logo
17

Россия в 90-е гг. XX в.

Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства

От Ельцина ждали давно обещанного чуда, которое не происходило только из-за отсутствия необходимых полномочий и затянувшегося противоборства с Горбачевым и общесоюзными структурами. В ноябре 1991 г. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин получил от V Съезда народных депутатов РСФСР по существу не­ограниченные полномочия, возглавил российское правительство. Свою программу реформирования страны он изложил в выступлении на съезде.

«...Период движения мелкими шагами завершен. Поле для реформ разминирова­но. Нужен крупный реформаторский прорыв. У нас есть уникальная возможность за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Мы отстояли политическую свободу, теперь нам надо дать экономи­ческую, снять все преграды на пути свободы предприятий, предпринимательства, дать людям возможность работать и получать столько, сколько они зарабатывают, сбросить бюрократический пресс...

Если пойдем по этому пути сегодня, реальные результаты получим к осени 1992 г. Если не используем реальный шанс переломить неблагоприятный ход со­бытий, обречем себя на нищету, а государство с многовековой историей — на крах...

Я призываю всех граждан России понять — разовый переход к рыночным це­нам — тяжелая, вынужденная, но необходимая мера. Таким путем прошли многие государства. Хуже будет примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., как я обещал перед выбора­ми, — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей...»1, — гово­рил президент Ельцин. Формирование рынка, развитого демократического строя (гражданского общества, правовового государства и т. д.) и духовное возрождение России были определены в качестве главных целей. После перестройки Горбачева народ созрел для радикальной реформы. Авторитет Ельцина был чрезвычайно высок. Намеченные планы казались вполне реальными.

«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х гг.

В течение 1992-1998 гг. в стране происходила грандиозная перестройка отноше­ний собственности. Перераспределение собственности происходило под лозунгом «реформ», под которыми подразумевалось скорейшее утверждение рыночных отношений в стране. Ельцин в ноябре 1991 г. сам возглавил правительство, состав­ленное из молодых политиков, сторонников радикальных экономических реформ (Е. Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. И. Нечаев и др.).

В январе 1992 г. было единовременно разморожено большинство цен, провоз­глашен принцип свободной торговли. Были сняты ограничения на доходы. Была заявлена жесткая кредитно-денежная политика, что означало отказ предприятиям государственного сектора и коллективным хозяйствам на селе в государственных субсидиях, «дешевых деньгах». Предполагалось, что благодаря приватизации госу­дарственной собственности «ничья собственность», неэффективная собственность обретет своего хозяина, что быстро даст положительные результаты. Президент России говорил, что поначалу, конечно, произойдет повышение цен и всем будет трудно, но очень скоро цены начнут снижаться и к концу 1992 г. положение стаби­лизируется. Многим импонировало заявление Ельцина о том, что в результате при­ватизации появятся не десятки миллионеров, а десятки миллионов собственников.

В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 г., первый год «реформ», в 100-150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз. К 1996 г. цены выросли в 10 000 раз. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.

Грандиозным обманом для подавляющего боль­шинства населения стала ваучерная приватизация. Полученные каждым гражданином приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. ру­блей преподносились как денежный эквивалент доли гражданина в национальном богатстве, подлежащем справедливому перераспределению. Предполагалось, что граждане обменяют свои ваучеры на акции при­ватизируемых предприятий и различных инвестици­онных фондов.

Первоначально предполагалось, что приватизаци­онные чеки будут именными, что должно было затруд­нить их скупку и спекуляцию. Предполагалось, что выдача приватизационных чеков населению начнется через три года, когда экономическая ситуация в стране стабилизируется и граждане смогут вложить свой при­ватизационный чек в надежные предприятия, фонды и т. д. В июле 1992 г. Ельцин своим указом подменил модель приватизации. Вместо именных приватизаци­онных чеков с возможностью их использования через три года в условиях обновленной экономики населению предложили с октября 1992 г. выкупить обезличенные ваучеры (по 25 рублей за штуку) и затем в обяза­тельном порядке как-то распорядиться этой «ценной бумагой» до 1 июля 1994 г.

В конце 1991 г., когда определялась стоимость ваучера, 10 тыс. рублей пред­ставляли собой внушительную сумму. В ходе реформ уже к осени 1992 г. произо­шло обесценение денег. Но ни о каком перерасчете стоимости ваучеров никто и не вспомнил. Осенью 1992 г., когда началась выдача ваучеров, на 10 тыс. рублей можно было купить 5 бутылок водки. В июне 1994 г., когда сроки для вложения ваучеров закончились, за 10 тыс. рублей можно было купить 3 бутылки водки. Абсолютное большинство вкладчиков ваучеров (за исключением немногих держателей приви­легированных акций) не получило никаких процентов, а компании и инвестицион­ные фонды в большинстве своем лопнули как мыльные пузыри. Реальную пользу от «ваучеризации всей страны» получили некоторые категории предпринимателей, частных банков и криминальных групп, которые скупили ваучеры у населения за бесценок, а затем по номинальной стоимости ваучеров и благодаря многократно заниженной стоимости приватизируемых объектов стали их собственниками.

Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения

1992 г. стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального на­копления капитала». Но промышленное производство в 1992 г. сократилось на 20%, а производство важнейших товаров народного потребления сократилось на 20-30%. К марту 1992 г. 85 млн человек (57%) по своим доходам находились ниже прожиточного минимума, а 28 млн (18,9%) — ниже физиологического минимума, то есть элементарно голодали. Простых людей возмущала бесконтрольность повой политической элиты, которая распоряжалась государственной собственностью как своей личной. Происходило постепенное восстановление системы привилегий, против которой совсем недавно боролись демократы. Резко обострилась крими­ногенная ситуация. «Гримасы реформ», как когда-то «гримасы нэпа», вызвали разочарование в широких кругах интеллигенции, работников государственного сектора экономики. На эти настроения стали опираться некоторые бывшие спод­вижники президента Ельцина, считавшие, что он исчерпал себя, не способен на созидательную работу. Ряд организаций создали Фронт национального спасения, стала формироваться «державно-патриотическая» оппозиция.

Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Изменения экономического и политического строя в России

Политическая борьба проходила в форме противостояния законодательной (Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ) и исполнительной (Президент РФ Ельцин и российское правительство) властей. Законодатели принимали законы, не обеспеченные финансами: о социальных гарантиях военно­служащих, о помощи жителям северных территорий и др. В Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены многочисленные поправки, ограничивавшие полномочия президента.

Ельцин в силу своего характера и под влиянием политического окружения уже весной 1992 г. после первых критических выступлений против реформ на VI Съезде народных депутатов стал тяготиться контролем со стороны Советов, в которых ему виделось тяжелое наследие прежнего общества.

Законодатели настаивали на корректировке происходивших реформ и в дека­бре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов Российской Федерации заставили президента убрать из правительства Е. Т. Гайдара, которого считали главным иде­ологом проводившейся реформы. Главой правительства стал В. С. Черномырдин. На этом же съезде президент обвинил депутатов в саботаже реформ и пытался расколоть съезд, покинув его заседания. Но за президентом пошла меньшая часть депутатов.

В марте 1993 г. президент пытался ввести особый порядок управления стра­ной, но встретил дружный отпор. Вице-президент А. В. Руцкой, председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатов, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, Генеральный прокурор В. Л. Степанков осудили действия президен­та. Внеочередной IX Съезд народных депутатов 26 марта 1993 г. пытался отрешить президента от должности, но должного количества голосов не набралось. В апреле 1993 г. состоялся референдум, целью которого было выявить: какая из властей поль­зуется большей поддержкой населения. Результаты референдума законодательной и исполнительной властью трактовались в свою пользу, хотя, по сути дела, ни та, ни другая сторона не получили однозначной поддержки со стороны большинства населения.

С весны 1993 г. в центре политической борьбы оказалась подготовка проекта новой Конституции. Первоначальный проект, подготовленный комиссией под номинальным председательством президента Ельцина, президентским же окру­жением был отвергнут. Причины, как многие считали, были простыми. В подго­товленном проекте с учетом тяжелых воспоминаний, связанных с пребыванием у власти очень пожилых, больных и недееспособных людей (Политбюро ЦК КПСС конца 70-х — начала 80-х гг. XX в.), предусматривались значительные ограничения президентских полномочий и устанавливался возрастной предел в 65 лет для буду­щих кандидатов в президенты. Введение такого возрастного ценза автоматически исключало Ельцина, который родился в феврале 1931 г., из возможных президент­ских выборов летом 1996 г. Президентская команда подготовила новый проект, в котором последовательно проводилась идея президентской республики. Другие проекты игнорировались. Провалом закончилось Конституционное совещание летом 1993 г., на котором предполагалось обсудить спорные вопросы.

Возникла тупиковая ситуация. В стране явно образовалось два центра власти. Президент и правительство гнули свою линию. Верховный Совет пытался реали­зовать свою позицию. В стране возникло двоевластие, причем в значительно более острой форме, чем в 1917 г. Обе стороны принимали свои решения и пытались обращаться ко всей стране.

21 сентября 1993 г. Президент РФ своим Указом объявил о прекращении полно­мочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. В ночь на 23 сентября 1993 г. X Чрезвычайный съезд народных депутатов отстранил Ельцина от должно­сти и привел к присяге в качестве главы государства вице-президента А. В. Руцкого. Законодатели и Конституционный суд РФ квалифицировали действия исполни­тельной власти (президента и правительства) как государственный переворот. Вечером 3 октября сторонники Верховного Совета захватили здание московской мэрии и пытались взять штурмом «империю лжи» — телецентр «Останкино». Однако сил у Верховного Совета оказалось недостаточно. Военные остались на стороне президента. Белый дом, здание, в котором размещался Верховный Совет РФ, находился в осаде, а 4 октября 1993 г. правительственные войска после тан­кового обстрела заняли его. В ходе военных столкновений в Москве, по офици­альным данным, погибло около 150 человек. Многие видные деятели оппозиции были арестованы.

Конституция РФ 1993 г.

Большая часть населения страны, включая столицу, оказалась, как и в августе 1991 г., в положении пассивного наблюдателя событий. Многие не хотели участво­вать в очередной гражданской войне. Многие не могли определиться. Для многих действия президентской стороны выглядели предпочтительнее и были в духе российско-советской истории — сила оказалась на стороне Ельцина. К тому же средства массовой информации вели последовательную кампанию дискредитации Верховного Совета, советской системы как таковой. 12 декабря 1993 г. были про­ведены выборы в I Государственную думу, и одновременно состоялся референдум по единственному проекту Конституции страны, предложенному победившей президентской стороной.

Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим федера­тивным правовым социальным государством с республиканской формой правле­ния. В Конституции большое место отведено правам и свободам граждан, человек признается высшей ценностью. Конституция 1993 г. признает многопартийность, многообразие форм собственности, провозглашает идеологический плюрализм. Конституция создала в России суперпрезидентскую республику, так как президент получил огромные полномочия.

Президент определяет политику страны, подбирает кандидатуры на все важней­шие государственные посты в стране. Президент предлагает Государственной думе кандидатуру премьер-министра и в случае ее троекратного отклонения может рас­пустить законодательный орган и назначить новые выборы. Государственная дума считается высшим законодательным органом, но ее решения подлежат рассмотре­нию в Совете Федерации и утверждению президентом страны. Президент же имеет возможность издавать указы, которые имеют силу закона. При этом президентские указы не подлежат обязательному утверждению Государственной думой. Следует вспомнить, что в России в 1906-1917 гг. высочайшие указы императора должны были обязательно рассматриваться и утверждаться Думой, а издавать их император мог только в перерывах между заседаниями Думы. Решения Думы при царизме так­же могли «завернуть» Государственный совет и сам император. Дореволюционные думцы безуспешно пытались добиться того, чтобы правительство формировалось по итогам выборов при решающем участии Думы и было ответственно перед ней (как в Англии). По современной российской конституции правительство зависит только от президента. Не были предусмотрены отчеты правительства и министров в Думе, что предлагал еще М. М. Сперанский. Депутаты современной Думы не имеют права запроса, которое имели депутаты дореволюционной Думы и в соот­ветствии с которым любой государственный чиновник мог быть вызван для объяс­нений на заседание Думы по конкретным вопросам. Подобная практика существует повсеместно в современных парламентах. В Государственной думе министры во главе с премьером часто видят лишь людей, которые «мешают работать», «вяжут по рукам и ногам», «принимают безответственные решения».

Появление новой Конституции означало возникновение в России нового обще­ственно-политического строя. Часть аналитиков оценила происшедшие события как установление нового диктаторского и антидемократического режима. Пре­зидентские идеологи доказывали, что в данном случае авторитаризм («железная рука») является необходимым условием постепенного последующего перехода России к настоящей демократии2.

Военно-политический кризис в Чечне

22 августа 1991 г. начались массовые митинги в Чечено-Ингушской Республи­ке. 6 сентября 1991 г. Верховный Совет ЧИ АССР был распущен. Власть перешла к Общенациональному конгрессу чеченского народа (ОКЧН), который заявил о независимости от России. Ведь совсем недавно Президент Российской Феде­рации Ельцин предлагал всем республикам, входившим в состав РСФСР, брать суверенитета столько, сколько они «смогут проглотить». Про то, что можно и по­давиться, что йотом «суверенитет» могут потребовать назад вместе с желудочным соком, вряд ли кто тогда думал.

Президентом Чечни стал командующий авиационной дивизией, генерал Со­ветской армии Джохар Дудаев. Чеченская республика Ичкерия провозгласила свою независимость. Из ее состава выделилась Ингушетия. Ельцин издал указ о введении в республике чрезвычайного положения, считая, что начался распад РФ. Но через три дня отменил свой указ. Советник Ельцина но национальной политике Г. В. Старовойтова и другие лидеры «Демократической России» запу­гивали Ельцина и его окружение возможными последствиями силового давления на Чечню, доказывали бесперспективность подобных действий. Поэтому в течение короткого времени вооружение Советской армии на территории Чечни было раз­граблено. Независимость Республики Ичкерия никто не признал, но до середины 1994 г. с ней никто и не боролся. В Чечне восторжествовали произвол, криминал и геноцид в отношении нечеченцев. К началу 1997 г. Чечню покинули около 48 тыс. русских, которых к 1991 г. было почти 400 тыс.

Д. Дудаев полагал, что он ничем не хуже М. Шаймиева, президента Республики Татарстан. Руководство Российской Федерации подписало с Республикой Татар­стан договор, который создал прецедент особых отношений между федеральным центром и субъектом Федерации. Но оказалось, что «быку не позволено то, что позволено Юпитеру», а Д. Дудаеву не позволено то, что позволено Литве, Латвии, Эстонии... Татарстану с М. Шаймиевым во главе.

Д. Дудаев почему-то не понял «особенностей российской национальной по­литики» и вообще плохо обеспечивал конституционный порядок на территории вверенной ему республики. Поэтому с 11 декабря 1994 г. по 31 августа 1996 г. про­должалась первая чеченская война. Ее целью в указе президента Ельцина было объявлено «восстановление конституционного порядка». Непонятливый Д. Дудаев был ликвидирован усилиями российских спецслужб. Российская армия заняла столицу Чеченской Республики город Грозный, но 6 августа 1996 г. чеченским боевикам удалось снова отбить и занять этот город. В боях за Грозный было убито около 420, ранено 1300 и пропало без вести более 120 российских военнослужащих. 10 августа 1996 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин, только что избранный на второй президентский срок, признал военное поражение федеральных сил в Грозном и объявил общенациональный траур. В первую чеченскую войну, по официаль­ным данным, погибло 4379 российских военнослужащих, 703 пропали без вести. 800 пророссийски настроенных граждан были помещены в концентрационные лаге­ря, более 300 уничтожены. Доку Завгаев, бывший еще советский руководитель ЧИ АССР, возвращенный московским руководством в Чечню после взятия Грозного, и до 50 лиц, преданных федеральному центру, эмигрировали в Москву.

31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) Александр Иванович Лебедь (секре­тарь Совета безопасности РФ) и преемник Д. Дудаева, бывший полковник Совет­ской армии Аслан Масхадов подписали совместное Заявление. Уступчивость Лебе­дя позже многие критиковали. Но его действия никто не дезавуировал. Фактически федеральное правительство капитулировало. Выявилась низкая боеспособность федеральных вооруженных сил.

23 ноября 1996 г. Ельцин подписал указ о выводе двух бригад федеральных войск. 26 ноября 1996 г. В. С. Черномырдин и А. Масхадов подписали Временное соглашение о принципах взаимоотношений между федеральным центром и Че­ченской Республикой, но на короткий срок. Б. Ельцин и А. Масхадов встретились в Москве, в Кремле. Предполагалось, что статус Чечни будет определен до 31 де­кабря 2001 г. в результате переговоров.

27 января 1997 г. А. Масхадов стал президентом Чечни. 27 октября 1997 г. ОКЧН высказался за полную независимость и суверенитет Республики Ичкерия.

В августе 1999 г. началась антитеррористическая операция против боевиков, вторгнувшихся в Дагестан. К тому же в августе-сентябре 1999 г. произошли взры­вы в московском метро, были взорваны дома в Москве, Волгодонске. Владимир Владимирович Путин, только что занявший пост председателя российского прави­тельства, обвинил в терроризме чеченских сепаратистов и провозгласил жесткую позицию по этому вопросу. Поэтому военные действия после выдавливания бое­виков из Дагестана были перенесены в Чечню. Грозный и ряд городов, в которых оборонялись боевики, подверглись значительным разрушениям. В результате упорных боев Грозный и другие города были заняты федеральными войсками, а боевики загнаны в горы. Была назначена администрация Чечни. Избран депутат в ГД. В ходе продолжившейся антитеррористической операции были убиты многие террористы, главари бандитских формирований.

В 2000-2007 гг. сопротивление боевиков переросло в партизанскую войну. Федеральным войскам удалось уничтожить главных лидеров вооруженного сопро­тивления — Ш. Басаева, А. Масхадова и др. Потери федеральных сил превысили 3 тыс. человек. Боевикам удавались различные террористические акции. Местное население в своей массе было настроено против федералов, так как медленно вос­станавливалась нормальная экономика и социальная сфера; не был найден путь урегулирования чеченского конфликта. Захват заложников в конце октября 2002 г. в Москве высветил остроту и многоплановость чеченской проблемы, а также всего круга проблем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. За­тем была принята новая Конституция Чечни. Президентом республики стал Ахмад Кадыров. Вскоре он был убит в результате террористического акта, и его сменил на посту президента сын — Рамзан Кадыров.

Правительство Российской Федерации выделило значительные средства на восстановление экономики Чеченской Республики. Террористические акты про­должали осуществляться в разных географических пунктах Северного Кавказа и России. Специальные службы России организовали охоту на террористов.

Наука, культура, образование в рыночных условиях

После 1991 г. в культурной и духовной жизни общества происходили сложные противоречивые процессы. Исчез идеологический диктат КПСС, против которого долго боролась интеллигенция. Но значительная часть самой интеллигенции ока­залась на обочине жизни.

Стремление нового руководства страны ввести рыночные отношения во все сферы жизни выразилось в резком сокращении финансирования образования, на­уки, культуры: музеев, театров и других учреждений. Многие специалисты были вынуждены сменить работу, покинуть страну, заняться самообеспечением, нату­ральным хозяйством. Социальная деградация населения, деинтеллектуализация приобрели значительный размах.

Доминирующее место в духовной жизни заняли средства массовой информации, особенно телевидение. Пропаганда преимуществ рыночных отношений, оправ­данности любых, прежде всего легких способов обогащения, обеспечение народу «зрелищ» при явной нехватке «хлеба» стали основным содержанием работы боль­шинства телевизионных каналов. Резко усилилось влияние западной культуры, западных стереотипов поведения.

Возникло множество новых газет, журналов, особенно иллюстрированных, а также различных издательств. Книжный рынок оказался заполненным разно­образной литературой, среди которой заметное место заняли детективы, любовные романы, литература для детей, учебные издания.

В сфере народного образования было разрешено создание частных образова­тельных учреждений, включая религиозные. Обязательным стало только девяти­летнее школьное обучение. Затянулось обсуждение о переходе на двенадцатилетнее обучение. В вузах прием первоначально сократился, но к концу 90-х гг. дорефор­менный уровень численности студентов был превзойден. Наряду с бюджетным (бесплатным) обучением широкое распространение получило платное высшее образование. Резко увеличилась подготовка специалистов по экономике, юриспру­денции, иностранным языкам. В образовании на различных ступенях появилось множество альтернативных программ обучения, учебников, но были введены Госу­дарственные стандарты. Активно внедрялись компьютерные технологии.

Сферу искусства охватила коммерциализация, появился российский шоу-биз­нес. В различных сферах и жанрах культуры появились абсолютные монополисты. Отечественная кинопродукция почти полностью была вытеснена западным, пре­жде всего американским, кино. Отечественная культура стала терять свои позиции и традиции. Заурядными событиями стали 850-летие со дня основания Москвы (1997), 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина (1999). Патриотизм стал едва ли не бранным словом.

90-е гг. не были отмечены сколько-нибудь крупными достижениями российской культуры, если не считать Нобелевскую премию физика Ж. И. Алферова (2000).

Социальная цена и первые результаты реформ

С 1992 г. постоянным явлением российской жизни стала инфляция. Правитель­ство пыталось сокращать выпуск денег (бумажную эмиссию). Но сразу повсеместно возник дефицит финансовых средств. Денежные расчеты между предприятиями заменялись бартерными сделками, то есть обменом товарами. На уплату налогов не хватало средств. Государство заменяло налоги различными взаимозачетами. На многих предприятиях зарплату либо вообще не платили, либо выплачивали выпускаемой продукцией3. Начался рост безработицы.

Российские реформаторы считали, что в 1992-1993 гг. им постоянно мешал Верховный Совет. Но после октябрьского политического кризиса осени 1993 г. экономическое положение не становилось лучше. В 1994 г. производственные инвестиции снизились на 33%, в 1995 г. — еще на 21%. Ожидаемые иностранные капиталовложения не поступали как из-за нестабильности внутриполитической ситуации в стране, так и вследствие многочисленных сдерживающих факторов, среди которых неповоротливость, необязательность и коррумпированность ново­го российского чиновничества стали «притчей во языцех». Перебои с выплатой пенсий, пособий, заработной платы преодолевались путем налогового пресса на работающие предприятия, за счет растущей задолженности западным банкам, распродажей государственной собственности. К июню 1994 г. чековая (ваучерная) приватизация в основном была завершена. Было приватизировано около 75% пред­приятий торговли, более 65% предприятий общественного питания и почти 75% предприятий сферы обслуживания. В стране появился слой частных собственни­ков. Ими стали несколько миллионов граждан, но отнюдь не десятки миллионов, как провозглашал президент.

В результате либерализации, ваучеризации и приватизации очереди исчезли. Промышленные и продовольственные товары заполнили прилавки магазинов, ларьков и тысяч стихийных рынков. Внутренний рынок во многом заполнился благодаря усилиям «челноков» — мелких торговцев, которые привозили из-за границы небольшие партии товаров. Этой деятельностью занималось около 10 млн человек. Возникли коммерческие предприятия в строительстве, хлебопекарном деле, пивоварении, сфере питания, издательской деятельности и т. д. Многие обо­гащались за счет обмана, спекуляций, создания финансовых «пирамид», а также путем прямых уголовных преступлений. В стране развернулась «великая крими­нальная революция».

Социальные последствия реформ для многих оказались весьма тяжелыми. Госу­дарственные дотации на товары и услуги первой необходимости, бесплатное меди­цинское обслуживание, образование, жилье и другие социальные блага, к которым население страны привыкло в советские годы, были отменены. К 1994 г. количество безработных составило почти 9 млн человек. Населению предлагалось выживать са­мостоятельно. Социальные ожидания, связанные с реформами, не оправдывались.

Авторитет исполнительной власти падал все ниже. На выборах по партийным спискам во II Государственную думу 17 декабря 1995 г. в лидеры вышла Комму­нистическая партия Российской Федерации. Сохранили свои позиции ЛДПР и движение «Яблоко». Четвертой партией, преодолевшей пятипроцентный барьер, стало созданное председателем правительства Черномырдиным движение «Наш дом — Россия», которое воспринималось как номенклатурная «партия власти», партия чиновников и зависимых от них людей.

1996 г. прошел под знаком президентских выборов. Главным противником Ельцина выступил лидер КПРФ Г. А. Зюганов (всего было 11 кандидатов, включая «инициатора перестройки» Горбачева). Коммунисты и их союзники выступили с предметной критикой правительства, особенно его социальной политики. Пропре­зидентские средства массовой информации доказывали избирателям, что КПРФ, ее лидеры «ничего не забыли, но ничему не научились», поэтому, придя к власти, восстановят советские порядки, начнут новый передел собственности, иници­ируют гражданскую войну в стране и вызовут своими действиями новое мощное давление на страну извне. В июне-июле 1996 г. на выборах, которые прошли в два тура, Ельцину удалось с небольшим перевесом победить и остаться президентом.

В 1994-1996 гг. правительство Черномырдина пыталось осуществлять целевое кредитование наиболее перспективных предприятий и частичное государственное регулирование цен. Инфляция стала сокращаться. Была проведена деноминация (то есть изменение масштаба цен) рубля в соотношении 1000 к 1. Но денег не хва­тало. Бюджет был сокращен. Выплата зарплат и пособий систематически задержи­валась. С 1996 г. под высокие проценты и гарантии государство стало выпускать ценные бумаги — «государственные краткосрочные обязательства» (ГКО), которые покупали различные предприятия, акционерные общества и организации. Вну­тренний государственный долг к 1998 г. составил 45% от федерального бюджета. Государство фактически создало свою финансовую «пирамиду».

О выполнении предвыборных обещаний не вспоминали. Президент постоян­но тасовал правительство, пополняя его как финансистами, которые занимались перекачкой государственных средств в подконтрольные им финансово-банковские структуры, так и «молодыми реформаторами», которые предпочитали действовать старыми номенклатурными способами дележа уменьшающегося государственного пирога без участия основной массы населения.

Весной 1998 г. получил отставку опытный В. С. Черномырдин и председателем правительства стал «молодой реформатор» С. В. Кириенко (родился в 1962). После некоторых противоречивых шагов и закулисных маневров 17 августа 1998 г. Ки­риенко объявил правительство банкротом, прекратив выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам) и «заморозив» вклады населе­ния в банках. Кириенко ушел в отставку, а население на практике познакомилось с понятием «дефолт» (что собственно и обозначает неспособность производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам или неспособность выполнять условия договора о выпуске облигационного займа). Специальная комиссия Совета Федерации оценила ущерб, нанесенный «дефол­том», в десятки миллиардов долларов и сотни миллиардов рублей.

Политический кризис был преодолен назначением на премьерский пост опыт­ного и осторожного Е. М. Примакова (родился в 1929), который ряд лет возглавлял Службу внешней разведки (СВР). Ему удалось в течение нескольких месяцев стабилизировать ситуацию и даже воспользоваться ею, так как резкое падение объ­емов импорта способствовало оживлению отечественных товаропроизводителей.

Рост авторитета Примакова был ревниво воспринят президентом Ельциным и его окружением. В Думе весной 1999 г. была создана комиссия по подготовке во­проса об отрешении президента от должности. Но в мае 1999 г. в Государственной думе при голосовании не набралось необходимого в соответствии с Конститу­цией РФ количества голосов для начала процедуры «импичмента». В это время Е. М. Примаков, который, по мнению «команды Ельцина», плохо защищал прези­дента, был заменен на С. В. Степашина. Последнего уже в августе 1999 г. заменил В. В. Путин, объявленный Ельциным своим преемником.

За время «реформ» производительность труда в российской промышленности упала более чем наполовину. Тем не менее правительство не допускало банкрот­ства неэффективных предприятий, число которых достигло 70%. Работники таких предприятий подолгу не получали зарплаты, удовлетворяясь разовыми подач­ками. Сохранялась искусственная занятость. В безработных пребывало 10-15% трудоспособного населения страны. Так называемый «децильный коэффициент», или соотношение доходов 10% наиболее благополучных граждан и 10% имеющих низшие доходы, вырос до соотношения 20 к 1. В советское время, по большинству источников, «децильный коэффициент» не превышал 4,5 : 1.

В стране в 90-е гг. сформировался новый правящий класс. В новую российскую элиту вошла значительная часть прежней советской номенклатуры. Бывшие партийные, комсомольские, хозяйственные руководители в результате номенкла­турной приватизации превратились в крупных бизнесменов, банкиров, олигархов, губернаторов, мэров, депутатов и т. д. Компанию им составили выходцы из мира торговли, криминала, верхов интеллигенции. Меньшая часть бывших советских людей, сумевших приспособиться к новым рыночным и социально-политическим условиям, стала постепенно превращаться в «средний класс», который в запад­ных странах составляет большинство. Это предприниматели средней руки, часть фермеров, работники государственных учреждений, преуспевающих промышлен­ных предприятий (газовики и нефтяники, энергетики, железнодорожники и др.). Огромное большинство рабочих, колхозников, работников совхозов, рядовой ин­теллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров оказались выбитыми из прежнего уклада жизни и на протяжении 90-х гг. мучительно пытались выжить, приспосо­биться, найти свое место в жизни.

За 90-е гг., по официальным данным, население России сократилось со 150 до 146 млн человек. Дело в том, что смертность стала превосходить рождаемость. При­ток беженцев из бывших союзных республик не восполнял естественную убыль населения. Демографы заговорили о депопуляции, вырождении россиян, прежде всего русского народа. Если в 70-х гг. XX в. много говорили об акселерации, об ускорении роста и полового созревания молодого поколения, то в 90-х гг. загово­рили о децелерации, об ухудшении показателей физического развития молодежи, особенно мужской. Огромный размах приобрели алкоголизм, наркомания, заболе­ваемость СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.

31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин добровольно сложил с себя обязанности Пре­зидента РФ. Согласно Конституции, эти обязанности, наряду с премьерскими функциями, стал совмещать В. В. Путин. 26 марта 2000 г. Владимир Владимирович Путин одержал предсказуемую победу на досрочных президентских выборах. На пост главы правительства был назначен В. В. Касьянов.

Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.

Администрация Ельцина по сути дела продолжала политику Горбачева. Был завершен вывод войск не только из Германии, но также из Прибалтики, из других территорий. Россия в ущерб интересам собственной безопасности утратила зна­чительную часть военной инфраструктуры, которая в советское время располага­лась на территориях различных советских республик (военные базы, аэродромы, радиолокационные станции, склады боеприпасов, оборонные предприятия и т. д.). На Балтике были утрачены все удобные порты, оставшиеся в суверенных прибал­тийских республиках.

В 1992 г. в Кэмп-Дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окон­чание холодной войны и признали, что больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В 1993 г. был заключен договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972). С 1994 г. президент Рос­сии стал участвовать в выработке политических решений «семерки» ведущих запад­ных стран. В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО.

В реальности участие России в международных делах носило декоративный ха­рактер. В принципиальных вопросах позиция России во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. НАТО осуществило агрессивные бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Продолжалось расширение НАТО на Восток за счет бывших «социалистических стран». В НАТО попросились и бывшие «со­юзные» республики, входившие в СССР.

Политические партии и общественные движения России на современном этапе

Формирование, функционирование политических партий и становление много­партийной политической системы в России стало важным фактором формирования гражданского общества, процесса демократизации страны. Политические партии во всех современных развитых государствах представляют собой наиболее активный, системообразующий элемент гражданского общества.

В становлении новой российской многопартийности имелась значительная специфика, связанная с особенностями исторического развития страны. Так, на Западе огромную роль в формировании многопартийности сыграли активное профсоюзное движение и христианские церкви. На российский партогенез послед­него десятилетия XX в. эти факторы заметного влияния не оказали. В России не появилось ни сколько-нибудь влиятельной политической партии, идеологическим фундаментом которой стали бы религиозные, например христианские, ценности, ни политической партии, прочно связанной с профессиональными союзами. Бо­лее важным моментом оказались идейно-политические позиции различных групп российской (советской) интеллигенции, а также борьба внутри правящего слоя. Партии, как и многое другое, формировались не «снизу», а «сверху», в интересах какой-то части какой-то из элит, часто самой политической элитой, находящейся у власти.

Основными предпосылками возникновения и формирования многопартийности в России стали:

+ распад тоталитарной системы и падение власти КПСС;

+ социокультурные и идеологические факторы, связанные с новыми исторически­ми реалиями вследствие распада СССР и смены общественно-экономической формации;

+ национально-исторические особенности формирования российской много­партийности.

После принятия Конституции 1993 г. политические партии заняли ведущее место в российском политическом процессе. В 90-е гг. не было четкого соот­ветствия содержания деятельности различных политических партий интересам определенных социальных слоев. Партии находились в стадии трансформации, формирования, как и вся социально-экономическая структура российского обще­ства. Отсутствие полноценной, сложившейся и эффективной многопартийности остается характерной чертой развивающейся российской демократии.

В июле 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях». Этот закон внес существенные изменения в характеристики правового поля, в рамках которого приходится действовать российским политическим партиям. С 2002 г. политические партии должны иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. В политической партии должно состоять не менее 10 тыс. членов полити­ческой партии. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов по­литической партии. В соответствии с новым Законом политические партии стали единственным видом общественного объединения, которое обладает правом само­стоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

В декабре 2003 г. партия «Единая Россия» получила парламентское большин­ство мест в Государственной думе четвертого созыва (303 места из 450). Был при­нят новый закон, который увеличил обязательную численность партий с 10 до 50 тыс. членов. Проходной барьер для попадания в Государственную думу стал составлять не менее 7% голосов избирателей. Эти и другие изменения позволили «Единой России» на выборах в V Государственную думу 2 декабря 2007 г. добиться подавляющего преимущества.

Политическим партиям принадлежит ведущая роль в представлении и защите интересов россиян, что показано в таблице.