Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
Два технических достижения: «великий немой», как называли кино, и «великий невидимка» – радио – должны были соединиться, чтобы возникло телевидение. Современная аппаратура, с помощью которой осуществляется видение на расстоянии, – это плод ума и рук многих и многих ученых, изобретателей, плод работы целых научных коллективов. Одни порождали идеи, другие воплощали эти идеи в приборы, третьи использовали эти приборы для тех или иных целей – в результате появилось телевидение.
Английский физик Д. Максвелл предположил существование в природе электромагнитных колебаний и вывел свое знаменитое уравнение, фигурирующее ныне во всех учебниках физики. Однако стройная теория электричества, магнетизма и света, содержащаяся в формуле Максвелла, оставалась неподтвержденной, пока немецкий физик Г. Герц экспериментально не доказал существование предсказанных Максвеллом электромагнитных колебаний.
Преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов и одновременно с ним итальянский изобретатель Г. Маркони заставили служить человечеству электромагнитные колебания, открытые Герцем: они независимо друг от друга изобрели радио.
История изобретения и развития техники кино широко известна. Скажем только, что авторы этого изобретения – французы Луи и Огюст Люмьеры и что датируется оно 1895 г., как и изобретение радио.
Но еще до того, как были изобретены радио и кино, в разных странах, в том числе и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была высказана. В 1880 г. П. И. Бахметьев предложил схему, теоретически вполне реальную: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно разложить на отдельные элементы, передать их, а затем снова собрать эти элементы в цельное изображение.
П. Нипков предложил осуществить разложение («развертку») изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 г. диск Нипкова долго не находил практического применения; сам Нипков впервые увидел свой прибор в действии лишь в 20-х годах XX в., успев к тому времени позабыть о своем изобретении, сделанном сорок лет назад.
В 1888–1889 гг. профессор А. Г. Столетов, изучив так называемый «внешний фотоэффект» – способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны, создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.
Опираясь на это открытие, преподаватель Петербургского технологического института Б. Л. Розинг в 1907 г. предложил (и запатентовал в России и за границей) принцип, который сохранен в действующих и сейчас телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Телеэкран я – это не что иное, как дно катодной трубки.
9 мая 1911 Б. Л. Розингу удалось в своей лаборатории добиться приема сконструированным им кинескопом изображений простейших фигур. Это была первая в мире телевизионная передача, ознаменовавшая начало эры телевидения.
Б. Л. Розинг по справедливости считается во всем мире основоположником электронного телевидения, именно от его работ ведет телевидение свою родословную. Он погиб в ссылке в 1933 г.
В заключении несколько слов о телевизионном приемнике (телевизоре). Хотя первые конструкции электронных телевизоров в нашей стране появились еще в конце 30-х годов, реальное, массовое их производство началось в 1950 г. Это был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов – Кенигсон, Варшавский, Николаевский), имевший экран с диагональю в 18 см, при очень четком изображении. На производство первого миллиона советских телевизоров понадобилось восемь лет, на выпуск второго миллиона – полтора года; в 80-е годы миллион телевизоров выпускался за пять-шесть недель. Всего в СССР до 1991 г. было изготовлено примерно 140–160 миллионов телевизоров.
Эстетические предпосылки возникновения ТВ. ЭСТ. На первый взгляд, телевидение мозаично. Его облик -соединение, сочленение уже бывшего, известного. Тот же экран в пропорции сторон 3x4, что и у кино, и та же организация потока изображения в монтаже. Та же программная непрерывность и возможность передавать информацию в реальном времени, как у радио: здесь и сейчас. Перечень заимствований можно продолжать - у театра, у печати и т.д. От каждого из своих предшественников ТВ что-то отнимает и ассимилирует, но над каждым «надстраивает» и что-то свое. К кино, например, добавляет не иллюзорный - реальный «эффект присутствия», прямую обращенность к зрителю, мыслимому собеседнику. К радио «пристраивает» зрительный образ, физически зримое действие.
Телевидение - синтетично. В этом его сущностное качество. Новизна и могущество его изобразительно-выразительной природы. И споры о том, искусство ли ТВ, особенно темпераментные в начале его становления, сегодня выглядят бесплодными. Смысл проблемы и ее решение трезво, просто и мудро представил Рене Клер в своих «Размышле-ниях о киноискусстве». Кино, утверждал он, может быть искусством в отдельных своих проявлениях, но может и не быть им. То же следует сказать и о телевидении. Хотя масштаб и соотношение пропорций здесь иные. Но если говорить о коммуникативных и прочих внеэстетических возможностях, об охвате аудитории, то превосходство телевидения бесспорно.
Синтетичность телевидения проявлена и в тематической безграничности, и в освоении, трансформации и создании новых жанров, наконец - в функциональной многозначности. Долгий исторический путь через тысячелетия - от первых каналов коммуникации, которыми служили реки, от первых информационных сигналов - «аудиотамтамов» и «видеокостров» к нынешнему телеэкрану - завершен.
Обретя телевидение, мы получили, в общем, то, к чему стремилось, о чем мечтало человечество, что терпеливо и настойчиво собирало по крупицам: максимальную приближенность к оригиналу - живой жизни, сиюминутность, уже ничем - ни пространством, ни временем не ограниченные возможности обращения к зрителю. Таким предстало телевидение населению земного шара на рубеже XX-XXI столетий. Таким останется, видимо, в обозримом будущем. Попытки преодолеть монологичность ТВ различными приемами интерактива, вполне возможно, будут радикально дополнены в кооперации с Интернетом. Но и это, надо полагать, не изменит принципиально и уж, конечно, не отменит эфирное телевидение.
Социально – политические предпосылки возникновения ТВ. Польский исследователь кино и телевидения Ежи Теплиц, непосредственно наблюдавший начальный этап становления ТВ в Соединенных Штатах Америки, обратил внимание на целый ряд весьма примечательных обстоятельств2, К появлению телевидения хозяева и творцы империи грез - Голливуда поначалу отнеслись пренебрежительно. Подобно тому, как мастера высокого искусства - к масскульту: художник к олеографии, драматург к ярмарочному балагану и т.д. Похожее происходило в начале XX столетия с кинематографом: «сфотографированный театр», «искусство для бедных», как только не обзывали его! Длилось это, правда, недолго.
С телевидением, если вести отсчет от его выхода на широкую публику, все прояснилось еще быстрее. В начале 50-х гг. телевизионные приемники были в 10-ти из 100 американских семей, а к началу 60-х - уже в более чем половине квартир.
Но такой стремительный набор высоты в Голливуде до поры игнорировали. Прагматичные американцы от кинобизнеса заволновались только тогда, когда обратили внимание, что расход кинопленки на нужды ТВ превысил ее объемы для голливудской продукции. Затем было отмечено резкое падение прибыли от кинопроката - пустели кинотеатры. Словом, удар по экономике и престижу самой мощной кинодержавы мира был ощутимым и неожиданным.
(Схожие процессы происходили и в Европе, но менее болезненно: и медленнее, и не столь концентрированно. Во-первых, потому, что в европейских странах с самого начала отвергали американскую модель коммерческого ТВ, развивая государственные и общественные его формы. И, во-вторых, благодаря дезинтеграции кинопроизводства. Сыграл свою роль и консерватизм, культурные традиции старого континента. Тем не менее и здесь смежные искусства и средства массовой коммуникации почувствовали: телевидение явно теснит их, оттягивая на себя все более значительные аудитории).
Выход из создавшейся ситуации первыми стали искать тоже американцы. Хозяева Голливуда рассудили: коль скоро ТВ - свершившийся факт, динамично развивающаяся индустрия, уже приносящая прибыль от рекламы, значит, надо спешно в нее внедряться. И кино становится органичной составляющей телевизионного бизнеса. Учитель и ученик нашли не только эстетические, но и организационные точки соприкосновения. Иначе просто и быть не могло.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.