logo
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Современные тенденции развития радиовещания.

Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов.

Определилась и консолидировалась аудитория различных станций (позиционирование).

Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, формата программ, аудитории – важные направления развития вещания.

Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.

Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу.

Особенно заметен дрейф радиовещания в строну развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкуренцией с ТВ.

Главное действующее лицо современного радио – ведущий (ди-джей), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность, стиль, язык.

Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радио программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник.

Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока.

Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удержать аудиторию

Сегодня радио - самое доступное и популярное СМИ (общедоступность (слушать умеют даже неграмотные), многочисленность аудитории, оперативность, малая стоимость).

Структура современного радиовещания (РВ): государственное, коммерческое (США), муниципальное (местное, финансируется из местного бюджета), религиозное, образовательное, интернет-вещание.

Последняя тенденция – концентрация радиостанций под определенными холдингами. «Медиа-мост» - «Эхо Москвы», частично «Национальная служба новостей».

С развитием телевидения радио старается делать упор на утреннего и дневного зрителя (самое интересное – в это время суток).

У нас: в столице 30 станций. Существуют узкоформатные и широкоформатные, между ними конкуренция. Коммерческие станции живут за счет продажи рекламных возможностей.

  1. Исторические типы журналистики.

Отнесение конкретного издания к одному из исторических типов (от греч. Typos «отпечаток, форма, образец») – результат обобщения на основе выделения «ядра» его позиции, играемой в обществе роли и главной социальной направленности. По этому признаку выделяются такие типы журналистики:

  1. феодально-монархическая (Феодально-монархическая печать складывается сразу после возникновения первых газет (Западная Европа–время Решелье –Ренодо «La Gazette» (1631), Россия –Петр 1–«Ведомости» (1702)). Цель – идейно-организационное укрепление монархической абсолютистской власти. Идеологическая основа информационной политики – освещаемые религией представления о божественной избранности монарха и естественности сословного деления. Первоначально феодально-монархическая журналистика играла прогрессивную роль, способствуя развитию государств в политической, экономической и культурной сфере. Реакционная сущность проявилась позднее, когда феодально-монархическая журналистика стремилась сохранить старые устои, ставшие вместе с феодально-монархическим строем тормозом общественного развития (власть хотела сохранить монополию на журналистскую деятельность с помощью запретов оппозиционных изданий и цензуры). Сейчас, во времена господства буржуазных отношений, во многих странах сохранились монархические институты (Великобритания, Испания, арабские страны), как и журналистика, пропагандирующая монархические идеи)

  2. религиозно-клерикальная (печать в эпоху феодализма была носителем господствующей идеологии, основывающейся на религиозном мировоззрении, а также союзником и «дополнением» феодально-монархической журналистики (цель). Идеологическая основа информационной политики – освящая существующие порядки, она внушала мысль об их божественном происхождении и страшных карах за посягательство на них даже в мыслях. Сейчас - как и феодально-монархическая журналистика, религиозно-клерикальная журналистика «вписалась» в буржуазное общество. Причина устойчивости - «святость» власти и «божественное» происхождение общественных порядков устраивали буржуазию. Церковь способна сосуществовать, и даже сотрудничать с различными социальными системами. Даже возникла профессия религиозного теле- и радиопроповедника, передачи которых собирают огромные аудитории. газета Благовест, радио Эр-Рияд, р. Ватикан )

  3. буржуазная (возникает на волне антифеодальной борьбы. Цель она идеологически готовила победу буржуазных революций. Буржуазная журналистика вела борьбу против монархии за политическое и экономическое освобождение «третьего сословия» под лозунгами свободы, равенства и братства. Идеологическая основа информационной политики – провозгласила идею свободы печати и способствовала ее законодательному закреплению. Существует много политических направлений: левые, правые, центристские, экстремистские. Стремление проникнуть в различные слои общества породило множество изданий, которые можно разделить на 2 большие группы: качественные (рассчитанные на «верха»: крупных чиновников, военных, интеллектуалов) и массовые (обращенные к широким слоям населения). При стремлении казаться 4 властью, б.ж. испытывает сильное давление капитала (через владение СМИ, рекламу, объединения предпринимателей) и государства (деятельность ПР-служб, «утечки информации» и т.д.))

  4. социалистическая журналистика (возникла в связи с деятельность организаций, выступающих за интересы трудящихся - цель. Особенно отчетливо это проявилось в Германии и России–странах, в которых на этапе развития буржуазно-демократического движения выделилось рабочее движение , проповедующее социалистическую идеологию - «Новая Рейнская газета» – К. Маркс, Россия – революционно-демократическая пресса – газета Правда. Направления: раскол – революционно-демократическая и коммунистическая. Уже в 60-70-е годы – предпосылки возникновения нового мира, призванного решать единые глобальные проблемы. Уже сейчас мир – это единое информационное пространство, которое впоследствии будет обслуживать новый исторический тип журналистики – ж-ка общегуманистическая.)

Не знаю нужно ли это но на всякий случай:

ССМК-1 (Карнавал) соответствуют массовые действия карнавального типа, народные демонстрации, народный театр, обрядовые действия «карнавальные»

ССМК-2 — современный театр, митинги, собрания формальных и неформальных групп, церковная служба как действие и т.д. (условно «Собрание»).

ССМК-3 - «книжный» текст; библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация (условно — «Книга»).

ССМК-4 - кинофильм или телефильм, радиопередача, периодические издания (газета, журнал) как тексты. кинематограф, телевидение, радио, печать (условно — «Фильм»).

ССМК-5 - «Сеть»