Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
Риторика - вид речи, основанный на предварительно продуманном или записанном тексте. Связана с двумя другими частями тривиума – грамматикой и логикой, составляет с ними неразрывную систему наук.
Многие авторы упоминают о реформе, осуществлённой в Афинах в 621 до н.э. Драконтом. Впервые в Аттике законы были записаны на таблицах и всякий мог пожаловаться в суд с указанием той статьи, которая была нарушена его обидчиком. Нарушитель обычно приговаривался к смерти, что и определяло чрезвычайную напряжённость в словесном соревновании перед лицом ареопага.
С этой поры красноречие становится жизненно важным навыком афинского гражданина. Всякий попадавший в суд должен был обладать.
1. Умение читать (быть грамотным, знать текст законов).
2. Умение логически доказать обвинение: сообщить о факте преступления, соотнести его со статьёй закона (квалифицировать преступление), и потребовать соответствующего наказания. То есть строить силлогизмы.
3. Умение опровергнуть обвинение.
Итак, грамотность, логичность и самое главное качество, которое можно назвать по-разному – критичность, остроумие, умение спорить, опровергать, оправдываться и т.п.
Видимо, на первых порах применения драконовских законов народ в Аттике ещё не обладал подобными способностями в полной мере. Потому-то, наверное, число смертных приговоров было очень большим. Можно предположить, что народное творчество разработало методы борьбы с суровым судопроизводством: граждане поневоле стали грамотнее, логичнее и речистее.
Можно предположить, что эти три необходимые каждому свободному гражданину способности – умение читать, хорошо говорить, логически мыслить – стали основанием для классической системы образования в античности. Имеется в виду тривиум (грамматика, риторика и диалектика). Без знания этого набора из трёх предметов, основы основ свободных искусств, человек не мог быть полноценным гражданином.
Отношение к этим наукам (или по-другому, искусствам – “arts), было неравнозначным. Грамматику и логику (диалектику, философию) общество никогда не считало чем-то предосудительным. Но в риторике сразу увидели опасное ремесло. Серьёзные люди осуждали риторические школы, в которых, как они говорили, юношей учат бесстыдству.
Риторика являет вид не строгого доказательства, а только правдоподобного. И вместе с тем речь не от сердца, а продуманная, искусственная речь деятеля. «Риторика всегда там, где человек сначала думает, а потом говорит» (М.Л.Гаспаров). Двойное (внутренне-внешнее) существование риторической речи и составляет её поразительную силу. Риторика – наука о грамотной речи.
1. Это особая речь оформляется в связи с введением писаного закона.
2. Риторическая речь основывается на предварительном продумывании: она «пишется» вначале в уме оратора, обдумывается, редактируется. Это не духовная реакция на слова собеседника. Ритор держит в запасе массу шаблонов и образцов, вычитанных им из книг. Его речь искусственна, искусно грамотна. «Говорит как по писаному»
3. Риторика опирается на собственно письменный текст. Перо, как известно, лучший наставник в красноречии.
4. Данное определение не противоречит ни одному из известных определений риторики (умение находить доказательства, говорить хорошо, говорить красиво, эффективно и т.п.).
Итак, риторика – наука о грамотной речи, то есть о той, которая предварительно пишется (продумывается) а потом только произносится. Учить риторике – значит учить писать, обдумывать и произносить речи.
Но эти же три задачи обязательно ставятся и в двух других дисциплинах тривиума, но только там иные предпочтения. Грамматика прежде всего учит правильно без ошибок писать, но вместе с тем и правильно читать (произносить) текст и думать над его строением. В логике ученик записывает и решает задачи или произносит вслух рассуждение, обращая внимание на соблюдение законов формальной логики, но не на выразительность исполнения. А вот в риторике главное из этих трёх - умение произносить. Поэтому античный тривиум - органически построенная система обучения свободного гражданина в правовом обществе.
Риторика – умение мыслить шаблонами, в шаблонном обществе она хорошо воспринимается.
Тривиум – три предмета (риторика, философия, грамматика), входящие в 7 свободных искусств. Оставшиеся 4 предмета называются квадривиум: музыка, геометрия, астрономия, арифметика.
7 свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
-
Типы эристических диалогов. Роль дискуссии в обществе.
Дискуссия в общепринятом смысле (от латинского discussio – рассмотрение, исследование) – это обсуждение какого-либо вопроса в собрании, «думание сообща». Жанр дискуссии становится преобладающим и в технических средствах (в газетах, на радио, телевидении): столкновение мнений (со-мнения) представляют предмет наибольшего интереса аудитории.
Дискуссия – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива. Часто ее отождествляют со спором, но это ошибка. Спор ведется не с целью объединения во мнениях, а для установления истинности одного из представленных суждений; это скорее разъединяющая, чем объединяющая оппонентов процедура. Недопустимо также отождествление дискуссии и полемики, этой бескомпромиссной войны мнений.
Очевиден тот факт, что интерес дискуссии наблюдается в обществе, где обостряются противоречия, прежде всего классовые.
На сегодняшний день недостатки Д.: неумение кратко говорить, выслушивать собеседников до конца, держать себя в руках, непродуктивность разговоров
Эристика – наука о споре (основатель Исократ, греческий оратор, ученик Протагора, этому учили софисты).
Эристический диалог – это диалог, в котором сталкиваются противоположные точки зрения, мнения.
Есть четыре разновидности диалога: (теория латвийского ученого Буша).
-
спор (цель – выяснить истинной тезис, истину), это диалог, в котором отстаиваются преимущественно противоположные мнения. Но для оппонентов главное не победа друг над другом, а выяснение истинности или ошибочности противоположных мнений, их полезности или бесполезности. Стороны допускают возможность собственной неправоты, уважительно относятся к мнению противника.
-
полемика (от греч. «полемос» - война, цель спорщика - победить, отстоять свое мнение во чтобы то ни стало), полемика является противоположностью спора, тут истина не так важна. Партнеры принципиально отрицают возможность и целесообразность компромиссных решений.
-
диспут (имеет значение «военный конфликт»). Это спор, в котором есть третейский судья, в роли судьи может выступать аудитория. Он принимает решение, кто прав, а кто нет, например, заседание суда. Задача - убедить публику,
-
дискуссия (цель - достичь соглашения, например, торговля на базаре).
Дискуссия – диалог, в котором стороны стремятся выработать единое мнение, достигнуть соглашения по обсуждаемому вопросу. «Если единогласие достигнуто, дискуссия оканчивается».
Дискуссия в общепринятом смысле (от латинского discussio – рассмотрение, исследование) – это обсуждение какого-либо вопроса в собрании, «думанье сообща». Разговор двух или более человек всегда имеет что-то от дискуссии: разногласий, противоречий не может не быть у людей. Мы высказываемся, спорим, уступаем или стоим на своем до конца, идём на соглашение или на разрыв.
Дискуссия включает в себя и спор и полемику и диспут. Это достаточно широкое явление. Дискуссия – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива. Часто её отождествляют со спором, но это ошибка. Спор не ведется с целью объединения во мнениях, а для установления истинности одного из представленных суждений; это скорее разъединяющая, чем объединяющая оппонентов процедура. В её ходе могут возникнуть споры, полемика, но цель не может состоять в победе над противником. Дискуссия возникает тогда, когда в обществе возникают противоречия. Это способ их решения. Например, международные переговоры проходят в виде дискуссий. В ходе дискуссии должна быть достигнута договоренность.
.
Чтобы дискуссия была успешной – нужен хороший председатель = драматург, составитель сценария дискуссии. Дискуссии противоположен круглый стол, который никем не управляется.
Дискуссия, видимо, древнейший жанр общения. Генетически он предшествует всем прочим жанрам. И монолог, и диалог – производные моменты дискуссии, взятые в отрыве от целого многоголосия шумящего моря человеческого общения. Бахтин говорил, что всякое высказывание можно представлять как реплику в большом, в пределе мировом, диалоге, дискуссии. Границы дискуссии м.б. четко определены в пространстве и времени, а могут отсутствовать как таковые. Вопросы могут решаться быстро, а могут не иметь решения и длиться неопределенно долго.
Теорией дискуссии люди занимаются издавна. Очевиден тот факт, что интерес к подобным вопросам наблюдается в обществе, где обостряются противоречия, прежде всего классовые. И, наоборот, где государственное устройство незыблемо, неизбежно угасание дискуссий.
Во всем мире сейчас наблюдается рост интереса к проблемам аргументации, выходят работы по теории и практике дискуссии.
В технических СМК (в газетах, на радио, телевидении) по традиции долгое время дискуссионный элемент был слаб: преобладали монологические жанры, т.е. созданные одним человеком, выражающие одну, авторскую идею, одну точку зрения (заметка, корреспонденция, репортаж и т.п.) Сейчас жанр дискуссии становится преобладающим в СМИ. Столкновение мнений (со-мнения) представляет предмет интереса аудитории. На экранах мы всё чаще наблюдаем не монологи, произносимые авторитетным тоном, не спокойных, заранее сговорившихся собеседников, а увлеченных, торжествующих или испуганных и сконфузившихся людей, отстаивающих свои мнения.
В такие эпохи, как наша, дискуссия обретает огромное значение. Когда идет борьба противоположных интересов, общество объективно стремится к объединению, к некоторому спасательному общему знаменателю. Там, где теряется необходимое взаимопонимание, люди садятся за стол переговоров, идут на собрания, выясняют причины противоречий, устремляются к тому, что может их снова сблизить – к выработке единого мнения.
-
Основные виды композиции текстов.
Композиция - (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.
Требования к композиции: 1) последовательность частей должна быть мотивирована;
2) части должны быть соразмерными;
3) приемы композиции определяются содержанием и характером произведения.
К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей; все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.
Существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста); концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа).
Существует 2 варианта построения композиции:
1) композиция художественного произведения (сюжет и поэтические образы) Наверное, экспозиция, завязка, развитие действий, кульминация, развязка.
2) композиция нехудожественного произведения (композиция официально-делового, научного произведения строится по закону плана). В основе – логическое построение.
Композиция подавляющего большинства нехудожественных произведений имеет 3 основных части: введение (тема, название, мотивация выбора, тема может иметь региональные, временные, семантические рамки; актуальность, обзор источников и литература по теме; структура работы), основная часть, заключение (выводы + постановка проблемы, которую можно исследовать в будущем; аналитический или синтетический способы исследования). Введение и заключение должны быть тесно связаны с основной частью. При этом в произведении не должно содержаться повторов и одинаковых рубрик, а также все рубрики вместе не должны исчерпывать объем главной темы, быть не больше и не меньше нее по объему. Существует правило идентичности рубрикаций + редактор должен проводить анализ каждой структурной единицы композиции (прием рабочего оглавления рукописи). Основные ошибки в построении структурных элементов композиции: отход в сторону от темы, слабая связь одной мысли с другой, бессистемное изложение материала, повторение мыслей, формулировок, цитата, логические погрешности в определениях, неудачная разбивка на абзацы, неправильные методы классификации.
+ на всякий пожарный виды текстов: повествование (рассказ о событиях в хронологической последовательности; способ повествования – эпический, сценический и кинематографический), описание (перечисление признаков, свойств, сторон предмета, характерных для него в определенный момент; способ построения – статический и динамический), рассуждение (исследование взаимоотношений между предметами и явлениями; 2 типа рассуждений: дедукция и индукция), определение (вспомогательный вид, разновидность описания; способы определения – аналитический и синтетический).
композиционный вид в речи:
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.
Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.
Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течение времени.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.