logo
Анализ содержания молодежной прессы Республики Дагестан в 90-е годы

Глава I. Общая характеристика печатных СМИ Республики Дагестан и место среди них молодёжной прессы

В Республике Дагестан издается свыше 200 газет и журналов на 14 языках народностей Дагестана, из них более 70 - это печатные периодические издания с государственным участием. Это прежде всего 14 республиканских газет на 12 языках и журнал «Женщина Дагестана» на 7 языках, учрежденные Народным Собранием РД и Правительством РД совместно с журналистскими коллективами редакций, а также зональная газета «Степные вести» для работников отгонного животноводства, учредителем которой также является Правительство Дагестана. Разовый тираж республиканских государственных изданий составляет 81,5 тыс. экз.

Из республиканского бюджета оказывается поддержка газете «Молодежь Дагестана», журналам Союза писателей Дагестана «Соколенок» (для детей) на 7 языках и «Литературный Дагестан» на 5 языках, общественно-политическому журналу «Наш Дагестан». К изданиям с государственным участием относится также журнал «Народы Дагестана» Министерства по национальной политике, информации и внешним связям РД, издания Минобразования, Минздрава, Минсельхозпрода, Минсоцзащиты, Госналогинспекции, Гостелерадиокомпании «Дагестан», а также вузовские многотиражки.

Учредителями 46 районных и городских газет на 7 языках выступают органы местного самоуправления совместно с коллективами редакций. Суммарный разовый тираж этих изданий равен около 70 тысячам экземпляров. Помимо газет с государственным участием в Дагестане издается около 30 так называемых «независимых» СМИ, среди которых 12 общественно-политических еженедельников («Аваристан», «Дагестанский годекан», «Дагпресс-инфо», «Диалог», «За правду», «Маслиат», «Народная газета», «Новое дело», «Новый век», «РИО», «Советский Дагестан», «Хроника недели»), по 3 религиозных («Ассалам», «Исламский вестник», «Очищение»), детских («Гном», «Детская газета» и «Поколение Next») и спортивных («Гранд-авто», «Спортивная газета» и «Фобос»), масса рекламно-информационных и коммерческих («Восточный базар», «Все для Вас», «Кизляр», «Платан», «Стройсервис», «ТВ-Буйнакск», «ТВ-Дербент», «ТВ для всех», «Экономические вести» и др.). Общий разовый тираж негосударственных газет превышает 120 тыс. экз.

Свыше 70 % населения более или менее регулярно читают местные газеты. О популярности средств массовой информации можно судить по подписке на те или иные издания. Всего в республике на 01.10.2000 г. подписано 179387 экземпляров различных периодических изданий. Из них центральных 46754 экземпляров, а республиканских - 132568 экземпляров. Наибольшей популярность у дагестанцев пользуются такие центральные газеты, как «Аргументы и факты», «Здоровый образ жизни», «Спид-Инфо», «Щит и меч» и журналы «Здоровье», «Крестьянка» и «Милиция». Другим существенным показателем популярности прессы является число газет, издаваемых в неделю на 1000 человек населения. За последние годы этот показатель в республике составил 160 газет, а в 1985 году был 750 газет на 1000 человек.

Развитие многоукладности в экономической жизни общества непосредственным образом сказывалось на типологии и форме собственности СМИ. При этом дагестанская журналистика сохранила в лице государства гарантированного заказчика. Учредителями 14 республиканских газет являются Госсовет, Народное Собрание и Правительство Республики Дагестан. Более 30% газет, издающихся в городах и районах республики, имеют в составе учредителей местные администрации. Этот фактор определяет политическое лицо многих районных газет и журналов. Они реализовывают информационные задачи, отражающие политику местных администраций. Тиражи этих изданий колеблются от 100 экземпляров до 15 тыс. Там, где администрация не уделяет достаточного внимания, газеты выходят с низкими тиражами и неудовлетворительным полиграфическим качеством. Видимо, этим объясняется отсутствие у этих газет подписчиков, как, например, в Левашинском районе. Интенсивное развитие информационного рынка значительно разнообразит периодические печатные издания в республике. К государственным и муниципальным изданиям прибавились частные, акционерные, партийные и религиозные издания.

Существенно обогатилась и религиозная печать. Среди религиозной печати преобладают исламские издания такие как «Путь ислама», «Ассалам», «Знамя ислама», «Шариат», «Халиф», «Исламская истина», «Ихлас», «Хофаим», «Нурул ислам», «Исламский вестник» и т.д. Газеты «Путь ислама», «Халиф», «Исламская истина» уже не выходят, а в сохранившихся идет переосмысление роли религии в обществе, дагестанской культуре, в истории, подчеркивается ее патриотический характер. Некоторые из этих газет способствовали формированию идеологии ваххабизма и других экстремистских течений ислама в Дагестане. Показательно и то, что многие религиозные газеты уделяют основное внимание общеполитическим вопросам.

В печатных СМИ республики сформировался и новый тип информационно-коммерческих изданий, быстро завоевавший читательский интерес. К нему можно отнести газеты «Новое дело», «Молодежь Дагестана», «Все для вас», «Новый день», «Из рук в руки», «ТВ - Дербент» и т.д. При уменьшении тиражей общеполитических изданий, тиражи этих изданий возрастают. Популярность их объясняется тем, что они либеральны, открыты, мобильны и оперативны. В их тематике, помимо достаточно большого блока коммерческой информации и рекламы, появились новые направления, рубрики: политическая борьба, межнациональные отношения, преступность, а также социальные, молодежные проблемы. Эти издания отказались от объемных официальных материалов. Уменьшение объема повлекло за собой увеличение числа элементов, составляющих единые целые полосы, что делает издания информационно более насыщенными и многомерными.

В информационно-коммерческой прессе можно выделить две группы. Первая - рассчитана на определенную аудиторию и в основном обслуживает бизнес. К ней можно отнести газеты: «Новое дело», «Новый день» и «Молодежь Дагестана». Вторая - ставит своей целью получение коммерческого дохода от выпуска массовых газет, наполненных разнообразной легкой информацией и рассчитанных на широкие круги читателей. К этой группе можно отнести газеты: «Все для вас», «Из рук в руки», «Говорит и показывает Махачкала», «ТВ - Дербент», «ТВ - Буйнакск», «Кизляр» и т. д.

Повышению интереса к журналу способствовало увеличение историко-патриотической, этнологической и краеведческой тематики. Среди новых журналов можно отметить «Народы Дагестана», который ориентируется на комментарии различных политических событий и пропаганду культурного наследия народов республики. Литературные журналы и альманахи «Новолуние», «Дружба», «Самур», «Радуга», «Утренняя звезда», «Соколенок» по-прежнему являются основными изданиями для публикаций прозы, поэзии и публицистики творческой интеллигенции республики. В последнее время появились и рекламные журналы: «Желтые страницы Махачкалы», «Товары, услуги и цены», «Бизнес-карта» и др.

В 1997 году в Дагестане на русском языке выходило 98 газет и журналов, на аварском - 26, на даргинском - 10, на лезгинском - 13, на кумыкском - 11, на лакском - 9, на табасаранском - 4, на ногайском - 4, и по одному изданию на других языках (агульском, рутульском, татском, азербайджанском, чеченском). Рыночные отношения и недофинансирование отрасли повлияли не только на снижение тиражей существующих изданий, но сократили и их количество. Так, на ноябрь 1999 года в республике на русском языке выходило 84 издания, что на 14 изданий меньше, чем в 1997 году, на аварском языке в настоящее время выходит 22 издания, что на 4 издания меньше по сравнению с предыдущим периодом. На остальных языках периодическим печатным изданиям удалось выстоять, так как, по крайней мере, при снижении тиражей, не изменилось их количество.

Существующие средства массовой информации, выходящие на языках народов Дагестана, безусловно, играют важную роль во внутриполитической жизни республики, в возрождении культуры, развитии национальных языков. Всего за последние годы в республике было зарегистрировано более 400 СМИ. Только электронные СМИ насчитывают 31 телерадиопрограмму. Успешно развивается сеть Интернета и ее провайдеров: «Датаком», «Дагнет». Функционируют информационные агентства: «Энергоинформ», «Кавказ», «Сайд-информ», корпункты агентств ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, спец. корреспонденты крупных российских СМИ.

Сегодня Республику Дагестан можно отнести к числу регионов с довольно развитой сферой массовой информации. На 14 языках издается 144 газеты и 31 журнал. Еженедельный тираж только республиканских газет составляет 150 тыс. экземпляров. Кроме того с разной периодичностью выходят 34 районных и 12 городских, 14 ведомственных и более 70 коммерческих и частных изданий. Для сравнения укажем, что в Грузии в 1998 году выходило 243 газеты и журнала.

В формирование и развитие СМИ республики огромный вклад вносит Миннацинформсвязи РД. Анализ показывает, что с передачей полномочий в сфере печати этому министерству существенно изменилась ситуация на информационном поле, повысилась ответственность СМИ, что особенно ощущалось в период агрессии международных террористов.

Экономические трудности, проявившиеся в эти годы почти повсеместно, не обошли и СМИ Дагестана. Резко упали тиражи многих республиканских периодических изданий. Если еженедельный тираж республиканских газет в 1985 году составлял около 1,5 млн. экземпляров, то сегодня лишь 320 тыс. экземпляров. Удержаться на плаву многим из них удалось с помощью дотаций из государственного бюджета.

Однако падение тиражей республиканских газет и журналов не означает уменьшения интереса дагестанской аудитории к СМИ. В целом, основные статистические данные все еще говорят о значимости и важности средств массовой информации для населения Дагестана. Исследования, проводимые Миннацинформвнешсвязи РД, свидетельствуют о сохранении прессой своей популярности. Одним из таких показателей является количество времени, уделяемого средствам массовой информации. В последние годы, согласно опросу, дагестанцы уделяют СМИ 5 часов в сутки, из них 60% уходит на просмотр ТВ, а остальное на прослушивание радио и чтение периодики.

Отношение к СМИ меняется в зависимости от региона и местности. Жители городов предпочитают газеты, а жители сел - телевидение и радио. В целом, на первом месте находится телевидение. Это связано с появлением спутникового телевидения и множества различных каналов, обеспечивающих оперативность и информационную насыщенность Иванов В.Н., Назаров М. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации //Социс, 2003, № 8, С.66-71.

Все большую конкуренцию традиционным СМИ составляет и Интернет-пресса. Ряд достоинств, среди которых безбумажность производства, мгновенность и непрерывность доставки информации, интерактивность, обеспечивают ей очень высокую конкурентоспособность. Многие газеты и журналы обзавелись собственными web-страницами и электронными почтовыми ящиками.

Однако компьютерные СМИ в Дагестане в силу их дороговизны пока не приобрели широкой популярности и не пользуются таким спросом, как печатные средства.

Как видно из всего изложенного, молодёжная пресса Республики Дагестан небогата. В настоящее время выходит только одно собственно молодёжное издание, рассчитанное на аудиторию читателей от 14 до 28 лет - «Молодёжь Дагестана». В начале 90-х годов выходили ещё два издания - «Зеркало» и «Я и Мы», но их влияние на общее состояние молодёжной прессы было невелико, а в 1993 году они закрылись по причине неоднократно упоминавшихся выше финансовых проблем. К молодёжным СМИ можно также (с известной натяжкой) отнести и «молодёжные странички» в СМИ, как это было в конце 90-х годов в «Новом Деле», но она не пользовалась популярностью, и в 2001 году прекратила своё существование, уступив место другим рубрикам.

Состояние молодёжной прессы в Республике Дагестан абсолютно противоречит ситуации, сложившейся в целом по Российской Федерации и СНГ. За последние десять лет в Российской Федерации структура средств массовой информации для молодежи претерпела существенные изменения, как в тематическом, так и в количественном плане. С одной стороны, значительно выросло общее количество СМИ, ориентированных на молодого читателя. С другой - такой количественный рост, не подкрепленный кадровым потенциалом на фоне существовавшей политической и социально-экономической ситуации, привел к остро негативным последствиям в информационной среде.

В Российской Федерации зарегистрировано свыше 350 периодических изданий для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 млн. экземпляров ежемесячно. На современном российском рынке печатных СМИ для молодежи доминируют издания развлекательного характера (их совокупный ежемесячный тираж составляет до 75 процентов от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий) Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 1997 - С.128.

При этом следует отметить, что всем спектре юношеской и молодежной прессы слабо представлены издания обучающего и познавательного характера.

Говоря о современной молодежной прессе СНГ, С. Козыбаев, профессор, д.и.н., президент Академии журналистики Казахстана, совершенно справедливо отмечает: «В настоящее время с сожалением приходится констатировать, что на рынке прессы для молодежи безраздельно властвуют российские или западные издания, адаптированные для молодежи СНГ, такие как «Cool», «Птюч», «YES», «Ровесник» и др., что еще раз наглядно подтверждает глобализацию информационного рынка. Подобные издания делают упор на развлекательную информацию. Издания идут на поводу у аудитории (которая предпочитает читать о музыке, шоу-бизнесе, сексе, сплетнях), не стремятся поднимать её культурный и образовательный уровень. Огромный крен в молодежных СМИ в сторону музыки, развлечений, моды, анекдотов, приколов» Цит по: Засурский И.И. Реконструкция России: масс-медиа и политика в 90-е годы. - М.: Изд. МГУ, 2001 - С.141.

Кстати, перепечаткой публикаций из обозначенных изданий на перечисленные темы нередко занимались «Молодёжь Дагестана» и молодёжная страничка «Нового Дела».

Проанализируем основное содержание публикаций в еженедельнике «Молодёжь Дагестана» за 90-е годы и убедимся в правоте процитированного утверждения.