Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
Весьма выпукло проблема необходимости арабского единства прослеживается в публикациях практически всех арабских СМИ при освещении арабо-израильского конфликта. Возьмем для примера иорданскую газету «Ад-Дустур» («Конституция»), где ближневосточная тематика занимает особое место. Газета большое внимание уделяла и уделяет борьбе за возвращение арабам оккупированных территорий. Особое место в публикациях занимает проблема Западного берега реки Иордан. С этим тесно связана освещаемая на страницах газеты «Ад-Дустур» палестинская проблема. «Ад-Дустур» публикует много материалов, касающихся отношений с Израилем. Все они имеют ярко выраженную критическую направленность, осуждают внутреннюю и внешнюю политику Израиля. Часто газета использует для анализа обстановки и публикации израильской прессы.
Другой исследователь иорданской прессы, Хашем Аль-Тавил, анализирует проблему парламентской демократии и прессы, но и он уделяет ближневосточному конфликту немало внимания, основываясь на публикациях газеты «Ар-Рай» («Мнение»). Автор выходит на широкие обобщения, касающиеся арабской прессы в целом. «Политическая власть постоянно расширяет круг вопросов, затрагивать и освещать которые запрещено, – отмечает он. – Вместе с тем, журналистам позволяется контролировать исполнение министерствами общественных услуг, что вполне соответствует целям власти в контроле за работой этих ведомств.
В арабских странах правящая элита склонна к монополии собственности на орудия и средства информационного и культурного ориентирования, монополии на разработку информационной политики, исполнением которой она командует.
Существует полный контроль за информационными кадрами и опора на их абсолютную преданность власти, установление законов, законоположений и профессиональных уставов, которые определяют обязанности деятеля СМИ и не очень заботятся о его правах. Прямая и косвенная цензура, контроль над журналистской деятельностью, установление ограничений на право журналиста получать сведения из госаппарата и многое другое ограничивают демократию.
Блокада сил политической оппозиции, их информационной деятельности, ведение атаки против них и их обвинение с помощью других СМИ, которыми владеет режим, осуществляются для создания бреши между оппозицией и народом, чтобы оппозиция выглядела незначительным меньшинством, отклонившимся от национального согласия».
В частности, Хашем Аль-Тавил выделяет источники опасности для демократического развития арабской журналистики. Среди них:
политика по руководству печатью, где информационные и журналистские организации все еще продолжают работать в соответствии с господствующими традиционными правилами с точки зрения заботы о «звездной популярности», при отсутствии внимания к развитию демократических процессов в обществе и при игнорировании проблем обыкновенного гражданина;
сознательное или несознательное стремление журналистов затормозить процесс становления парламентской демократии в Иордании, придание ореола святости атрибутам власти;
низкая квалификация журналистов;
слабое финансовое и техническое обеспечение изданий, которые не принадлежат правительству.
В связи с вышеизложенным представляются практически полезными следующие рекомендации, предлагаемые автором:
предоставлять средства коммуникации и информации всем общественным силам независимо от национальности, языка, вероисповедания, политической принадлежности;
добиваться максимального народного участия в процессах коммуникации и информирования населения с тем, чтобы роль народных масс не сводилась лишь к пассивному потреблению распространяемой информации;
провести демонополизацию законодательной власти в области СМИ, ныне сконцентрированной в руках узкой группы лиц;
пересмотреть действующее законодательство в области СМИ, очистить законы от всех преград и ограничений, которые мешают работникам прессы осуществлять их профессиональные права и обязанности перед обществом.
Особую роль в освещении ближневосточного конфликта играют радио и телевидение. Дело в том, что вещание по сути дела не может осуществляться локально, без учета воздействия на аудиторию сопредельных стран. Вместе с тем, первые исследования в области телевизионной информации, например в регионе Ближнего Востока, появились лишь в 1970-х годах, когда на базе факультета информации Каирского университета был создан ряд работ, посвященных телевидению арабских стран. Как отмечал Ахмад Ибрагим Собх, «из-за сложной политической обстановки на Ближнем Востоке длительное время не удается упорядочить вопросы обмена телеинформацией между арабскими странами, хотя данная проблема имеет исключительную важность: в большинстве стран региона, в том числе и Сирии, население имеет возможность просмотра телепрограмм соседних государств без установки дополнительной аппаратуры».
СМИ арабских стран в период обострения арабо-израильского конфликта и «арабской холодной войны».
| Противостояние арабских СМИ: революционно-демократические государства против монархий. Обострение арабо-израильского конфликта. Арабские СМИ и борьба двух сверхдержав. Арабская «холодная война». Изменение расстановки сил на Ближнем Востоке и арабские СМИ. |
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.