logo
ЛЕКЦИИ_ВвЛ_-_БЕЛОР

Пути развития литературоведения.

В настоящее время литературоведение переживает особый период. Многие явления, относящиеся к различным его отраслям, находятся в стадии переосмысления, переоценки. Особенно большие изменения произошли в изучении историй национальных литаратур. Их пришлось переписывать наново. Определённые новшества произошли и в осмыслении теоретических представлений. Во многом изменилась и литературная критика, и методология литературоведения.

Литературоведение как и всякая иная наука развивается, пополняясь новыми исследованиями.

Теория литературы изобилует моментами дискуссионными и спорными. Многие суждения и концепции между собой решительно расходятся, порой оказываясь несовместимыми. Разнобой мнений, позиций, точек зрения ученых закономерен и, надо полагать, неустраним в принципе, ибо понимание сущности литературного творчества во многом зависит от той культурно-исторической ситуации, в которой оно возникло и получило обоснование, и, конечно же, от мировоззренческой ориентации литературоведов, которая бывает самой разной. По словам современного польского ученого, любую теорию «надо рассматривать как документ, свидетельство о состоянии художественного сознания в данную эпоху». Отсюда делается жесткий вывод, что не может быть единой, универсальной теории литературы на все времена: «Суждения предыдущих теорий не входят в состав суждений теорий более новых — предыдущие обычно отвергаются или вообще игнорируются, а если что-либо из них и сохраняется, то всегда получает новую интерпретацию»4. При этом многие теории, склонные спорить с предшествующими, ориентируются на локальный художественный опыт, являясь программным обоснованием практики определенной литературной школы (направления), защищая и манифестируя некую творческую новацию.