logo
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.

В художественно-публицистических жанрах характерные черты – многоплановость исследования, широта выводов и охвата действительности. Фотозарисовка связана с выходом фотографов из павильонов, с социальной фотографией, с обращением внимания на бытовую обыденность. Главным здесь является передача настроения без вмешательства в жизнь. Фотозарисовка может быть лирической, пейзажной, информационно-познавательной. Она обозначает тему и показывает несколько примет жизни, она лаконична и познавательна. Фотоочерк может рассказывать о коллективе, человеке или проблеме, его отличает пристальное внимание к деталям, окружению. Он может быть проблемным, портретным или путевым. Г. Зельма, В. Песков и Ю. Рост выделяются этим жанром в своей деятельности. Соотношение факта, реальности и образа дают возможность наиболее емко оценить фотоочерк с присущей ему завершенностью образа и сюжета. Фотопортрет – изображение человека или группы людей, делится на индивидуальный, двойной и групповой. Его характеристики заимствованы из изобразительного искусства. Важно чтобы фотопортрет не только соответствовал портретируемому, но и передавал его характерные черты, особенность человека или людей. В портрете должна читаться история человека, во взгляде, расположении рук, наклоне головы должен быть виден характер. Именно в этом жанре зарождалась и развивалась фотография. Портрет может быть студийным (обычно специально организованная фотосессия с идей) или репортажным (на месте события). Последний раскрывает психологическую глубину портретного жанра и обогащает ее действительностью, наполняет фактами. Фотопортрет по типу разделяется на социальный, психологический и т.д. Фотосериал представляет собой серию фотографий, в определенной последовательности они раскрывают идею. Сейчас фотосериал редко можно встретить. Фотоплакат, фотомонтах, фотоколлаж – объединение нескольких фотографий по смыслу, «это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет состыковка в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и идеологического преобразовательного эффекта». Можно говорить о декоративно – прикладном жанре (пейзаж, портрет, этюд, т.д.), в котором фотография выступает как самодостаточный эстетический объект и может быть любого типа, изображать различные объекты и быть выполнена с ипользованием различных техник. (кратко)

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк , фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж. Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Строгая идеологичность не позволяла жанру развиваться свободно, вгоняла его в рамки определенных тем. Разновидности фотозарисовок - лирические, пейзажные, информационно-познавательные. Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой. Для жанров фоторепортажа и фотоочерка характерна одна и та же типологическая общность - многокадровый изобразительный ряд.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате - синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.

Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для придания сообщениям о фактах и явлениях действительности, имиджам тех или иных непопулярных политиков, комического и сатирического эффекта.

Фотография редко использовалась в советской и российской журналистике как самоценный эстетический объект, в основном она была иллюстрацией к слову. Изучающему фотожурналистику надо понять, что фотографии в жанре пейзажа, лирического этюда, натюрморта могут, таким образом, нести на полосе и функции эмоционально-изобразительные, и функции рационально-выразительные. В зависимости от выполнения этих функций, они могут быть классифицированы как созданные в декоративно-прикладных жанрах (пейзаж, этюд, натюрморт, реже - портрет, репортажный снимок ), и как снятые в жанрах собственно журналистических (те же пейзаж, этюд, фотозарисовка, репортажный снимок, портрет ).Пожалуй, лишь жанр натюрморта в этом перечне надо классифицировать лишь как "чистый" декоративно-прикладной жанр.