logo
Арабо-израильский конфликт: особенности освещения в сетевых СМИ (на примере анализа Интернет-порталов Isralife.com и Palestine-info.ru)

1.1 Арабо-израильский конфликт: к особенностям исторической эволюции

Решение о создании еврейского государства было принято в 1897 году в Базеле - в рамках первого сионисткого конгресса, Именно тогда и началась история современного государства Израиль. «Перевести народ без страны в страну без народа», - так сказал впоследствии будущий основатель государства Хаим Вейцман.

Сегодня оценивая то, как часто позиционируют себя, а точнее свою нацию, евреи, можно сделать вывод, что корни этого лежат глубоко в древности. Так, например, еврейский народ достаточно часто заявляет о том, что он подвергается нападкам со стороны других наций, о том, что права евреев ущемлены. Так вот, возможно все это идет издалека - ведь издревле еврейский народ действительно подвергался некоторым притеснениям. Израильское царство было первым еврейским государством на территории Палестины. Дубнов С.М. Краткая история евреев. - «Феникс», 2008 г. С. 4

Правда позже оно разделилось на две части: Израиль и Иудею, одна из которых долгое время находилась под контролем Персии. Затем евреи были изгнаны из Иудеи, а иудаизм и вовсе был запрещен. Электронная еврейская энциклопедия, http://www.eleven.co.il/article/10418

Чуть позже персы захватили Палестину, запретив евреям селиться и в этой стране. В этот момент случилось арабское завоевание и Иерусалим, и Палестину захватили арабы. Но все же стоит обратить внимание на то, что они пришли в Палестину позже, чем евреи (хоть на момент арабского завоевания евреи и составляли лишь 5% от общего населения Палестины). Более того, изначально отношения между ныне воюющими друг с другом национальностями были вполне мирными. Это подтверждает то, что в XI - XIII вв. во время крестовых походов и грабежей Палестинского населения крестоносцами евреи и мусульмане бок о бок вставали на защиту города. То есть, основываясь на всём вышесказанном вполне можно предположить, что агрессивно настроенные друг по отношению к другу народы сегодня, раньше были дружественными и вполне уживались не только в соседних государствах, но и на соседних улицах.

Конечно, если принять существование такого явления, как «генетическая память», можно понять, как зарождалось чувство национальной ущемленности у обоих народов. Что касается евреев, то их народ испытывал притеснения, как уже было сказано ранее, с древнейших времен, и с развитием истории эти притеснения становились все более настойчивыми и жесткими. Однако, возможно именно эти испытания сплотили еврейскую нацию настолько, что она стала способна не просто развиваться не смотря ни на что, но и опережать в развитии некоторые другие нации.

Именно здесь, наверное, и лежат зачатки того, что сегодня мы называем арабо-израильским конфликтом. Евреи стремительно расселялись по всему миру: в Испании, Голландии, Франции, Италии, даже в Северной Африке. Палестина не стала исключением - ведь евреи жили там и раньше. Возможно конфликт мог бы зародиться и не в Палестине, а в каком-нибудь другом государстве. Но исторически сложилось так, что обострение в межнациональных отношениях произошло именно в Палестине. По мере увеличения притока еврейских мигрантов, евреи стали играть всё более серьезную и важную роль в хозяйственной жизни страны, постепенно вытесняя мусульман и христиан различных национальностей. Википедия. Свободная энциклопедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/Палестина#.D0.9F.D0.BE.D0.B4_.D0.B2.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C.D1.8E_.D0.9E.D1.81.D0.BC.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B8.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.B8_.281516.E2.80.941917.29 Но конфликт разгорелся не сразу. Заселение евреев происходило в несколько «волн» (их принято называть «алия» Алия - значит «восхождение». Этот термин применяют к тем, кто репатриируется в Израиль,Сохнут-Украина, www.sohnut.kharkov.ua ). Иудеи, составлявшие первую алию были аполитичны, довольно религиозны, кроме того, они говорили по-арабски и соответственно жили с мусульманами в мире. Естественно, что вплоть до конца XIX века арабы не видели никакой опасности в присутствии еврейских поселений.

Но в первое десятилетие ХХ в., после начала второй алии, положение изменилось. Причиной стало то, что в её составе преобладали политически ангажированные евреи - они придерживались абсолютно иной, по сравнению с прежними иммигрантами, модели поведения. Прежде всего, они крайне агрессивно были настроены по отношению к арабскому населению постольку, поскольку руководствовались принципами сионисткой идеологии. Кроме того, эти иммигранты не подчинялись османским законам и отказывались платить налоги. Но самым острым раздражителем для арабов стала покупка евреями земель, на которых арабы традиционно вели своё хозяйство, у их собственников. Они (собственники) чаще всего не жили в Палестине, а сделки осуществлялись через подставных лиц. Евреи же выкупив земли, огораживали пастбища и, естественно не давали использовать их арабам. Это стало основной причиной первых, сначала редких, а позже многочисленных конфликтов между арабами и евреями.

Увеличивающееся еврейское население стало составлять арабам здоровую конкуренцию, что вызывало у местного правящего класса, торговцев и ремесленников серьезное беспокойство. Растущая оппозиция арабов сионисткой экспансии привела к некоторым изменениям в их сознании. Так, например, арабы стали рассматривать сионизм как прямую угрозу государству. Все чаще стал употребляться термин «палестинец», то есть арабы начали себя идентифицировать с коренными жителями Палестины. Именно этот процесс и стал одним из важнейших факторов в формировании палестинского самосознания. Негативное отношение арабского населения к иудеям оказало должное влияние и на формирование еврейского национального самосознания, о котором было сказано раньше. Все тогда происходившее сегодня вполне можно назвать историческими предпосылками арабо-израильского конфликта.

Казалось бы, если еврейская миграция в Палестину прекратится, то конфликт будет исчерпан. Но третья алия, выпавшая на период Первой мировой войны, Палестину не затронула: евреи выезжали, например, в Египет, еврейское же население Палестины напротив сократилось практически вдвое. Однако разногласия всё же были. В условиях Первой мировой войны арабы поддерживали султана Мухаммада Рашида и джихад, объявленный им союзникам. Палестина была для них вражеской территорией и в 1918 г. её трансформировали в южную оккупационную административную зону, а мандат на управление Палестиной был передан Великобритании. Выданный мандат подразумевал «предоставление административных советов и помощи до тех пор пока данные территории будут в состоянии быть самостоятельными». Великобритания обещала поддержать создание «еврейского национального очага». Но вместе с тем, местным арабам британские власти также обещали свою поддержку, независимость и свободу. Примаков Е.М. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985.- М. 1988. с.201 Все эти несоответствия лишь подлили масла в огонь. И именно на этапе периода Первой мировой войны, когда Палестина находилась под иностранным военным административным управлением, арабы сосредоточились на проблемах Палестины и борьбе с сионисткой экспансией.

Еврейская миграция продолжалась: в 20-х - 30-х гг. ХХ в. наблюдалась четвертая алия, а практически сразу после неё - пятая. Последняя была спровоцирована преследованием евреев в нацистской Германии. К этому времени у арабских политиков Палестины сформировалось определенное мнение по поводу будущего своего народа. Говоря о нем, политические деятели разделились на два лагеря: представителей старшего поколения и молодого. Первые считали необходимым создание крупного арабского государства и борьбу с сионизмом объединенными силами. Вторые же мечтали, прежде всего, лишь о создании независимого государства. Результатом борьбы двух лагерей между собой стало отставание в формировании арабской самоидентификации, но что самое важное - привело к пассивному отношению к сионистской экспансии. Именно поэтому - из-за недостаточно развитого национального самосознания - палестинский народ на тот момент не был готов к созданию своего собственного и независимого государства. Палестинская элита слишком сильно полагалась на поддержку арабских государств и не сумела возглавить борьбу палестинского народа в сложившихся новых условиях. Кроме того, она буквально разрывалась между идеями арабского и исламского единства. В отличие от нации еврейской, которая, не смотря на все препятствия и несчастья, на тот момент была куда более сплоченной. Возможно, еврейская нация уже тогда была сформирована, просто массовые притеснения не давали ей возможности проявиться. Для завершения же формирования палестинской нации потребовалось пятьдесят лет - к этому времени появились политические лидеры нового типа. Они сумели преодолеть иллюзии и исправить недостатки предыдущих лидеров.

Евреи за эти пятьдесят лет сумели достичь куда более впечатляющих результатов. Шестая алия 1946-48 гг. насчитывала 61 тысячу человек. Сионисты вели в Палестине определенную деятельность. Главной её особенностью было то, что она была направлена на создание всех структур государства и гражданского общества без какого бы то ни было участия арабов. В Палестине было создано Еврейское Агентство, также учреждались представительные, законодательные и исполнительные органы и налоговая служба. Все они подчинялись только Еврейскому Агентству. Более того, евреи отказывались от любого сотрудничества с арабами, а в городах строились целые кварталы, населенные исключительно евреями. Так, например, Тель-Авив создавался как исключительно еврейский город. Но самое важное - представители сионистских организаций активно работали на международной арене, стремясь обеспечить скорейшее признание государства Израиль.

Таким образом, обстановка в еврейской среде вновь была куда более благоприятной, чем в среде арабской. Там (в арабской среде) она была разобщенной. Это доказывало и то, что, когда в ноябре 1947 г. была разработана Резолюция 181 ГА ООН о создании на территории Палестины еврейского и арабского государств арабская сторона не смогла выработать определенной позиции по отношению к ней. Большинство палестинских лидеров пошли на поводу у представителей арабского режима, поддерживая непримиримую негативную позицию по отношению к созданию государства Израиль.

Но в сложившейся ситуации нельзя обвинять ни самих арабов, ни тем более представителей Палестины, которые, будто бы, в отличие от Еврейского агентства не проявили гибкости и чувства реализма. Необходимо отметить и то, что на момент принятия резолюции 181 ГА ООН в Палестине шла гражданская война. Причем превосходство в этой войне явно было на стороне евреев, и это еще одно доказательство невиновности палестинцев постольку, поскольку в сложившейся ситуации они полагались на поддержку арабских стран. Те же в свою очередь не были готовы к оказанию этой помощи и рассматривали Палестину исключительно сквозь призму своих интересов.

Всё это можно рассматривать в качестве предпосылок возникновения конфликта в Палестине. Решающую роль в том, что вместо Палестинского государства возникла палестинская проблема, сыграла незавершенность процесса формирования палестинской нации к моменту раздела Палестины.

Попытки разделить Палестину на отдельные территории предпринимались неоднократно. Первый план её раздела был предложен ещё в 1937 г. Великобританией. Представители еврейской части населения поддержали эту инициативу и были согласны взять её содержание за основу переговоров, но Высший Арабский Комитет был против предложенного Британией плана.

Дальнейшее развитие событий произошло лишь в апреле 1947 г. Тогда на территории Палестины практически шла гражданская война. Именно в этот момент Великобритания предложила создать специальную комиссию, которая выработала бы рекомендации по будущему управлению Палестиной. Для рассмотрения этого вопроса был необходим созыв специальной сессии ГА ООН.

В результате 29 ноября 1947 года, как уже было ранее упомянуто, Генеральная Ассамблея приняла 181 Резолюцию, согласно которой Палестина должна была быть разделена на восемь частей. Три из них предназначались для создания Еврейского государства, три - для Арабского. Яффа - седьмая часть - должна была стать арабским анклавом на еврейской территории, а на территории восьмой части - Иерусалима должен был быть установлен особый международный режим.

Нужно отметить, что национальное самосознание евреев и арабов в чем-то схоже. И те, и другие считают, что их нацию притесняют. Конечно, автор принимает во внимание то, что фактических доказательств притеснения евреев намного больше, чем доказательств несправедливости по отношению к арабам, и, тем не менее, принятая Резолюция 181, например, по мнению палестинцев, стала очередной несправедливостью по отношению к их народу. Причиной недовольства было, прежде всего, то, как проходила процедура голосования («за» и «против» раздела голосовали колониальные державы и бывшие колонии и полуколонии). Также непонимание и протест вызвало то, как были проведены границы: 56 процентов территории отошло одной трети населения, которая владела только шестью процентами. Примаков Е.М. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985.- М. 1988. с.220 Все это никоим образом не улучшило отношения арабов к евреям.

Помимо описанного ранее создания на территории Палестины Арабского и Еврейского государств, а также интернациональной зоны Иерусалима с окрестностями, резолюция предусматривала экономический и таможенный союз двух государств. Кроме того, согласно резолюции, к августу 1948 г. из Палестины должны были быть выведены английские войска - именно тогда заканчивался срок действия английского мандата на страну. Оба государства, которые планировалось создать, должны были быть независимыми. Провозглашение их независимости планировалось осуществить не позже октября 1948 г.

Но создание государства Израиль было провозглашено уже в мае. А в сентябре 1948 г. Временное правительство Израиля издало указ о распространении суверенитета на любую часть Палестины, которая будет объявлена министром обороны как захваченная «оборонительной армией Израиля». За объявлением решения неизменно следовали военные действия, в ходе которых Израиль захватил 77% подмандатной территории.

В 1949 г. ГА ООН принимает резолюцию, согласно которой Иерусалим должен был быть подчинен попечительскому совету. Но Израиль, не признав это решение, как впрочем, и многие другие, в 1950 г. перемещает свою столицу в Западный Иерусалим. В это же время был принят «Закон о возвращении». А в апреле 1950 г. вся оставшаяся часть подмандатной Палестины, за исключением разве что Сектора Газа, была присоединена к Иордании согласно закону о «сохранении всех прав арабов в Палестине». Сектор Газа же отошел к Египту. Таким образом, итогами войны 1948-1949 гг. стал раздел территории Арабского государства между Израилем, захватившим большую его часть, Иорданией и Египтом.

На тот момент в Израиле существовало несколько партий. Все они были совершенно разными по своей идеологической направленности. Среди наиболее крупных можно упомянуть такие организации, как «Труда» («Авода»), блок партии правых партий «Ликуд» и экстремистское клерикальное движение «Туш эмуним». Все они отличались идеологической направленностью, но каждая из организаций разработала собственный план колонизации. Общей была только цель - захват и освоение «исторических» территорий, вытеснение оттуда арабов-палестинцев и, что самое главное, придание этому процессу необратимого характера.

В ходе реализации этих планов Израиль к концу сороковых годов контролировал половину территории Западного берега и значительную часть Сектора Газа. А в 1967 г. после поражения арабских государств в Шестидневной войне Израиль оккупировал Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, Синайский полуостров, Сектор Газа и даже часть территории Сирии - Голанские высоты. А к 1982 г. под контролем Израиля оказалась ещё и южная часть Ливана.

Представления о том, в каких рамках должно быть создано палестинское государство, среди самих палестинцев были различны. Некоторые из них настаивали на территории всей «исторической» Палестины, а часть была согласна и на те границы, которые были определены резолюцией ГА ООН 181. Но со временем все больше палестинцев стало склоняться к тому, что палестинское государство должно быть создано на Западном берегу и в секторе Газа. Иерусалим должен был стать столицей Палестинского Арабского государства. Примаков Е.М. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985.- М. 1988. с.232

Израиль объявил о своей независимости в 1948 г. Но еще за несколько месяцев до того, как ООН приняла решение относительно Палестины сионисткими лидерами был разработан и осуществлен план «Далет». Основной его целью было вытеснение арабов не только с территории, отведенной ООН под еврейское государство, но и с земель, выделенных для создания арабского государства. Отряды сионистских военных формирований оккупировали основные районы на территории предполагавшегося арабского государства. Множество палестинских арабов были вынуждены покинуть дома под угрозами со стороны израильских властей. Но это было только начало изгнания палестинского населения. Оно продолжилось и после окончания первой арабо-израильской войны. К концу 1949 г. подконтрольную Израилю территорию покинуло около 75% арабского населения. Если же быть более точными, то на рубеже 1948-1949 гг. из Палестины было изгнано около 900 тысяч арабов, нашедших убежище в различных арабских странах. Возникла острая проблема беженцев, причем попытки расселить их с выплатой компенсации и последующей адаптацией на новых местах (с такого рода инициативой выступили, в частности, США) вызвали бурю возмущения и были с негодованием отвергнуты. Палестинцы стремились вернуться на свою родину, а родственные им арабские страны горели желанием осуществить это, а заодно и наказать Израиль.

Спустя почти двадцать лет, когда Египет времен Насера был, как казалось, в расцвете сил и, в частности, обрел достаточно хорошо вооруженную с помощью СССР армию, наступил момент для нового вооруженного конфликта. Политика Египта, не скрывавшего своих намерений в скором времени вновь скрестить оружие с Израилем, вызвала настороженность последнего. Упредив удар, израильская армия в июне 1967 г. разгромила египетскую армию и потеснила на других фронтах вооруженные формирования Сирии и Иордании. Результатом этой войны было присоединение к Израилю западного берега Иордана и сектора Газа с соответствующим включением в государство нескольких сотен тысяч проживавших на этих землях арабов, не получивших, однако, израильского гражданства. Очередная война 1973 г., ставившая своей целью возвратить утраченное, также не принесла успехов арабским государствам. Можно сказать и больше: новая война убедительно показала, что военной силой ближневосточной проблемы не решить. Васильев Л.С. История Востока, т.2 М. 2001. с. 369

Учитывая все вышеизложенное, автор склоняется к тому, что ядром арабо-израильского конфликта является палестинская проблема. Основываясь на данной главе, можно понять, что суть её в том, что арабское население Палестины - многомиллионный народ незаконно лишен права иметь свое собственное государство, более того, он насильно изгнан с родной земли. Очевидно, что урегулирование арабо-израильского конфликта и установление прочного и долговременного мира невозможно без решения этой проблемы во всех её аспектах.

В итоге, можно сделать следующие выводы. Во-первых, очень важно понимать, что арабы не были изгнаны евреями с обжитых земель. Те земли, которые евреи заселили, были не более чем пустыней, а арабы - кочевым народом. И, тем не менее, это продолжает являться одной из причин конфликта. Из уст представителей арабского народа насильственное изгнание их народа евреями - это основное обвинение. Во-вторых, данная глава отчасти показывает сущность арабо-израильского конфликта. То есть, конфликт между евреями и арабами настолько давний, что сформировалось некая «генетическая память», которая сделала негативное отношение арабов к евреям и евреев к арабам чем-то само собой разумеющимся и постоянным. И те, и другие впитывают ненависть друг к другу, что называется с молоком матери, однако с течением времени и развитием истории выявить истинную подоплеку конфликта становится все сложнее.

1.2 Специфика современного развития арабо-израильского конфликта (2000 - 2010 гг)

События арабо-израильского конфликта осложняют положение на Ближнем Востоке уже около шестидесяти лет. На сегодняшний день конфронтация между государством Израиль и окружающими его арабскими странами, а также палестинцами - одна из важнейших и наиболее актуальных международных проблем и от того, как она будет решена, во многом зависит будущее положение ближневосточного региона.

Не смотря на то, что противостояние арабов и евреев - конфликт затяжной, год от года он не теряет остроты и насыщенности. 2000 г. стал своего рода переломным моментом в течении конфликта - вражда вспыхнула с новой силой. Причиной этому стали неудачные переговоры премьер-министра Израиля Э. Барака и президента Палестинской автономии Я. Арафата. Суть встречи заключалась в следующем:

21 июля 1998 г. правительство Б. Нетаньяху утвердило план так называемого «Большого Иерусалима», в соответствии с которым на практике стала осуществляться идея, связанная с превращением Иерусалима в подлинную столицу Государства Израиль. Однако претензии Израиля на Иерусалим не были признаны международным сообществом, которое категорически отвергло приобретение территории посредством военных действий и считало любые преобразования, осуществляемые на этой территории, незаконными и недействительными. С другой стороны, палестинцы неизменно претендовали на Восточный Иерусалим, с тем, чтобы провозгласить его столицей будущего независимого Палестинского государства. В этом споре вопрос о статусе Святых Мест имел особое значение, в связи с чем неоднократно вносились предложения об установлении для них международного режима. С учетом же событий, происходивших в рамках мирного процесса на Ближнем Востоке начиная с 1991 г., проблема поиска взаимоприемлемого компромисса между этими двумя, явно несовместимыми позициями приобрела особую актуальность.

С 11 по 24 июля 2000 г. в Кэмп-Дэвиде проходила встреча премьер-министра Израиля Э. Барака и президента Палестинской автономии Я. Арафата. Переговоры были непростыми. Прежде всего их осложнило то, что ход обсуждения вызвал широкий резонанс как в Государстве Израиль, так и в Палестинской автономии, где состоялись многочисленные демонстрации их противников. В конечном счете, 25 июля 2000 г. в СМИ поступило официальное заявление о том, что саммит закончился безрезультатно - стороны не смогли прийти к соглашению. И все же, не смотря на неудачу, в совместном Заявлении они обязались «продолжать свои усилия, чтобы как можно раньше подписать соглашение». Но сложившаяся ситуация привела к тому, что израильско-палестинские переговоры зашли в тупик и как следствие ситуация на Ближнем Востоке стала быстро ухудшаться. Кузнецов Д.В. Арабо-израильский конфликт: история и современность. Очерк событий».- Благовещенск. 200. с. 57

Тот же, 2000 г. ознаменовался началом Интифады ИНТИФАДА (араб. "освобождение от ярма", "потрясение"), движение сопротивления палестинских арабов израильской оккупации, Словопедия. Большой энциклопедический словарь, http://www.slovopedia.com Аль-Акса, которая ещё более усилила конфликт. Формальным поводом для её начала послужило посещение Храмовой горы лидером оппозиционной партии «Ликуд» Ариэлем Шароном 28 сентября 2000 года. Конечно, с формальной точки зрения придраться к визиту Шарона на Храмовую гору было невозможно. Он своевременно поставил в известность канцелярию главы правительства, был согласован его маршрут, он получил разрешение Барака, который в свою очередь предупредил палестинское руководство. Более того, поступок Шарона стал выражением приверженности Израиля принципам, действовавшим на Храмовой горе с июня 1967 года, согласно которым евреи имеют право посещать это место. Но на деле этот "нормальный согласованный визит" стал искрой, из которой возгорелось пламя "интифады Аль-Акса" и октябрьско-ноябрьских беспорядков в арабском секторе, унесших жизни 13 арабов и одного еврея и оставивших глубокий отпечаток в сознании большинства и меньшинства относительно шансов на будущее мирное сосуществование.

Уже позже, объясняя случившееся задним числом, Шарон утверждал, что его посещение Храмовой горы стало всего лишь поводом для вооруженного восстания, которое Ясер Арафат готовил на фоне провала переговоров в Кэмп-Дэвиде. Однако в разведывательных структурах Израиля далеко не все разделяли это мнение. Так или иначе, после 28 сентября 2000 года Израиль стал другим государством. Бензиман Узи, «Храмовый скандал или провокация», 12.02.07, Израильский портал «Союз» со ссылкой на «Гаарец», http://www.souz.co.il/news/read.html?article=43057

Интифада привела к огромным человеческим жертвам. Так, например, в 2001 г. от рук террористов погибло 207 израильтян, а в 2002 г число жертв достигло 452. В том же году число раненых в результате терактов достигло максимума и составило 2309 человек. «Палестинский террор в цифрах», отчет израильской службы безопасности ШАБАК, сайт Посольства государства Израиль в РФ, http://moscow.mfa.gov.il/mfm/web/main/document.asp?DocumentID=60908&MissionID=78

В 2002 г. Лига Арабских Государств приняла программу, известную как Саудовская инициатива. Документ призывал Израиль отступиться от всех территорий, захваченных в 1967 г. во время Шестидневной войны. Кроме того, израильской стороне предлагали согласиться «на создание независимого палестинского государства на захваченных с 4 июня 1967 года территориях Западного берега и сектора Газа, со столицей в восточном «Иерусалиме». В ответ палестинская сторона брала на себя обязательства подтвердить завершение арабо-израильского конфликта и установить с Израилем отношения в рамках данного мирного соглашения. «Саудовская мирная инициатива» (перевод на русский), 1.12.08, Форумы «Первого радио 89,1 Fm», http://forums.891fm.co.il/vbulletin/printthread.php?s=68471cb26653c7fd9074550eee1e7bcf&t=3147 Долгое время Израиль не отвечал на это предложение. Но в 2007 г. в прессе появились сообщения следующего содержания: «Министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни в своем первом интервью палестинской прессе заявила, что ее страна не сможет принять мирную инициативу Лиги арабских государств, план урегулирования конфликта, который был разработан в 2002 году». В беседе с журналистом палестинской газеты "Аль-Айам", Ливни в очередной раз заявила, что Израиль требует от правительства национального единства Палестинской автономии выполнения всех трех требований мирового сообщества (официальное признание государства Израиль, прекращение актов насилия и подтверждение всех достигнутых ранее соглашений). «Израиль не примет мирную инициативу арабов», 1.03.07, Waronline.org со ссылкой на MIGnews.com,

http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?printertopic=1&t=15914&postdays=0&postorder=asc&start=0&finish_rel=-10000

Отношения между евреями и арабами не выравнивались. В 2004 г. по неизвестной причине умер в своей резиденции в Рамалле палестинский лидер Ясир Арафат, не дожив года до радостного для всех палестинцев события - в 2005 г. правительство Шарона осуществило план одностороннего выхода из Сектора Газа.

Глава Палестинской Национальной Автономии Махмуд Аббас назвал произошедшие события историческими, но отметил, что в рамках урегулирования отношений с Израилем еще предстоит многое сделать. "Это самый счастливый день для палестинцев за последние 100 лет", - сказал Аббас.

После завершения вывода израильской армии из сектора Газа, министр обороны Шауль Мофаз предупредил, что Израиль оставляет за собой право жестко отвечать на ракетные обстрелы с оставленной территории. «После ухода Израиля в секторе Газа воцарился хаос», 12.09.05, Еврейский Интернет-клуб со ссылкой на NEWSru.com, http://base.ijc.ru/new/site.aspx?STID=245090&SECTIONID=245085&IID=294884

Также Шарон начал строительство так называемого Забора Безопасности. Строящаяся на западном берегу реки Иордан «Разделительная Стена» стала своего рода «символом» второй Интифады. Этот проект Израиля вызвал немало осуждений и нареканий со стороны мировой общественности, в том числе и на Западе. Так Международный суд ООН в Гааге признал строительство Израилем «разделительной стены» незаконным, а вскоре после этого Генассамблея ООН большинством голосов потребовала от Израиля ее разрушить. Несмотря на это власти еврейского государства заявили о своей твердой решимости довести дело до конца. Но, по мнению большинства ученых и политологов, в том числе отечественных, «Стена» может превратить Израиль в «государство-гетто». Мамед-заде П.Н Интифада «Аль-Акса»: некоторые итоги 4-летнего палестинского восстания, Институт Ближнего Востока, http://www.iimes.ru