logo
17

История в таблицах. Интересы россиян и политические партии

Основные социальные слои

Основные политические интересы

Политические партии и блоки

Политические лидеры

Особенности политического самоопределения

Элита, новый пра­вящий класс: выс­шие чиновники, ли­деры политических партий, крупные бизнесмены, верхи интеллигенции

Сохранение контро­ля над политической властью для сохра­нения итогов прива­тизации и осущест­вления дальнейшей приватизации

Союз правых сил (СПС)

«Единая Россия» Л иберал ьно-де­мократическая партия России (ЛДПР)

Чубайс

Немцов

Хакамада

Жириновский

Грызлов

Путин

Медведев

«Единая Россия» и ЛДПР пытаются выступать от лица большей части населения

Основные социальные слои

Основные политические интересы

Политические партии и блоки

Политические лидеры

Особенности политического самоопределения

Средние слон: чиновники, пред­приниматели, часть работников бюджетной сферы и частного сектора, часть интеллиген­ции

Защита со стороны государства против произвола коррум­пированного чинов­ничества и кри­минального мира, нормальные условия для профессиональ­ной деятельности

Партия «Яблоко» Социал-демокра- тическая партия России Коммунисти­ческая партия Российской Феде­рации

Явлинский

Глазьев

Зюганов

Для КПРФ эти группы не являются главной опорой

Бедные слои («старые русские»): значительная часть наемных работни­ков, пенсионеры, молодежь

Социальная защита со стороны государ­ства, обеспечение не ниже прожиточного минимума

КПРФ

политические пар­тии левее КПРФ

Зюганов Тюлькин Лимонов

Эта часть на­селения является главным объектом политического мани пул ирования перед очередными выборами

Маргинальные слои

Разовые подачки и отсутствие контроля

Крими нальные группы

Криминаль­ные лидеры


Многопартийность бесспорно важный демократический инструмент адекват­ного проявления воли граждан. Многопартийность представляет собой политиче­скую форму выражения, защиты и сопоставления различных взглядов, позиций, социальных интересов. Можно рассматривать многопартийность как своеобразный феномен, позволяющий поддерживать согласие и стабильность в обществе. По своему основному предназначению многопартийность — это механизм легальной, законной борьбы за власть, возможность гласной, свободной критики и оценки деятельности правящей партии, государственных институтов. В конечном счете именно многопартийность используется как наиболее действенный механизм контроля гражданского общества над государством.

Россия и СНГ

Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближ­него зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР. В рамках СНГ руководство России подписало несколько сот документов: договор о кол­лективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), договоры о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных усло­вий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. В рамках СНГ у России сложились более тесные отношения с отдель­ными группами стран по определенным вопросам. В 1996-2000 гг. оформился союз между РФ и Республикой Беларусь.

СНГ в 90-е гг. лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Это проблемы статуса отдельных территорий: Приднестровья в составе Молдавии, Абхазии в составе Грузии, принад­лежности Нагорного Карабаха в конфликте Азербайджана и Армении. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджики­стане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Авторитет России, ее вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 гг. в Чечне.

Россия в системе мировой экономики и международных связей

Международный авторитет России существенно уменьшился вследствие сни­жения ее экономической, технологической и военной мощи. За последнее десяти­летие XX в. участие России в мирохозяйственных связях сократилось более чем наполовину. В то же время резко возросла зависимость российской экономики от внешнего рынка. По данным ВТО, к середине 2000 г. доля России в мировом товар­ном экспорте, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, не превысила 1,5%, в импорте — 0,7%. Участие России в международной торговле услугами, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций, оценивалось как чисто символи­ческое. Вес РФ как экспортера услуг составил 0,7%, как импортера — чуть более 9.. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2%.

При решении острых международных проблем мнение российского руковод­ства практически не учитывается («югославский кризис» 1999 г., американская операция в Ираке в 2003 г.).

Наиболее жесткие аналитики отводят России роль колониально-сырьевого придатка Запада, «клиента», следующего в фарватере внешней политики ведущих мировых держав.