logo
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.

Редакционный этап издательского процесса начинается с представления автором рукописи в издательство и заканчивается её сдачей в производственный отдел. В первую очередь этот этап предполагает оценку рукописи заведующим отделом, редактором или литсотрудником. При этом оценивается как оформление рукописи (обычно издательства или редакции принимают рукописи на дискетах и с распечаткой через два интервала, 12 размером шрифта и стандартной разметкой страницы), так и её содержание. Обращается внимание на выбор темы (её актуальность, адресованность определенной аудитории), разработку темы (объективность, логичность, обоснованность и достоверность изложенных фактов), форму литературного произведения (структуру  рукописи, объем, характер изложения, язык и стиль произведения, его композицию).

В конце оценки рукописи редактор пишет рабочую рецензию и может направить рукопись на внешнее рецензирование (их может быть два или три, если тема очень специфическая и требует специальных знаний), в них отмечаются достоинства и недостатки рукописи и даются рекомендации автору для доработки произведения.

После исправления автором указанных недостатков (в том случае, если вам удалось убедить его, он согласен на изменения и не забрал рукопись) начинается редакторская работа над рукописью, принятой к изданию. Редактор читает рукопись несколько раз. При первом чтении рукопись не правится, но на полях делаются заметки, так как первое чтение должно определить тот вид правки, который впоследствии будет применять к рукописи редактор. При втором чтении вносятся исправления в композицию, устраняются логические непоследовательности и окончательно определяется вид правки, который будет использовать редактор для работы над данной рукописью. Затем следует правка рукописи, затем редактор следит за перепечаткой рукописи, её считкой, технической подготовкой рукописи к сдаче на вычитку.

  1. Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.

1) Французы Н. Ньепс (1765-1833), Л. Дагерр (1787-1851) и 2) англичанин Ф. Тальбот (1800-1877).

Н. Ньепс получил первый в мире снимок: вид на крыши соседних домов, закрепленный на асфальтовой пластинке (1826 г.). Однако гелиографический метод Н. Ньепса был несовершенен ввиду большого времени экспонирования (выдержки). Она составляла 8 часов. Может быть по этой причине изобретатель не опубликовал результатов открытия, а заключил договор с Л. Дагерром, с которым ранее переписывался, о совершенствовании фотопроцесса. Уже после смерти Н. Ньепса, в 1839 г. Л. Дагерр опубликовал принципы закрепления изображения на серебряной пластинке. 7 января 1839 г. на собрании Парижской Академии наук было доложено о "совершенном способе закрепления светового изображения в камере-обскуре, изобретенном художником Л. Дагерром". 14 августа изобретатель получил патент, 20 августа он издал практическое руководство по применению нового способа, который был назван дагерротипией. Дагерротипи́я (дагеротипия) — фотографический процесс, способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения. В качестве фотоматериала использовали посеребрённую медную пластинку. Пластинку тщательно полируют, затем непосредственно перед съёмкой обрабатывают парами иода, в результате чего образуется тончайший слой светочувствительного иодистого серебра. Под действием света в этом слое возникает скрытое изображение, проявляемое парами ртути. Полученное изображение закрепляют раствором тиосульфата натрия.

Первые шаги дагерротипии - это прежде всего съемки натюрмортов, пейзажей, студийных портретов, репродуцирование произведений изобразительного искусства. Портретная дагерротипия являлась особой формой художественного творчества, так как жанр впитал в себя и традиции миниатюрного портрета.

2) Почти одновременно с сообщением об открытии в Париже, в Королевском институте в Лондоне по представлению физика М.Фарадея был продемонстрирован первый в мире бумажный фотоотпечаток Ф. Тальбота, полученный с бумажного негатива. В конце января 1939 г. М. Фарадей продемонстрировал по его просьбе в Королевском обществе несколько работ Ф. Тальбота на бумаге: растения, виды Венециии. 31 января Ф. Тальбот сам сделал сообщение в Королевском обществе о своем изобретении - "фотогеническом рисовании". Негативное изображение получалось на бумаге, обработанной поваренной солью и азотнокислым серебром. Закрепление проводилось растворами йодистого калия и поваренной соли. С такого негатива, в отличие от дагерротипа, можно было получать несколько позитивных изображений на бумаге.

В 1941 г. Ф.Тальбот запатентовал способ получения и проявления скрытого изображения на бумаге. Этот способ он назвал калотипом ("красивая картина"). В 1944 г. им была издана книга "Карандаш природы", впервые иллюстрированная фотографическими снимками на бумаге. Калотипия (греч. καλός — красивый, τύπος — отпечаток) — способ получения негативного изображения на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором, которое использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков.

  1. Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.

Первые фотоизображения в России (фотограммы листьев растений) были сделаны русским химиком и ботаником, академиком Ю. Фрицше. 23 мая 1939 г. на заседании Петербургской Академии наук он выступил с большим докладом "Отчет о гелиографических опытах", в котором дал анализ снимков Ф. Тальбота.

В июне 1840 изобретатель А.Греков открыл первый в России "художественный кабинет" (фотостудию), в которых желающие могли получить дагерротипный портрет "величиной с табакерку".

В эти же годы в России стали издаваться и фотографические журналы. Камера выводилась из ателье на улицу. Она все чаще и оперативнее фиксировала такие события будничной жизни, которые вызывали общественный интерес. В России, как и в Европе, Америке к концу XIX века набирала силу так называемая "социальная фотография", предтеча современной фотожурналистики.

Конечно, в это время работали и фотохудожники традиционной пикториальной (тяготеющей к живописи) фотографии. Быт и занятия волжан последней трети XIX века отображали в своих фотографиях нижегородцы А.О. Карелин (1837-1906), М.П. Дмитриев (1858-1948) и С.А. Лобовиков (1870-1941).

Андрей Осипович Карелин пришел в фотографию от занятий живописью, как до этого профессиональные художники Андрей Деньер и Василий Каррик. Надо сказать, что подобные переломы в биографиях художников были настолько распространены в то время, что становились сюжетами художественных произведений. В. Каррик, ставший в 1876 г. фотографом Академии художеств, без устали снимавший виды, бытовые сцены, семейные портреты и группы крестьян на Волге в 1877 г.

А. Карелин готовился в Академии художеств как портетист и исторический живописец. По состоянию здоровья он покидает Петербург и в 1869 г. открывает в Нижнем Новгороде мастерскую "Фотография и живопись художника А. Карелина". Творчество А. Карелина - это прежде всего уникальные портреты цвета русской интеллигенции (В. Короленко. М. Горький, Д. Менделеев, И. Шишкин и другие деятели науки и культуры). В 70-80 е годы им было издано несколько выпусков "Художественного альбома фотографий с натуры". Это были фоторепродукции его лучших снимков. В альбоме были представлены все жанры, кроме портретов (авторское право принадлежало портретируемым). Наиболее интересны жанровые и пейзажные снимки, выполненные в особой, характерной лишь для этого художника манере. Помогала усовершенствованная фототехника и материалы .

Максим Петрович Дмитриев был учеником А.О. Карелина. В 1886 г. он становится владельцем ателье в Нижнем Новгороде. Во время засухи в Поволжье в 1891- 1892 гг. он снял и размножил с помощью фототипии большую репортажную серию об этом бедствии и помощи, которую оказывали лучшие представители русской интеллигенции. Следующим большим проектом М. Дмитриева стали фотосъемки Поволжья от Рыбинска до Астрахани (1894-1903). По всей России разошлись открытки волжской серии, издаваемой М. Дмитриевым в своей фототипии. В 1897 г. М. Дмитриев создает также в заволжских лесах фотосерию "Русь уходящая". М. Дмитриева по праву считают родоначальником публицистического репортажа в России. Однако огромное творческое наследие фотомастера - более 12 тысяч оригинальных фотографий, негативов, открыток, практически никак не используются и не популяризируются.

Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагерротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. Левицкий первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков.

А.М. Родченко (1891-1956), живописец-"беспредметник", в начале 20-х годов стал глашатаем "утилитарного искусства". Он утверждал в своем творчестве новые принципы фотографирования: показывать обычное и знакомое с необычных точек зрения. Например, с верхних или нижних. Он подчеркивал в фототворчестве роль ракурсов и деформаций, ценил свойство фотографии передавать фактуру предметов. Часто применял при съемках крупный план и проводил эксперименты с освещением.А. Родченко один из фотографов мира, которые своим новым видением вводили фотографию в систему интеграции классических и современных искусств. Одновременно с поиском новых ракурсов и освещения. А. Родченко запечатлевал бурную жизнь Москвы 30-х гг. чисто репортажной техникой съемки. У него много жанровых фотографий того времени, серия бытовых сюжетов сближается с творчеством французского мастера тех лет Эжена Атже. Очень выразительно освещал он в своих репортажах тему физкультурных праздников и спорта. При всем этом, он был превосходным портретистом.