logo
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.

Издательский процесс в современном редактировании понимается как комплекс органически связанных и закономерно следующих одна за другой стадий работы по подготовке и публикации произведений печати. В западной практике издательской деятельности этот термин понимается несколько уже и включает в себя только совокупность операций технического характера, имеющих целью тиражирование и продажу готовой продукции, в то время как её предварительное редактирование осуществляется литературными агентствами или независимыми агентами, редактирующими рукопись автора, заключающими договор от имени автора и осуществляющими все остальные функции редактора.

Издательский процесс в России включает в себя четыре этапа: подготовительный, редакционный, производственный и заключительный.

Подготовительный этап начинается с составления тематического плана издательства и заканчивается представлением автором рукописи в издательство. Деятельность редактора на этом этапе заключается в участии литературного редактора или литсотрудника в планировании и оказании помощи в разработке автором темы будущего произведения. В этот период в издательстве или редакции составляется тематический план работы издательства или редакции с указанием перечня изданий на определенное время, предлагаемых авторов, объема и сроков появления произведения. Подобный план может иметь три разновидности: перспективный план, который составляется на З-5 лет, анонсируется издательством или редакцией в самых общих чертах, а по причине своей долговременности редко выполняется хотя бы на 70 процентов; план выпуска литературы, который составляется на годичный срок, широко рекламируется, рассылается во все заинтересованные учреждения, иногда по нему составляют представление о размерах будущего тиража того или иного издания; план редакционно-подготовительных работ, который составляется по кварталам на годичный срок или больше и предусматривает конкретные задачи редакции или издательства по выпуску книги или публикации.

Планы составляются на основе авторских заявок (для государственных изданий - прошедших регистрацию в Госкомиздате, чтобы исключить возможность дублирования одного и того же издания в разных издательствах). В авторскую или творческую заявку обычно включаются сведения об авторе работы и план-проспект рукописи, в котором сообщается тема и в общих чертах основные проблемы содержания будущего произведения.

Работа редактора на этом этапе заключается в составлении плана работы издательства; предварительной работе с автором, чтобы определить тип издания, его жанр, круг читателей, примерный тираж; предварительной работе с планом-проспектом рукописи (оценке проспекта, соразмерности его частей, содержания, структуры проспекта); написании заключения на проспект рукописи; заключения авторского договора и помощи автору в написании произведения (организации командировок, творческих отпусков, направлений в архивы, библиотеки, организации встреч с читателями и т.д.).