Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
Авторы концепции свободного потока информации, являющиеся сторонниками Нового международного информационного и коммуникационного порядка выступили с призывом относиться к информации как к социальному благу и продукту культуры, а не как к предмету материального потребления и торговли. Авторы данной доктрины считают, что прежде чем начать изучение влияния информации на различные социальные группы необходимо провести анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурной сфере общества.
В ноябре 1989 года на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята «новая стратегия коммуникации», цель которой состоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».
«Новая стратегия коммуникации» состоит в увеличении объема коммуникации в демократических и развивающихся странах. Это в свою очередь привело к активной экспансии мощных информационных монополий стран Запада и США в развивающиеся страны, страны Восточной и Центральной Европы, в бывшие республики СССР. Информационная экспансия имеет разные формы в зависимости от политико-экономической ситуации и особенностей страны. Во многих странах контроль над информационными потоками захватили мировые информационные агентства и международные пресс-монополии. Появилось множество совместных предприятий, где «главную скрипку» играет зарубежный капитал.
ТНК - производственная и торгово-сбытовая дейст-ть которых вынесена за пределы нац. гос-ва, активно использующие объективные тенденции межд. разделения труда и усиливающие процессы интернационализации мира, способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда. Процесс монополизации экономики явл. 1 из гл. черт совр. рыноч. Хозяйства, нач. на рубеже XIX и XX вв. с возникновением нац. и междунар. монополий, т.е. ТНК, активно проникающие I экономику других стран. Часто ТНК бывают сравнит. небольшими по масштабам операций, но оч. гибкими, эффективными (в сфере наукоемкой технологии, обслуживания и др.). Содерж. их деят-ти существенно изменилось по срав. с нач. века: они, уже не действуют только в сфере обращения, не ставят перед собой задачи формального разделения сфер влияния и рынков, внимание - пр-ву, ориентации на созд. зарубежных филиалов и сбытовых подразделений.
Отл. черты ТНК - 1. Междунар. хар-р их деят-ти., 2.Решающим явл. вопрос не столько из каких стран поступает капитал, сколько куда устремляется, где оперирует, откуда извлекает прибыли. З. Часть современных межд. корпораций представляет лишь какой-то 1 нац. обособленный, а не многонациональный капитал.
ТНК хар-ся:
1. активным участием разв. мирового хоз-ва, процессов межд. разделения труда;
2. относит. независимость движения капитала от процессов, происходящих в нац. границах;
3. объективным регулированием мирохозяйственных отношений, осуществл. своих операций для извлечения прибыли.
С нач. 90х гг. во всем мире наблюдается процесс глобализации, т.е. процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых технологий. теоретики считают, что человечество придет к формирования нового глобального информац. и корпоративного слоя.
В Великобритании процесс монополизации определяется той особенностью, что столичные (или как их называют, национальные) СМи обслуживают читателей по всей стране – англ. печать оказ. поделенной практически между 4 монополиями.
Компания Мэрдока –крупнейшая в мире транснациональная корпорация, вторгшаяся на Америк. рынок. Хотя она остается зарегистрированной в Австралии.
С нач. 90х гг. во всем мире наблюдается процесс глобализации, т.е. процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых технологий. Теоретики считают, что человечество придет к формирования нового глобального информац. и корпоративного слоя.
Мэрдок явл. самым богатым медиа-магнатом, контролирующий ок. 16% мирового рынка прессы. Его медиагигант News Corporation Inc.(Fox TV, 20th Century Fox, Sky News, Star TV, Times) – зарегистрирована в Австралии – стандарты ведения отчетности более либеральные. Транснациональный хар-р корпорации отражается не только в ее географии, но и в том, что в годовом финансовом отчете все данные приводятся в трех видах валюты: австр. и Америк. долларах и англ. фунтах. News Corporation Inc. Принадлежит более 150 предприятий в СМИ на 4-х континентах.
America Onlinе-Time Warner –амер. медиамагнат (объед. с Warner Brothers+Time, Hanna Barbera и Maverick Records.Сюда входят Turner Broadcasting System и America Online)
Sony CBS (Sony+CBS+Columbia Pictures)
«Бертельсман» в Европе издательско-полиграфический концерн. Центр в Германии. Основан Бертельсманом в 1824, Объединил св. 100 полиграфических и других фирм страны и зарубежных. Выпускает художественную, научную, и др лит-ру, компакт-кассеты и видеодиски. (проникновение на печатный рынок Китай – основать свое изд-во)
Disney
Viacom (MTV, кабельный телеканал HBO)
1 из отцов холодной войны (ХВ), Джон Фостер Даллес сказал: «Если бы я должен был избрать только 1 принцип внешней политики и никакой другой, я провозгласил бы таким принципом свободный поток информации (i)». Впервые лозунг «i» был выдвинут делегацией США на междунар. уровне в феврале 1945 г. на конференции по проблемам мира и войны в Мехико. Ассамблеей ОО в 1946 была принята резолюция по «i», т.е. беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать инфу., о возможности граждан на ознакомление с материалами иностр. газет, ТВ и радиопер.
«i» - стала важным оружием США в ХВ. Эта доктрина была сразу отвергнута странами соц. Лагеря, а потом и большим числом стран 3-го мира и неприсоединившихся стран, который противопоставили теории права человека на свободу i, концепцию права свободы народов и наций на i, которая была принята на вооружение с целью предотвращения i-го монополизма западного мира и рассматривала междунар. i-ый обмен с т. зр. уважения госуд. суверенитета, прав народа на поддержку своих нац. культур. Данная тематика проявлялась при обсуждении проблем о региональных соглашениях и спутниковом и ином телерадиовещании. Перестройка Горбачева не просто полностью устранила все препоны, а органично включила поток i из США в свою программу.
Следующим этапом в развитии представлений о субъективных правомочиях граждан в i-ном обмене – разработка концепции права на коммуникацию. Ее основатель – крупный чиновник ООН, французский юрист Ж. д’Арси, предложил принять разработанное им «право человека на универсальную коммуникацию», основанное на сущ. универсальных всеобщих элементов в любой культуре. 2 понятия: 1. Права доступа к сред-вам коммуникации, 2. права непосредственного участия в процессе коммуникации. Концепция права на коммуникацию в нац. правовых системах нашла больший отклик, чем абстрактная идея «i», но ничего нового по сравн. с традиц. обоснованием свободы слова и печати в этой модерниз. концепции нет. Поэтому нормы нац. законодат-ва о свободе слова и печати изменений в этой связи не претерпели.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.