50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания)
Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства.
Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности, которые представляют собой нематериальные блага.
Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:
-
Промышленная собственность;
-
Авторское право;
Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования.
Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.
Авторские права в российском законодательстве делятся на:
личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и т.д.), которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то есть могут принадлежать только самому автору, а защищаться — автором или его наследниками;
имущественные авторские права (право на воспроизведение произведения, право на его распространение, импорт, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку произведения и т.д.), которые могут передаваться по авторским договорам и переходить по наследству.
Защита авторских прав, как и защита смежных, патентных и других прав интеллектуальной собственности обеспечивается предусмотренными законодательством способами с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).
Любые лица, использующие произведение, вправе осуществлять такое использование только с согласия автора или правообладателя, кроме случаев использования произведения в пределах законодательно установленных исключений (например, цитирование, распространение (продажа) экземпляров произведения, правомерно выпущенных в гражданский оборот с согласия правообладателя, и т.д.).
Подтверждением согласия обладателя исключительного права на произведение на его использование является лицензионный договор, заключаемый между правообладателем и пользователем (лицом, использующим произведение).
Нарушение авторского права (также контрафакция от лат. Подделка) – это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат. Не существует такого понятия, как «международное авторское право», которое автоматически защищало бы авторские труды во всем мире. Защита против несанкционированного использования в той или иной стране зависит, в принципе, от национального законодательства страны.
В соответствии с законодательством Российской Федерации нарушителем авторских и смешных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований закона в отношении как личных неимущественных и имущественных прав автора, исполнителя, так и исключительных имущественных прав иных правообладателей. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия: создание копии и ее продажа, создание копии и передача ее кому-либо еще.
51. Правовое регулирование деятельности СМИ в период предвыборной агитации.
1. Принятие Указа Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственной Думы):
не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования (не ранее 16 августа и не позднее 5 сентября 2011 года) Указ Президента РФ от 29.08.2011 N 1124 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва"
2. Предвыборная агитация в средствах массовой информации:
начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования (с 6 ноября до 0 часов 3 декабря 2011 года)
3. Публикация средствами массовой информации сведений о размере (в рублях) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади и представление в Избирательную комиссию субъекта РФ этих сведений вместе с уведомлением о готовности предоставить политическим партиям эфирное время, печатную площадь:
не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (не позднее 29 сентября 2011 г.) Указ Президента РФ от 29.08.2011 № 1124 вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 30.08.2011).
4. Ведение средствами массовой информации (по формам, установленным Центральной избирательной комиссией России) отдельного учета объема и стоимости эфирного времени, печатной площади, предоставленных политическим партиям:
в течение всего агитационного периода
5. Представление средствами массовой информации в Избирательную комиссию субъекта РФ данных отдельного учета объема и стоимости эфирного времени, печатной площади, предоставленных политическим партиям:
в течение 10 дней после дня голосования (с 5 по 14 декабря 2011 года)
6. Представление средствами массовой информации по запросу Избирательной комиссии субъекта РФ документов, подтверждающих согласие уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам на выполнение работ и оказание услуг на платной основе:
в течение всего агитационного периода
7. Предоставление региональными государственными организациями телерадиовещания на каждом из своих каналов не менее 30 и не более 60 минут в рабочие дни для предвыборной агитации. Если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, общий объем предоставляемого эфирного времени должен составлять не менее одной четвертой части общего времени вещания. В случае, если в результате предоставления эфирного времени на каждую региональную группу кандидатов придется более 60 минут эфирного времени, общий объем предоставляемого эфирного времени сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество региональных групп кандидатов.
начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования (с 6 ноября до 0 часов 3 декабря 2011 года)
8. Предоставление государственными периодическими печатными изданиями, выходящими в свет не реже одного раза в неделю, не менее 10 % и не более 20 % общего еженедельного минимального объема печатной площади политическим партиям и региональным группам кандидатов
начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования (с 6 ноября до 0 часов 3 декабря 2011 года)
9. Хранение средствами массовой информации учетных документов о предоставлении соответственно бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади:
не менее 3 лет со дня голосования (со 4 декабря 2011 года по 5 декабря 2014 года)
10. Проведение Избирательной комиссией субъекта РФ жеребьевок по распределению бесплатного эфирного времени, предоставляемого региональными государственными организациями телерадиовещания региональным группам кандидатов:
по завершении регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее, чем за 30 дней до дня голосования (не позднее 3 ноября 2011 года)
11. Проведение Избирательной комиссией субъекта РФ с участием представителей редакций региональных государственных периодических печатных изданий жеребьевки по распределению бесплатной печатной площади, предоставляемой региональным группам кандидатов:
по завершении регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее, чем за 30 дней до дня голосования (не позднее 3 ноября 2011 года)
12. Обеспечение средствами массовой информации политическим партиям равных условий для проведения предвыборной агитации.
в течение всего агитационного периода
13. Запрет на предоставление эфирного времени и печатной площади политическим партиям, негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических изданий, зарегистрированными менее, чем за 1 год до начала избирательной кампании (после 29 августа 2010 года).
в течение всего агитационного периода
14. Предоставление эфирного времени, печатной площади (в том числе на бесплатной основе) для проведения предвыборной агитации в соответствии с договором, заключенными письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и политической партией до предоставления эфирного времени, печатной площади.
в течение всего агитационного периода
15. Предоставление эфирного времени для предвыборной агитации должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию
в течение всего агитационного периода
16. Представление уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам платежного документа о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади в филиал Сберегательного банка Российской Федерации: не позднее, чем за 2 дня до дня публикации предвыборного агитационного материала
17. Запрет на ведение предвыборной агитации, содержащей призывы к совершению деяний, определяемых Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждающей к таким деяниям, а также обосновывающей или оправдывающей экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
18. Запрет на опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Государственной Думы, иных исследований, связанных с указанными выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет"):
в течение 5 дней до дня голосования и в день голосования (с 29 ноября по 4 декабря 2011 года)
19. Запрет на ведение предвыборной агитации, выпуск и распространение любых агитационных материалов представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности:
в течение всего агитационного периода
52. Государственная тайна и доступ к информации.
Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, рас- пространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».
Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, – еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.
Можно назвать такие признаки государственной тайны:
1) это очень важные сведения;
2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;
3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;
4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;
5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.
Секретность – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Защита государственной тайны прежде всего предполагает организационное обеспечение: создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессионально занимаются этим делом. Иными словами, необходимо организационное обеспечение. Оно представлено Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, Федеральной службой безопасности. Федеральным агентством правительственной связи и информации, службой фельдъегерской связи, Службой внешней разведки, государственной технической комиссией и другими административными ведомствами и исполнительными органами государственной власти.
А в организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они чаще всего назывались первыми отделами). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.
Второй компонент защиты – система допуска должностных лиц, граждан, организаций к государственной тайне. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее защите осуществляется путем получения ими в установленном порядке лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Допуск должностных лиц и граждан России к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличие судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоянное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в исключительно разрешительном порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятии руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.
Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административно-правового статуса, который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; письменные согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.
Допуск связан с согласием лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу.
За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений (соответственно 25, 20 и 10 процентов).
Допуск должностного лица, гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации, организации и т. д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности.
Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контракта), но не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений.
53. Система законодательства РФ в области СМИ.
1. Основополагающим нормативным актом в системе законодательства о СМИ является комментируемый Закон. Другие нормативные акты о СМИ должны приниматься в соответствии с данным Законом.
2. В статье 5 предусматривается возможность издания нормативных актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере, не только Российской Федерацией, но и ее субъектами. Вместе с тем, обратившись к конституционным нормам о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами, мы обнаружим, что вопрос о том, к чьему ведению относится правовое регулирование отношений, связанных со СМИ, в Конституции РФ не урегулирован.
3. Следует обратить внимание, что отношения, связанные со СМИ, представляют собой предмет комплексной отрасли законодательства. Иначе говоря, законодательство о СМИ включает положения различных отраслей права, главным образом, положения административного и гражданского права. Так, по одним вопросам, относящимся к СМИ, издание нормативных актов относится исключительно к компетенции РФ, по другим вопросам - к компетенции РФ совместно с субъектами РФ. Например, вопросы о содержании права на информацию относятся к ведению РФ. Вопросы регистрации, контроля за деятельностью СМИ - к ведению как РФ, так и субъектов РФ.
4. Среди федеральных законов, которые в большей или меньшей степени регулируют отношения, связанные со СМИ, необходимо выделить следующие:
-
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
-
Закон РСФСР от 21 мая 1991 г. N 1253-1 "О чрезвычайном положении";
-
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды";
-
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
-
Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ
-
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах";
-
Основы законодательства об архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-1;
-
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";
-
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Утверждены Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1;
-
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
-
Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ";
-
Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи";
-
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
-
Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе";
-
Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации";
-
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления";
-
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
-
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене";
-
Федеральный закон от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации";
-
Кодекс РФ об административных правонарушениях;
-
Гражданский кодекс РФ;
-
Уголовный кодекс РФ;
-
Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
-
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
-
Кроме того, на основе перечисленных законов был разработан и принят ряд подзаконных актов. К ним, в частности, относятся:
-
Указ Президента РФ от 20 марта 1993 г. N 377 "О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телевещанию";
-
Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 г. N 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы";
-
Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера";
-
постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";
-
постановление Правительства РФ от 5 апреля 1992 г. N 216 "О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации СМИ";
-
Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных СМИ на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1055;
-
Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г.;
-
постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природных природной среды";
-
Рекомендации Государственного комитета по печати России от 3 февраля 1997 г. "О некоторых вопросах, возникающих при регистрации и перерегистрации СМИ";
-
Положение о защите радиоприема от индустриальных радиопомех, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. N 1142;
-
постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 859 "Об обязательном экземпляре изданий"
54. Предмет и задачи литературного редактирования.
Предмет литературного редактирования как учебной дисциплины – изучение деятельности литературного редактора издательства или литсотрудника в средствах массовой информации во время его работы над рукописью.
Задачи литературного редактирования – научить будущего журналиста умению добиться наибольшего соответствия формы и содержания произведения, точности употребления фактического материала, улучшения композиционного построения, логической четкости, грамотного лексико-стилистического оформления как своего, так и чужого произведения.
55. Основные требования к деятельности редактора.
1. Редактор должен обладать достаточно широкими знаниями в той области науки, техники, производства, культуры, которой посвящена рукопись, чтобы никто не мог упрекнуть его в неправде или некомпетентности, поэтому большое значение имеет детальное знакомство редактора с тем кругом вопросов, которые затрагиваются в рукописи.
2. Редактору необходимо хорошо знать издательское дело, процесс превращения рукописи в книгу или публикацию в средствах массовой информации, обладать представлением о современной полиграфической технике и технологии, экономике СМИ или издательского производства, чтобы иметь возможность проследить за превращением рукописи в публикацию и соблюдением всех условий технического оформления рукописи, ее рекламы и продвижения на рынок.
3. Редактор обязан быть человеком высокой культуры, безукоризненно грамотным, хорошо знающим литературу, литературный язык и стиль речи, умеющим использовать все лексико-стилистические средства, чтобы помочь автору сделать его произведение более ярким, понятным, интересным, всегда должен быть готов написать сам.
4. редактор должен уметь работать с автором или авторским коллективом, знать логические и психологические закономерности духовной деятельности, бережно относиться к труду авторов, помня о необходимости делать по возможности лишь минимальные поправки в рукописи, максимально деликатно выражать замечания.
56. Политическое, научное, литературное редактирование как единый творческий процесс. Причины выделения литературного редактирования в учебную дисциплину.
Редактирование как новая гуманитарная дисциплина развивается с 50-х годов 20 века и носит в основном практический характер. Толчком для разработки теории редактирования послужили требования практической издательской деятельности (после революции в России стало бурно развиваться газетное и издательское дело, квалифицированных работников не хватало и возникла потребность в специально подготовленных редакторских кадрах). Обычно в редактировании формально выделяют 3 аспекта – политическое, научное и литературное редактирование. Редакторскую работу над содержанием рукописи можно назвать политическим и научным редактированием. Работу редактора над формой рукописи (ее композицией, языком, стилем) – литературным редактированием. Все три аспекта неразрывно связаны – это вытекает из единства категорий содержания и формы.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.