедельная гамбургская газета». В 1673 г. Фома фон Виринген начал издавать «Курьер», который под названием «Газета Вирингена» прожил до 1813 г.
А вот в XVIII в. германская пресса стала сдавать позиции. Бодрствовали и имели хоть какой-то вес лишь берлинские газеты. Среди них «Berlinische ordinäre Zeitung» Иоганна Лоренца. B 1710 г. появились «Berlinische Nachrichten von Staats und Gelehrtensachen» (с 1748 г. «Spenereche Zeitung») Амброзио Гауде. В 1721 г. Иоганном Андреасом Рюдигером начала издаваться «Berlinische Priveligierte Zeitung», позднее сменившая название на «Vossische Zeitung». Среди неберлинских газет выделяются Фаберовская «Magdeburgische Zeitung», «Schlesische Zeitung» И.И. Корна, «Königliche Preussisch-Staats-Krieg und Friedenszeitung», которой с 1751 г. владеет семья Гартунгов.
Им на пятки наступали французские издания, издававшиеся в Кельне, Эрлангене, Готе и Клеве. Среди них «Gazette de Cologue» Иоганна Игнаца Родерика, который, будучи ярым приверженцем Австрии, во время шлезвигских войн наделал немало хлопот Фридриху II, печатая всегда лишь те сообщения, которые так или иначе вредили делу прусского короля. В минуту гнева тот даже однажды объявил премию в сто дукатов тому, кто заставит редакцию газеты переменить тон, хотя бы, как гласит официальное выражение, «ценой порки ее руководителей». После смерти Родерика (1756 г.) газета мало-помалу утрачивала свое влияние, и в конце столетия издание ее прекратилось.
Похожую ситуацию мы видим и в других европейских странах. Первая швейцарская газета появилась в 1610 г. в Базеле, почти одновременно с выходом в свет первых немецких газет в Страсбурге и Аугсбурге. Она была основана переселившимся из Шлейзингена в Тюринген книгоиздателем И. Шретером и носила название «Ordinäri Wochenzeitung». После принятия союзной конституции 1818 г., по которой все кантоны провозгласили свободу прессы, книготорговец Нейкирх смог основать в 1831 г. «Basler Zeitung». В 1842 г. там же в Базеле стала выходить «National Zeitung».
До наших дней из газет первой волны дожила лишь «Neue Züricher Zeitung», догадавшаяся в нужный момент стать акционерной компанией.
Во Франции мы видим все то же самое. Первые газеты и журналы (что во Франции тех лет было практически одно и то же) издавались частными лицами. Первую французскую газету «La Gazette» издал в 1631 г. Теофраст Ренодо. После смены ряда владельцев она переменила название на «Gazette de France». Великая Французская революция породила ряд интересных изданий, которые все так же были частными. «Ami du peuple» Марата, «Orateur du peuple» Луи-Мари-Станисласа Фрерона, «Patriote français» Жака-Пьера Бриссо, «Le défenseur de la constitution» Максимилиана Робеспьера, «Tribun du peuple» Луи Бельмонте и многие другие издания того времени, – все они несли яркие характерные черты журналистики первого поколения: абсолютный субъективизм, полное отражение наиболее ярких черт характера своего издателя, полная зависимость как периодичности, как и объема издания от настроений издателя.
На островах и за океаном была своя специфика, но и там первое поколение СМИ было целиком и полностью частным. В Великобритании первая настоящая газета «The Certain of this Present Week» появилась 1622 г. в Лондоне. Ее издатель – Натаниель Буттер. В 1715г. Гаррис начал издавать «London Post», известную лишь тем, что Даниэль Дефо печатал там роман «Робинзон Крузо». В 1726 г. Николай Анхерст начал издавать «Craftsman», в которой лорд Боллингброк с помощью Джонатана Свифта проводил более-менее профранцузскую политику.
В США первая газета «The Boston News Letter» Джона Кемпбелла стала выходить в 1704 г. За ней последовало множество других мелких изданий. Из них до наших дней дожила лишь сумевшая вовремя (в 1851 г.) акционироваться «The Sun».
Чтобы подчеркнуть уже тогда понимаемую важность средств массовой информации можно напомнить, что в 1697 г. в Гамбурге была издана книга «Приятность и польза газет» в которой так прямо и говорилось: «Кто хочет достичь мудрости, тот должен постоянно читать газеты, запоминать их и уметь обращаться с ними».
Как это ни странно, но реставрация политическая во Франции стала временем революционных преобразований в журналистике. Появившиеся в это время газеты были уже по преимуществу коллективными. Среди них роялистические: «Drapeau blanc», «Conservateur» и «Quotidienne». Либералы издавали «Censeur Еuгорeon», «L'Indépendant», «Courrier Franzais», «Constitutionnel», «Aristarque». Правительство – «Moniteur», «Publiciste», «L'Etoile». Они стали первыми ласточками второго поколения журналистики. И хотя никто из них не стал выдающимся событием цивилизации, но заложенные в них принципы стали основой деятельности нового поколения журналистики.
К концу XIX в. становление жанров и системы печатных СМИ было практически завершено. Наступило время адаптации этих жанров и типологии СМИ к новым средствам распространения информации, поскольку со второй половины XIX в. наступает новая эра в журналистике. Появился первый электронный канал передачи информации – телеграф.
Правда, принцип передачи информации на большие расстоянии «витал в воздухе» с древнейших времен. Так, в 450 г. до н.э. древнегреческие философы Демокрит и Клеоксен предложили создать оптический факельный телеграф. Разбив 24 буквы греческого алфавита в 5 строк (по 5 в каждой, кроме последней строки), ночью – при помощи факелов, а днем – флажками, можно было указать, ту или иную букву. От их изобретения ничего не осталось, кроме самого слова «телеграфировать», что означает по-гречески «писать на расстоянии».
Но первый реально работающий телеграф был построен во Франции в 1789 г. Клодом Шаппом, а в Великобритании в 1796 г. лордом Джорджем Мурреем. Павел Львович Шиллинг в 1832 г создал электрический стрелочный телеграфный аппарат. В 1836 г. в Петербурге (вокруг Адмиралтейства) впервые в мире была построена экспериментальная линия его телеграфа. В 1837 г. в Великобритании был запатентован «Электромагнитный телеграф системы Уитстон-Кук», широко применявшийся вплоть до 70-х гг. XIX в. В 1846 г. американцем Р.Хауссом была запатентована собственная конструкция телеграфного аппарата, а в 1906 г. между США и Китаем была завершена прокладка подводного кабеля для телеграфной связи. В 1838 г. Самюель Морзе предложил один из первых вариантов своей азбуки.
Для настоящего исследования важно отметить, что освоение бумаги и различного рода основанных на ее использовании технологий распространения массовой информации заняло (с момента появления бумаги на территории современной Европы) более полутора тысяч лет.
Время вполне достаточное для появления традиций, профессиональных школ и династий и прочих исторических атрибутов. Среди которых, например, ритуал «борьбы с цензурой».
Вся история развития журналистики 1.0 является ярким свидетельством борьбы журналистов за право публикации всего, чему они станут свидетелями, так «как оно было на самом деле», или как им самим хотелось бы, чтобы оно так и было – с желанием власть имущих показывать на страницах газет и журналов как это все «должно было бы быть», согласно приказов и распоряжений властей.
То есть мы со всей очевидностью наблюдаем примерно один и тот же процесс во всех странах: со второй половины XIX в. на место старой субъективистской личностной частной по привлекаемым средствам журналистики приходит журналистика коллективистская по содержанию и внутреннему устройству и акционерная по финансированию.
Начало положили Франция и буквально немного позже – Германия.
Закон об отмене предварительной цензуры 1848 г. породил невиданный доселе процесс массового возникновения газет и журналов, абсолютное большинство из которых не прожили и месяца. Успешными были лишь акционерные, и среди них особо выделяется «National Zeitung» с акционерным капиталом в 10000 талеров. Среди особенностей данной газеты мы видим четкое распределение обязанностей: Фридрих Цабель – политический отдел, Федор Мюгге и Эдуард Темпельтей – фельетоны, Бернгард Гольф – исполнительный директор.
Развитие новых технических средств распространения информации породило новые информационные институции, успешно объединивших бумажные и электронные носители информации: информационные телеграфные агентства, – в которых передача информации осуществлялась с помощью электрического тока, а считывание – на бумажных лентах. Считается, что первым стало в 1820 г. «Нью-Йоркская Ассоциация утренних газет» (Association of Morning Newspapers). В 1856 г. была основана «Ассоциация главных новостей» (General News Association). В 1870 г. от этой ассоциации отделилась New York Associated Press, рассылавшая новости в ежедневные газеты по всей стране. В 1882 г. появилась United Press. В 1892 г. эти агентства объединились под названием Associated Press of Illinois, именуемым сейчас Associated Press.
В Европе первое информационное агентства было создано в 1835 г. в Париже и называлось оно «Гавас» (Havas). В это же время появилось первое в мире телеграфное агентство Бернгарда Вольфа. В 1865 г. оно акционировалось. Первым следствием этого стало резкое увеличение объемов пересылаемой информации и выход на международный уровень.
Стала акционерной к 1880 г. и «Urwähler Zeitung». А «Neue Preussische Zeitung» с самого начала (1848 г.) была основана акционерной компанией.
Остальная Европа не оставалась в стороне. В Швейцарии в 1871 г. в Люцерне начала выходить акционерная «Das Vaterland». В 1879 г. появилась на свет «Züricher Post». Сначала она была создана на паях Курти и Руеггом, а затем стала «просто» акционерной.
В Великобритании мы видим, пожалуй, самый яркий пример того, что дает прессе переход на новый механизм существования, каким является журналистика 2.0. В 1785 г. там появилась «Daily Universal Register». В 1788 г. она стала называться «Times». Сначала ее издавали отец и сын Вальтеры, сумевшие блестяще поставить техническую сторону дела. С 1847 г. газета – акционерное общество, полностью финансово не зависящее ни от одной политической или денежной силы страны. Словно блестящий приз ее передавали в XIX в. и XX в. друг другу различные корпорации – медиаконцерн Кемсли, Thomson Corporation и в настоящее время - News Corporation.
Или такой пример. В 1851 г. Юлий Рейтер создает телеграфное агентство. В 1864 г. «Reuters Agency» было преобразовано в акционерную компанию с капиталом в 250000 фунтов стерлингов. Среди его подписчиков – более 4 000 газет.
В США процесс объединения журналистов пошел намного дальше, чем в Старом Свете. Там не только газеты перешли на акционерную форму хозяйствования, но и сами газеты объединились в «American Newspaper Publisher's Association». Как итог, это подняло валовой доход газет к концу XIX в. до более чем миллиарда долларов.
Уже к концу XIX – началу XX вв. новые механизмы финансирования прессы позволяют выйти на миллионные обороты и прибыли. Прибыль наиболее популярных изданий Великобритании начала XX века («Daily Mail», «Daily Mirror», «Answers», «Evening News» и др.) в 1905 г. составила более 250 тысяч фунтов стерлингов (более 2 миллионов русских рублей того времени).
Современная журналистика 2.0, таким образом, началась во второй половине XIX в. Правда, до начала 90-х годов XX в. немногое изменилось в работе журналистов. Менялось лишь техническое оснащение их рабочего места: появились пишущие машинки, автоматические ручки, блокноты, фотоаппараты, телеграф, телефон, – все то, что позволило резко повысить оперативность публикаций.
Даже с появлением в конце XIX в. первого варианта по-настоящему «электронных СМИ» – радио – первоначально немногое изменило в работе редакций. «Говорящие газеты» были хороши тем, что исключалась вся полиграфическая цепочка: набор – верстка – печать – распространение, – что давало возможность сообщать новости практически мгновенно с момента их появления. Все определялось лишь скоростью бега журналиста от места совершения события до телефонного аппарата и силой его локтей при расталкивании столпившихся вокруг него коллег из других редакций. Но принцип работы редакций оставался прежним.
Кроме того, радио не смогло потеснить печать и скорее стало лишь фактором, повышающим интерес к печатной продукции, потому что в сводках новостей в обязательном порядке давались изложения номеров центральных газет и анонсы ведущих «передовых» материалов.
Радио при всех своих преимуществах для аудитории: простота пользования, насыщенность музыкой и другим, – отличалось чрезвычайной сложностью и массивностью передающей аппаратуры: общий вес механизмов, установленных в самой большой типографии, не идет ни в какое сравнение с массой и потребляемой мощностью передающих устройств радиостанции диапазона длинных либо средних волн. Кроме того, текст, передаваемый по радио, живет лишь в момент его передачи и нуждается в подтверждении печатным текстом, а сравнение и анализ различных трактовок того или иного события возможно вообще лишь с помощью напечатанного (зафиксированного) текста. Эта оговорка, кстати, весьма актуальна на сегодня.
С 1930-х гг. в жизнь людей вошло телевидение. Его практическое воздействие оказалось настолько мощным и всеобъемлющим, что современную эпоху не зря называют именно «эрой телевидения».
Можно видеть, что в своем развитии телевидение прошло самые разные этапы, когда менялось и отношение к этому СМИ, и ведущие концепции деятельности телевидения. Так, 1940-50 гг. – время поиска лица. На экранах немногочисленных еще телевизоров – «говорящие головы» с рассказами об успехах в соцсоревновании, кинофильмы и киноконцерты, и рассказы о том, что будут показывать в кинотеатрах тех городов, где есть свои телестудии: в Москве, в Ленинграде, во Владивостоке и иных. В 60-70-е гг. – начало эпохи «выезда в свет», осложненный тем простым фактом, что все оборудование для телесъемки занимает объем большого фургона, а общий вес телеэкспедиции может достигать нескольких десятков тонн. Но все равно появилась возможность и репортажей с места события, и создания «живой» картинки с потрясающим «эффектом присутствия»...
80-е годы стали этапными для российских электронных СМИ с телевидением во главе. Пришло непосредственное телевидение. На экранах появилась жизнь, возобновился прямой эфир, но уже не как недоработка технологий, а как специально разработанный жанр. Все это завершилось прямыми трансляциями с баррикад у Белого дома и установлением периода «свободы слова» в первый период существования новой российской государственности.
Наконец, 90-е годы стали точкой водораздела – периодом устранения государственной монополии на владение телеканалами, завершение эпохи государственного контроля за содержанием и формой подачи информации по каналам телевидения.
А еще в это время начался Интернет и мобильная связь. В самом своем начале – безумно дорогие игрушки для военных и чокнутых технарей, сейчас – всеобъемлющие каналы распространения массовой информации.
В 1992 г., в канун католического рождества инженер компании Vodafon Нейл Папуорт отправил с сотового телефона своим сотрудникам короткое сообщение «Merry Cristmas!» Это была самая первая SMS-ка. Потом об SMS забыли на 7 лет. И лишь в 2000 г. компании стали предоставлять эту услугу. С тех пор SMS сообщения прочно вошли в нашу жизнь. Больше всего изобретение популярно среди молодежи, а точнее среди студентов. Не в последнюю очередь – из-за принципиальной дешевизны продукта..
В итоге, стремительный прогресс технических средств распространения массовой информации привел к тому, что результат, который еще 10-15 лет назад можно было получить экспедиции из 5-6 человек, оснащенных 1,5-2 тоннами разных «железяк», сейчас может сделать один человек с камерой весом 0,5 килограмма и ноутбуком весом 2-2,5 килограмма. И это – не предел «мобилизации»: все идет к тому, что все оснащение репортера конвергентных, то есть объединяющих в себя и газету, и радио, и телевидение СМИ будет заключаться в небольшой коробочке весом граммов 100-150, не больше, с качеством и звука, и «картинки» аналогичному «нормальному» телевидению нынешнего времени.
И в этой связи встает такой вопрос: «А почему этот человек с подобной «коробочкой» должен быть специально обученным, специально оснащенным и имеющим какие-то специальные права человеком? Если все оборудование современного журналиста можно купить в любом магазине, продающем мобильные телефоны, то почему ту же самую картинку с места события не может передать любой человек, оказавшийся в нужном месте, в нужное время, и почему человек, способный сделать связный текст, не может самостоятельно передать его по каналам СМИ, и ему обязательно надо воспользоваться услугами знакомого журналиста?»
Ответа на это вопрос нет. На сегодняшний день просто потому, что его сейчас рассматривают лишь в теоретическом плане. Но когда пользователей «продвинутых» коммуникаторов станет десятки миллионов, и качество передаваемой ими информации станет сопоставимым с качеством информации, распространяемой профессиональными журналистами, – он будет звучать все чаще.
В этой связи резко возрастают требования к профессионализму журналиста. Столь любимая еще 20-25 лет назад картина, когда взмыленный корреспондент, нагруженный килограммами фотоаппаратуры и диктофонов, сломя голову бежал на очередной «пожар», в настоящее время стала показателем некомпетентности этого самого журналиста и его непрофессионализма. В тот момент, когда он вернется в редакцию и выложит свои материалы, все, кому это событие было интересным уже будут знать всё в малейших подробностях: как было дело, кто в нем участвовал и почему, собственно, это событие произошло.
Вот эти теоретические основания для возникновения мультимедийной конвергентной журналистики мы и рассмотрим подробнее.
Вопросы для самопроверки:
1.Как изменялась форма изложения информации в зависимости от изменений носителей информации? 2. Почему профессия «записывателя новостей» из принадлежности замкнутой касты писцов перешла в разряд массовых? 3. Опишите примерное оснащение журналиста ближайшего будущего.
Глава вторая
Теоретические основания Интернет-журналистики
Средства массовой информации, действующие в конкурентном мире, должны опережающе соответствовать следующим требованиям: мобильность в освещении события, точность в передаче сути и деталей произошедшего, наличие гарантированного статуса у источника информации.
С точки зрения оперативности освещения события, разумеется, никто не сравнится с миллионами «простых» людей с мобильными телефонами, оснащенными фотокамерами. Ни одно событие не произойдет (и не происходит, достаточно вспомнить тысячи фотографий событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке или «картинки» с мобильных телефонов, снятые в вагонах лондонской «подземки», московского метрополитена или в аэропорту Домодедово во время террористических атак 2010-2011 гг.) без сотен или даже тысяч свидетелей, готовых сфотографировать событие, описать в прямом эфире свои ощущения и дать по этому поводу свои комментарии.
Безусловно, назревает период очень серьезной конкуренции в стане журналистов-репортеров. У них появляется «страшный враг» – огромное количество «посторонних», которые к тому же, зачастую, обладают возможностью прохода в те места и те учреждения, куда ни одного журналиста даже во времена всеобщей свободы никогда не пустят.
В результате, на наших глазах происходит одна из самых замечательных социальных революций – революция масс-медиа. Из простого канала передачи принимаемых «на верху» решений в лоно «массовой аудитории», которой дозволено лишь внимать и дивиться мудрости «властей», СМИ стали существенной частью политической, экономической, социальной, культурной жизни российского общества. Более того, масс-медиа превратились в один из важнейших формирующих факторов, определяющих как внешний стиль жизни и деятельности, так и устанавливавших самые глубинные ценностные ориентиры жизни и деятельности.
Реакцией профессиональных журналистов на происходящие в обществе изменения стали серьезные процессы дифференциации и в самих средствах массовой информации, кардинально разделившие их на несовместимые, более того, противоборствующие институции. Водораздел происходит, прежде всего, по уровню «профессионализации», уровню «журнализма» того или иного канала передачи массовой информации.
1) Профессионализм – 100%. Это, разумеется, «толстый» журнал, последний оплот людей, по праву носящих звание «журналистов-профессионалов», то есть людей, отслеживающих не только некие последние события и тенденции, зачастую носящих временных и случайных характер, но и способных предложить профессиональному mass media community цели и деятельностные механизмы, способные выводить все общество к решению тех или иных животрепещущих проблем России и мира. Сам факт участия в работе таких журналов является подтверждением высочайшей профессиональной репутации журналиста, к публикуемым на станицах таких журналов мнениям и предлагаемым вариантам решения проблем с глубоким интересом прислушиваются органы управления государством и крупнейших корпораций. Случайных людей в таких изданиях не бывает. Ни в творческом коллективе, ни в техническом персонале редакции, ни среди читателей и читательской почты. На их страницах публикуют свою рекламу лишь наиболее серьезные российские и иностранные компании, причем объем рекламы, как правило, крайне не велик.
Облик этих СМИ постоянен. Все участие новых средств получения и передачи информации сводится к компьютерам, которые используются в качестве пишущих машинок и архивных ящиков. Иллюстрации, как правило, только вредят таким изданиям, поскольку отвлекают читателя от логики рассуждений авторов аналитических материалов.
2) Профессионализм – 80%. Следующую ступеньку занимают, на наш взгляд, ежедневные общественно-политические газеты, в которых основную массу журналистов занимают, безусловно, настоящие профессионалы, но вместе с тем на их полосах публикуются еще и довольно большое количество случайных людей. Реклама становится для таких изданий существенным фактором существования, а тематика публикаций настолько обширна, что рассчитывать на серьезную проработку тех или иных проблем в этих изданиях не приходится.
На аналогичной позиции находятся также общественно-политические радиостанции, редакторы которых, безусловно, – люди, отчетливо понимающие цену своим авторам и участникам эфира, способные организовать настоящее обсуждение наиболее острых проблем с людьми, действительно способными предложить реальные и эффективные решения актуальных проблем, но вместе с тем, в их эфире довольно большое место получают и проплаченные выступления представителей тех или иных политических партий, тех или иных бизнес-структур. И этот факт, с одной стороны, накладывает большую ответственность на творческий коллектив, поскольку любая реклама недоброкачественного продукта, будь то политические декларации или некие товары всегда наносят огромный вред на сами СМИ, с другой стороны, заставляет всегда относиться очень ответственно к «нормальным» журналистским выступлениям, поскольку только они и являются гарантией стабильности рейтингов, аудитории и рекламных поступлений.
3) Профессионализм – 60%. С точки зрения среднего уровня профессионализма творческого коллектива на этом уровне находятся иллюстрированные печатные издания и телевидение в основной своей массе. С одной стороны, руководство, технический персонал и основа творческого коллектива этих СМИ, безусловно, отвечает самым жестким требованиям журналистского профессионализма, но и среди авторов и среди творческих работников очень много случайных людей, зачастую не имеющих никакого отношения к профессии. Это плохо с той точки зрения, что ведущие даже центральных телеканалов могут позволить себе перлы типа: «Резкий запах азота» и т.п., а на страницах подобных печатных изданий появляются публикации, чей литературный и фактический уровень не выдерживает никакой критики, и которые основываются лишь на сплетнях, вымысле, либо на прямом политическом (экономическом) заказе. Объем рекламы в таких СМИ раздражающе велик, хотя и находится в строго определенных законом рамках. Вообще, внимание к таким СМИ со стороны государства и общественных организаций, профессиональных сообществ максимален именно потому, что эти СМИ являются наиболее востребованы обществом.
В то же время можно видеть, что именно такая ситуация приводит к очень высокой мобильности и оперативности публикуемых материалов, их высокой повседневной актуальности и высокой эффективности и действенности.
4) Профессионализм – 40%. На этой ступени находятся популярные печатные издания типа всевозможных «Инфо», «Экспрессов», «Вот так» и т.д. и различного рода коммерческие телеканалы, занимающиеся показом платных программ и прямой рекламы товаров разного рода «телемагазинов». В этих СМИ наблюдается практически полное отсутствие журналистики как профессии, как способа создания новых текстов и образов. В этих СМИ наиболее наглядно проявляется капиталистический характер такого способа приобретения прибавочной стоимости в информационную эпоху развития человечества. Отсутствие профессиональных журналистов в этих СМИ обусловлено именно тем, что профессионалам в них делать нечего, поскольку основное содержание их основано либо на показе мнимых или реальных преимуществ назойливо рекламируемых товаров, либо на перемывании давно известных фактов, анекдотов, кроссвордов, бородатых шуток и большого количества полупорнографических либо явно порнографических фотографий.
5) Профессионализм – 20%. К этому каналу передачи массовой информации можно отнести, прежде всего, интернет. Безусловно, в сети много чрезвычайно высокопрофессиональных информационных агентств – «Интерфакс», РБК, on line версий изданий из верхних групп СМИ, но все же основную массу публикаций в сети составляют кустарно сделанные и наполняемые людьми, имеющими весьма приблизительное мнение о том, что такое журналистика, сайты, чаты, конференции и многое другое.
Вместе с тем этот канал является наиболее динамично развивающимся, в нем уже выработалась определенная культура подачи информации, и он уже стал существенной частью мировой экономики.
В этой связи можно сказать, что наличие в сети небольшого количества профессиональных журналистов является своего рода эталоном, поднимающим общий уровень публикуемой информации. И это дает основание надеяться, что в дальнейшем профессионализм этого канала будет только возрастать.
Мы остановились на 20%-м уровне профессионализма в деятельности каналов передачи массовой информации. Но по логике вещей ничто не мешает создать такой канал передачи массовой информации, уровень профессионализма которого составит 0%, то есть его целиком будут наполнять люди, не имеющие никакого отношения к профессиональной журналистике.
Информационная цивилизация и создание принципиально новых технических средств общения людей (имеются в виду мобильные телефоны, оснащенные SMS- и MMS-опциями) приводит к пониманию того непреложного и неотвратимого факта, что мы стоим перед фактом создания такого принципиально нового канала распространения массовой информации, наполнять контентом который будут все владельцы мобильных телефонов. Они в сегодняшней России отличаются активной социальной позицией, высоким уровнем образования, высокой тягой «к перемене мест» и возможностью присутствия в самых интересных местах, где реально и происходят самые интересные события. И потому можно смело, что есть потенциальная возможность получения актуальной информации от сотен тысяч корреспондентов, причем информации в большинстве случаев от людей компетентных, понимающих, в чем суть происходящего, или в крайнем случае находящихся в таких местах, куда «нормального» журналиста не пустят ни под каким видом.
То есть, самым неожиданным итогом прихода информационной цивилизации в Россию стало то, что журналистика лишается де-факто монопольного права на пользование каналами передачи массовой информации. Сейчас ей составляют мощную конкуренцию с одной стороны PR- и рекламные средства информации, а с другой стороны – различные источники информации, которые можно назвать непрофессиональными, и которые в основном группируются в интернете и в сфере мобильной связи.
В этой связи возникают принципиально новые проблемы и возможности в работе журналиста, которые требуют неких принципиально новых решений.
Так, в частности, едва ли не впервые в истории российской журналистики появилась проблема публикации новостей. И речь даже не идет о привычном дефиците места в печатных изданиях. Дело в том, что сложилась практика, когда все сообщения о том, что кто-то создал нечто новое в науке, технике, экономике, политике, выпустил некую новую продукцию, даже провел некую благотворительную акцию – немедленно объявляются PR-акцией и публикуются только за деньги.
С другой стороны, исчезла проблема поиска информации, поскольку новейшие технологии связи (интернет-форумы, электронная почта, SMS- и MMS-сообщения) сделали практически невозможным утаить сколько-нибудь серьезную и имеющую важное значение для общества в целом информацию. Можно сказать, что в настоящий момент каждый пользователь интернета и каждый владелец мобильного телефона (тем более, со встроенной фото- или видеокамерой) может стать если не журналистом, то, по крайней мере, папарацци, оказавшимся в нужном месте в нужное время.
В таких условиях привычная традиционная журналистика, имеющая столетние традиции и идеалы профессионального существования в качестве социального субъекта, свободы слова и иных демократических традиций, – уходит, и этот процесс совершенно объективен. Для российского mass community, лишь совсем недавно добившегося уважения со стороны властей страны, пользовавшейся свободой слова менее 20 лет, – этот процесс особенно остр, вызывает массу недоразумений и даже попросту обиден.
И все же необходимо возникающие проблемы решать и решать как можно быстрее, поскольку другой стороной информационной цивилизации является резкое (примерно в 5-7 раз) ускорение социальных процессов, и для того, чтобы журналистика не отстала от социального и политического развития страны и мира в целом – необходимо развиваться.
Прежде всего, необходимо на уровне профессиональной терминологии и на уровне правовых терминов определиться с терминологическим аппаратом новой журналистики. Необходимо, в частности, отказаться от нынешнего расширительного понимания PR и рекламы. Вместе с тем, возможно, пора осознать, что и СМИ и экономика – суть разные стороны одного социального явления и потому надо переходить от феодального отношения: «ваши деньги – наша реклама» без гарантии эффективности рекламной кампании, и создавать условия для активного участия СМИ в деятельности предприятий, путем, например, участия в доходах.
Необходимо уточнить смысл деятельности журналиста, имея в виду постоянно ведущихся «информационных войн», которые в принципе лишают журналистику последних доводов в пользу ее особой «свободы» в обществе...
Необходимо осознать также, что смысл деятельности журналиста в таких условиях становится совершенно иным, чем тот, что считался единственно возможным еще пару десятков лет назад и который получил свое оформление в виде закона «О СМИ» 1991г. Понятия «свобода слова» и «свобода СМИ», еще недавно воспринимавшиеся не просто как синонимы, но и считавшиеся неотделимыми друг от друга, становятся принципиально различными. Но одновременно резко возрастают требования к профессионализму журналиста, и опять-таки не потому, что это чья-то прихоть или злая воля, а потому, что наличие большого количества глаз и ушей в обществе делают вступление в профессию журналиста чрезвычайно простой. Одновременно резко усиливается и конкуренция в этом секторе рынка труда, и удержаться в профессии смогут только настоящие профессионалы, что резко усиливает роль уровня получаемого профессионального образования, а также повышает роль послевузовского образования и повышения квалификации. Простого умения «успеть на пожар», с которого, зачастую, начиналась карьера целого ряда журналистов недалекого прошлого, уже недостаточно.
На место корреспондента, репортера, папарацци, обозревателя придет Текст-лидер (от английского неологизма texting – передавать неголосовую информацию по каналам мобильной связи). Эту функцию можно назвать по-разному: редактор UGC (контента, генерируемого пользователями), контент-менеджер и так далее. Представляется, что все же текст-лидер – точнее в том смысле, что его основная работа будет заключаться не в работе с собственно текстами, а в создании вокруг себя круга профессионального общения, точнее даже коммуникации. Он должен будет объединять, нацеливать и стимулировать присылку информации от десятков тысяч неавторизованных поставщиков. Его работа должна строиться на принципах, выработанных педагогикой, поскольку ему надо будет научить тысячи человек основным правилам построения текстов и поиска наиболее актуальной и интересной информации. Он также должен быть психологом, поскольку ему предстоит постоянно общаться с теми же тысячами человек, и ему надо уметь всегда повернуть разговор в нужное русло, без того, чтобы авторы ни в коем случае не почувствовали себя оскорбленными или каким-либо образом обиженными. Ему также надо быть хорошим экономистом, поскольку работу авторов надо оплачивать, причем, в строгом соответствии с актуальностью и точностью присланной информации. Его основной профессиональной обязанностью станет создание профессиональных блогов, в которых он станет размещать всю полученную и переработанную им за день информацию в самых разных видах и жанрах (видео- и аудиофайлы, «классические» тексты, цифровые фотографии и многое другое, что будет изобретено в ближайшее время. Поэтому называть эту профессиональную обязанность «редактором» – не совсем верно. Текст-лидер – гораздо точнее, может быть, можно согласиться на название – контент-лидер, но мы все же будем в дальнейшем пользоваться первым названием.
Его основным профессиональным инструментом станет интернет-планшет, оснащенный предустановленым веб-браузером, почтовым клиентом, а также такими дополнительными приложениями, как программное обеспечение для прослушивания интернет-радио, несколько медиа-проигрывателей, программы для просмотра и редактирования изображений и чтения-написания цифровых книг.
Ключевой обязанностью текст-лидеров станет создание каналов сбора-передачи информации от большого количества «источников» по всей стране, то есть организация деятельности большого количества пользователей мобильной связью, оснащенных мобильными телефонами с фото- и видео-камерами.
Текст-лидер будет получать от них информацию как в «пассивном» (что пришлют), так и в активном (по специальному заказу) режиме. Далее, используя профессиональные знания и свое понимание актуальных информационных потребностей общества, текст-лидер сводит полученную информацию в тот или иной вид, в тот или иной жанр. Далее следует рассылка полученного информационного продукта по тем или иным СМИ: как по газетам и журналам, так и по радио, телеканалам, в сети интернет (включая, подкастинг) и в сетях мобильной телефонии (по WAP-сайтам).
В этой связи наиболее очевидными профессиональными качествами текст-лидера должны стать высокие профессиональные знания и умения в сфере достижений высоких технологий для сферы mass media, поскольку только в таком случае текст-лидер сможет быстро оперировать большими объемами информации, различающейся по типу, по формату, по содержанию и сводить все это в тексты, пригодные для размещения как в прессе, так и в электронных СМИ. Развертывание деятельности текст-лидера возможно в три этапа (с вариациями, разумеется).
Первый этап – с минимальными первоначальными денежными вливаниями должен будет опираться на имеющиеся у текст-лидера личные связи в «своей» аудитории и во многом повторять принцип деятельности обычных СМИ, но только применительно к мобильной связи.
Имеющуюся у него информацию текст-лидер может распространять, в первую очередь, своим наиболее близким друзьям, коллегам, соратникам, родственникам и т.д. Они, в свою очередь, распространяют информацию своим знакомым и близким. Те – другим. В итоге, образуется своего рода информационная «волна», называемая «вирусное распространение».
Рис. 1 Принцип массово-информационной «волны» в интернет журналистике
Легко подсчитать, что при 100 человек на первом этапе и имеющихся у каждого из них еще 100 адресатов, на втором этапе «волны» будет проинформировано уже 10.000 человек. При сохранении этих пропорций на третьем этапе аудитория нашего текст-лидера составит уже 1 млн человек и так далее.
От некоторых из элементов к текст-лидеру идут линии обратных связей. Наличие таких обратных связей крайне важно. Во-первых, таким образом, и сам текст-лидер, и те, кто финансирует его деятельность, могут контролировать успешность работы информационной «волны». Во-вторых, наличие таких обратных связей может гарантировать присылку в случае необходимости информации от собственно «получателей» информации. То есть, в случае, если наш «получатель» становится свидетелем заинтересовавшего его события, то он отправляет фото- или видеоизображение «по этапу». Тем самым, начинает действовать и «субъект-субъектная» концепция СМИ и гражданское общество получает серьезное подспорье в виде миллионов «глаз и ушей», располагающих возможностью контролировать ход вещей в стране и, главное, практически моментально делать эти события известными всем гражданам России.
На втором этапе развертывания деятельности текст-лидер становится основным действующим лицом в системе мультимедийных конвергентных СМИ. Он как получает информацию от пользователей мобильной связи и Интернет, так и распространяет получаемую информацию в массовой аудитории и продает наиболее интересную информацию «старым» СМИ: прессе, радио, ТВ, информационным агентствам, и организует структурируемые информационные потоки, что крайне важно и является принципиально важным для интернет журналистики.
Рис. 2 Принцип организации деятельности Текст-лидера
В данной схеме присутствует блок под названием «Блог». Что это такое?
Блог – это сокращение от словосочетания web log – сетевой журнал, то есть такой ресурс, который представляет собой сборник текстов, представляющих для их автора какой-то интерес. Появление и распространение блогов было предсказано еще на заре интернет-эпохи. Правда, считалось, что традиционные СМИ падут к ногам целой армии специализированных блогов, но в реальности оказалось, что читаются и оплачиваются лишь немногие из них – избранная техноэлита. По данным Wall Street Journal для 452 тысяч американцев блогинг является основным источником доходов. Правда, этих блогеров уже нельзя назвать «вольными казаками», как в России. Они все работают на крупные корпорации и публикуют свои блоги на сайтах с огромной посещаемостью.
Информационная власть над мнением широкой публики просто перешла из одних рук в другие: от традиционных медиа – к лучшим блогерам. Это можно даже проверить на цифрах: по разным данным, только в Вашингтоне осталось лишь 20% «обычных» журналистов, а остальные переквалифицировались в блогеры. Вот как об этом писала, например, Наргиз Асадова: «Общий тираж выпускаемых в США газет за последние 20 лет сократился с 62 млн. до 49 млн. экземпляров в день. Тираж одной из самых читаемых газет в США The New York Times сократился за последние два года на 10%. Chicago Tribune, Minneapolis Star Tribune, Philadelphia Inquirer находятся на грани банкротства. Начиная с 2006 года, доход от рекламы в американских газетах сократился на 25%, в 2009 году прогнозируется падение еще на 17%».
Опросы показывают, что количество людей, предпочитающих читать бумажную прессу, с каждым годом сокращается. Сегодня только 19% американцев в возрасте от 18 до 35 лет признают, что просматривают бумажную прессу. Средний возраст читателей газет равен 55 годам.
Более того, уже говорят о прекращении целой эпохи – исчезновении печатных СМИ, которая не сводится лишь к исчезновению бумажных изданий. Речь идет о том, что интернет разрушает устоявшуюся экономическую модель, позволявшую издательским домам содержать большие ньюзрумы и бюро по всему миру.
Для российских СМИ создание новой системы работы с журналистами означает изменение принципиальных основ работы всей системы mass media. Вместо вертикальной иерархии специалистов: главный редактор, редактор, руководитель отдела, обозреватель, корреспондент, репортер, – и подобной по структуре иерархии СМИ: деловой журнал, общественно-политический журнал, общественно-политическая газета, массовая газета, рекламно-информационное издание, информационное агентство, – создается принципиально новая система, в которой центральное место занимает именно журналист, а все остальное выстраивается вокруг него.
Помимо блогов мультимедийная конвергентная журналистика позаимствовала из внешнего мира еще один сервис – подкастинг. Что это такое?
Подкастинг – это такая модель распространения аудиоконтента, когда аудиофайлы передаются с использованием популярного стандарта RSS 2.0. Пользователи интернета могут подписаться на нужный RSS-канал и автоматически получать свежие выпуски интересующих их аудиотрансляций – подкастов. Слушать подкасты можно как на компьютере, так и на любом цифровом аудиоплеере, а также оснащенном функцией поддержки MP3 мобильного телефона. Название подкастинг происходит от названия самого популярного на Западе MP3-плеера Apple iPod и слова broadcasting – широковещание. В настоящее время подкастингом занимаются, в основном, владельцы блогов, хотя некоторые радиостанции тоже экспериментируют с новым для себя форматом.
До недавнего времени производители программных плееров и портативных устройств в большинстве своем не поддерживали подкастинг. Однако компания Apple решила положить этому конец. Выступая на организованной изданием The Wall Street Journal Конференции D, глава Apple Стив Джобс пообещал встроить поддержку подкастинга в новую версию медиаплеера iTunes, а также в прошивку плееров iPod. Кроме того, подкасты сейчас распространяются и через онлайновый музыкальный магазин iTunes Music Store. Следом и Motorola начала выпускать технику с поддержкой iTunes. Первый такой мобильник продемонстрировал лично генеральный директор Motorola Эд Зандер. Помимо встроенного медиаплеера, совместимого с iTunes, он был оснащен встроенным микровинчестером и фотокамерой.
С помощью сервера подкастинга появляется возможность закачки новостной аудиоинформации в свой мобильный телефон. Тем самым можно ожидать получения заказанной информации точно к тому времени, когда она актуальна: например, информацию об итогах прошедшего дня к утру, к выходу из дома и прослушать ее по пути на работу.
Такая ситуация является пока принципиально новой для российской журналистики. Можно прогнозировать, что принятие новой схемы работы в качестве одной из основных для mass media будут сопровождаться значительными усилиями по консервации прежней структуры. Будут попытки сломать самих текст-лидеров и принудить их работать в «нормальном режиме». Выживут на переломе деятельностной парадигмы немногие. Но им достанется весь рынок.
Вопросы для самопроверки:
1. Как поменяются профессиональные требования к журналисту в связи с наступлением эры мультимедийной конвергентной журналистики? 2. Что такое «блог», и почему эта форма передачи массовой информации становится основной в нынешних условиях? 3. Что нужно знать и уметь, чтобы добиться профессионального успеха в сфере новой журналистики? 4. Какими профессиональными навыками должен обладать текст-лидер? 5. Предложите свой вариант названия новой журналистской специальности.
Глава третья
Технические аспекты Интернет-журналистики
- Министерство образования и науки российской федерации
- Основы Интернет-журналистики
- Параграф первый Как устроен Интернет?
- Параграф пятый Интернет-каталоги
- Базы данных и энциклопедии
- Онлайн-переводчики
- Интернет-версии традиционных сми
- Параграф второй Интернет-сми, не имеющие аналогов на традиционных носителях
- Доменное имя
- Сайт (от англ. Site – место, синонимы: веб-сайт, ресурс)
- Impression (показ, exposures):
- Visit and Visitor (посещение и посетитель):