logo
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Предпосылки:

  1. Развитие рыночного обмена.

  2. Становление капиталистических производственных отношений. Укрепление буржуазии как класса, несущего и насаждающего свою идеологию в пом-юлюдей, занимающ-ся идеологич. обслуживанием этого класса – журналистов.

  3. эволюция духовн.сферы жизни общ=ва, подъем науки, исск-ва в той степ., к-рая требует инф-го обмена, необходимого условия дальнейшего развития этих областей человеч.деятельности.

  4. Техническая и материальн.готовность к газетному про-ву (наличие печатн.станка и газет.бумаги).

У журналистики есть соц.-экон. и тех. факторы развития. Технические – изобретение технологии масс. изготовления бумаги и книгопечатание. 1440 – Гуттенберг изобрел станок. Бумага же была изобретена в Китае во 2 в..

Решающими оказались и социально-экономические причины. 16-17 вв. – время складывания капиталистических отношений, развития международной торговли, что привело к необходимости получения коммерческой информации. Появление класса буржуазии с ее экономическими притязаниями сопровождался становлением и развитием журналистики.

Журналистика – это прежде всего печатное слово. Исторически именно печатные периодические издания появились первыми.

Важную роль в МК процессах сыграли свободные евр. средневековые города с их развитой комм. и произв. сферой, потребностью в обмене комм. и полит. инф-цией.

Гуттенберг впервые механизировал печатный процесс. 15 в. стал порогом новой инф. эры человечества. Книга стала дешевле и начала играть более активную роль. Теперь она выпускалась не в сотнях, а в тысячах экземпляров. Произошла унификация орфографии и графических форм письма.

В 1465г. появилась первая типография в Италии, затем в Швейцарии, Франции, Англии, Австрии, Дании. Изобретение бумаги и развитие бумажного производства стало важной предпосылкой распространения книгопечатания. Бумага была изобретена в Китае во 2в., затем изготавливалась в Корее.

Эпоха вохзрождения становится временем , когда информац. голод и экономич. политич. научные факторы способств. переходу от пражурн-ки собственно Жур-ке. Это время географ. открытий, более тесного торгового. политич. и культурн. общения между гос-вами. Это время, когда информация постепенно становится товаром. Первыми осознали это жители Венеции в 13-14 веках. В. стала своеобразным информационным узлом Европы. Это был крупный порт и торгов. центр, в который стекалась инф-я со всех концов света. Веницианцы поняли, что инф-я необходима торговцам, и появились специальные люди, занимавшиеся сбором инф-и ,ее обработкой, записью на специаль-х листках и продажей. Новостные листки пользовались огромной популярностью и продавались за одну газету ( венициан.монету).

Эти листки содержали самую разнообразную информацию: политич., покоммерч., сенсацион., развлекат. Они были плохого кач-ва, абсолютно анонимны, потому что важнее было, что говорится, а не кто говорит.До настоящей газеты им далеко. Инф-я чаще всего была на уровне слухов. Оперативности не было. Периодичности тоже не было. Постепенно появляются «орг-ции», занимающие производством и продажей новостных лиской по всей Европе распространился инти-т гонцов, которые доставляли листки новостей по назначению. В некоторых крупных городах появляется нечто напоминающее корреспондентский пункт. В Германии торг.дом Феде Фуггеров в 15 в. организует бюро фуггеров , которые за определенную плату набжало своих клиентов такими листками новостей. Во многом б. фуг. стало прообразом современного информационного агенства. Именно Германия станет Родиной печати в 15 в произойдет крупнейшее событие в истории Жур-ки. Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок.

На смену эпохи книги постепенно приходит время газет . Типографии чаще всего образовывались при монастырях и при универ-х. Первоначально власть не обратила внимание на появление столь мощного инструм-та пропаганды. Но скоро печать по всей Европе окажится под сильным давлением цензуры. Первые печат-е издания чаще всего не мели авторства и на них не указывался издатель. После появления и ужесточ. цензуры типографщик и издатель были обязаны были помещать свое имя на титульном листе. Постепенно рукописные издания новост.листков стали замещаться первыми печатн-ми газетами. В названиях пер-х европей-х газет распространенным было слово Меркурий( вестник) .

Первые газеты внешне ничем не напоминали сегодняш-е- кач-во бумаги и шрифта очень плохое. Напоминали брошюры. Никаких колонок и заголовков.

Одним из первых понял преимущество печати немец Михаэль фон Айцинг в 16 в.

Он решил собрать все сведения о так называемом Кельнском споре (религиозн. спор). Название начиналось со слова Relatio (ведомости) 1588г. Свое издание он продал на ярмарке во Франкфурте. Пользовалось таким успехом, что Ай. продолжил печатание ведомостей, и они стали называться «ярморочные» ведомости собранные и обработанные листки новостей. Скоро у Ай. нашлись последователи в Германии (ведомости) стали своего рода предшественниками настоящих газет в Германии. Центрами книгопечатания в Гер. стали горда : Франкфурт, Гамбург, Нюрнберг и т.д. Листки новостей в Германии под именем «Летучие листки» были весьма популярны. В эпоху реформации т..е. когла Лютер воспользовался этой формой для пропаганды своих идей.

Предщественникам первых французских газет стали так назыв. канарды – своеобразный журналистский фольклор . Листки новостей в которых повествовалось о разных событиях. Чаще всего сенсационного характера. По жанру тексты были разными –новостная заметка, бытовой рассказ, анекдот. Пользовались огромной популярностью. Написаны простым языком, имели целью развлечь. Журн-ка Фр. стала развиваться позже чем в Герм и Анг. но как отмечают исследователи, она отличилась своей динамичностью и живостью. Постепенно канарды стали печататься как целые брошюры.

В Англии предшественницы первых газет назывались news. Это были рукописные листки новостей. Печатные назывались ballads of the news и появились первый печатн.газеты – «британский Меркурий» .

Первые печатные газеты выходят в Германии в 1609г в Страсбурге и Аугсбурге. Газета в Страсбурге «Ведомость о всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершившихся в верхней и нижней Германии, во Франции, Молдавии и Турции за 1609г. Все сведения отпечатаны в виде, в каком были доставлены». Название газеты вышедшей в Аугсбурге, до нас не дошло.Но по пометкам на 1 странице понятно, что география новостей еще более широкая. Номера составлялись исключительно из корреспонденции из разных уголков Европы и дальних земель. Информация помещалась без всякой связи на полосе. Факты без анализов. Сухой язык объяснялся, с одной стороны, строгой цензурой, с другой- традицией вести политич. дискуссию с помощью памфлетов. Газета напоминала книгу форматом в 1\4 листа. 1-е газеты выходили еженедельно. Ежедневная печать появилась позже.

В 17 в. газеты выходят во многих крупных гороха Германии. В 1616г Иоганн Мейер приступил к изданию «Еженедельные ведомостей» в Гамбурге. В 1630г Клейнгауз – почтмейстер выпустил газету «Почтовые известия» (доступ к информации). В 1640г к ним добавилась новая «еженедельная гамбургская газета». В1673г была основана самая удачная и популярная Гамбург-я газета «Курьер». Фома фон Виринген использвал опыт не только немец, но и франц. и немец. Жур-ки. Интенсивно развивается газетн. дело в Лейпциге,но здесь печать под контролем шведов.После 1650г – здесь независимая печать. В 1659г книготорговец Рицц получил от саксонского правит-ва концессию на издание газаты, которая стала выходить с 1 января 1660г . Это была одна из 1-х немецких политизиров-х газет, преобразованная позже в известную до сих пор «Ляйпцигер цайтунг». К концу 17 в газеты завоевали Германию. В их пользе и необходим. уже не сомнивался никто. В 1697г в Гамбурге вышла книга «о пользе газетн. чтения», в которой подчеркив. что достойный член общества должен интересов. газетой. Но дальнейшее развитие журн-ки в Германии было приосновнл. на долгое время в силу экономич. и социальн.политич. причин. (распадается, объединяется в конце 19в).

Немец. газеты долго оставались информацирон.-коммерческими. Идеологическо-пропагандистк. функцию журналит-ка в Германии стала выполнять с приходом в нее Маркса и Энгельса. Анг-я и франц-я журн-ка, возникшие позже, обогнали ее в 18 в. и по темпу развития,и по уровню содержания,и по качеству «подготовки» журналистов.

Журн-ка в Англии началась с Уильяма Кекстона. В 60-х г. 15 века он обучался в Кельне печатному ремеслу, приобрел там печатный станок. В 1476г он организовал в Англии Венстминстерскую типографию. Печатает книги («Кентерберийские рассказы» Чесссера. 1-я англ. книга с иллюстрациями- «зеркало мира»). Вначале 17в в Англ появл. печатные издания периодического характера. «Еженедельные новости из…» издавались в Лондане Борн Борном и Артчем. В 20-30гг 17 века- активное развитие печатного издат.дела. Гос-во ставит книгипечатание и Жур-ку под строгий контроль и превращает этот бизнес в госуд. монополия. Лицензию на право издания можно было получить только из рук монарха.

Газета тоже напоминает книгу. Их часто назвали «книгами новостей». Формат небольшой, 6-25 стр. объем. в 40годы периодичность англ. меркуриев стабилизируется. Известный издатель 17в. Нидхем в 1643-1646гг выпускает еженедельн-й британский вестник. В 1650-1660гг он же политич. вестник. В нем появляется реклама ( напр, чая). К типу меркуриев можно отнести и еженедельник «Джорнал» .Издается от имени генерала Ферфакса и издания Моббота «Модерейт». В середине 70-х начин. «оксфордская газета». Выходит 2 р в неделю и по внешнему виду это настоящая газета. В ней впервые появилась система колонок. Позже она была переименована в «Лондонскую газету», т.к. типография переехала. Переводилась на франц. язык и имела международный вариант. Имела информацион. характер и сухой язык.

17 век стал для Англии веком Буржуазной революции. Здесь существоала традиция вести политич. дискуссии не в газетах, а в памфлетах. Памф-я публиц-ка этого времени стала одним из важнейщих факторов, сформировавших англ. Жур-ку. В 17 в англ. Жур-ка прошла огромный путь от примитивных листков news до современного механизма сбора и распределения инф-ции.

1-я ежедневная газета «Дейли курант» 1702г, Лондон

1-я типография по Франции- в 1475г при старейшем фр. ун-те в Сорбонне. Перирдические издания во Фр- появ. позже, чем в Герм и Англ., но ежедневная жизнь интересовала еще первых франц. хроникеров. Элементы журн-ки присутствовали в «газете парижских буржуа» (1409-1444гг) и в «скандальной хронике» Жана Де Труайе и в газете париж. буржуа времен Франциска 1 (1515-1536гг).

К концу 15 столетия во Франции около 50 типографий. В 16в издат. бизнес полностью под контролем монарха. Лицензию выдавал король. Чаще всего типографии печат. различные хроники придвор. жизни и дипломатич. отношений, религиозного содержания. Некоторые религиоз. изд-я печатались тиражом 1000 экз. Альманахи и календари производимые франц. типогр-ми, уже несли в себе элемент четкой периродичности. Существенное влияние на развитие фран. переиодики оказали голанские и бельгийские изд-ли, особенно Абрахам Верковен. который издавал с 1605г газету «Последние новости». Газ. Верх-на, а также «гало-бельгийский Меркурий», издавав. во Франкфурте, послужили примером для издания в 1611г «Французского Меркурия» -это ежегодник, в 1-м номере которого описывались события, начиная с 1605г. Первым издаталем фр. Меркурия стал Жак Ришар .Этот ежегодник оказал большое влияние на состояние обществен. жизни Франции. Придя к власти, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из политич. орудий. С 1624- по 1631гг фр.Меркурием руководил ставленник Решелье П.Жозеф.

11 ноября 1620 г. в районе мыса Кейп-Код у побережья Северной Америки бросил якорь английский корабль «Мэйфлауэр» со 101 пассажиром на борту. Эти люди решили навсегда поселиться в далекой, неизведанной и сказочной стране, о богатствах которой в Старом Свете рассказывали легенды. Но не сказочный Эльдорадо, не золото таинственных империй манили их. В отличие от Кортеса и Писсаро пассажиры «Мэйфлауэра» были эмигранты, пуритане, покинувшие свою родину по причине религиозных гонений. Первые английские колонисты были людьми сильных религиозных убеждений, суровой пуританской этики и немалого трудолюбия. Именно их, а не высадившихся несколько ранее в Вирджинии первых англичан в США принято считать «отцами-основателями» страны. Этим подчеркивается, что корни американской нации уходят в пуританскую культуру.

Они принесли с собой новые капиталистические отношения и парламентские порядки и с самого начала установили их в своих поселениях. Этим в значительной степени и объясняется быстрое развитие английской Америки.

Появление первого печатного станка в североамериканских колониях относится к 1638 г. Событие это произошло в Новой Англии, где двумя годами ранее в местечке Кембридж (колония Массачусетс) был открыт Гарвардский колледж. Колледж должен был выпускать проповедников для нужд расширявшихся поселений, поэтому неизбежно возникла необходимость в изготовлении собственной печатной продукции.

Первая попытка издания газеты относится к 1690 г., когда содержатель одного из бостонских трактиров, некто Бенджамин Харрис, выпустил первый номер «Паблик Оккёренсиз», который оказался последним, так как английская цензура запрещала издавать газеты без своего ведома, а добиться такого разрешения простому трактирщику без поддержки на самом высоком уровне было не под силу.

Значительным событием в истории Англии и ее колоний стала отмена в 1695 г. цензуры. С этого времени печать Северной Америки могла развиваться беспрепятственно.

Первая регулярно выходившая газета, «Бостон Ньюслеттер», была основана в 1704 г. почтмейстером Джоном Кембеллом. Должность выгодно приближала его к потоку новостей и средствам доставки газеты читателям. Кембелл не имел конкурентов до 1719 года, когда он лишился должности. Новый почтмейстер, Вильям Брукер, стал издавать «Бостон Газетт». Началось соперничество, не всегда джентльменское, так как Брукер, пользуясь служебным положением, задерживал рассылку «Ньюслеттер» по почте. Однако обе газеты продолжали успешно сосуществовать. В том же 1719 г. в Филадельфии, втором по величине городе английской Америки, была создана еще одна газета, «Американ Уикли Меркьюри». Ее издатель, Эндрю Брэдфорд, также занимал должность почтмейстера.

Все названные выше газеты были еженедельными. Они имели маленький формат (22X6 3/4 дюйма), две полосы по две колонки на каждой. Материалы выделялись абзацем и печатались в вертикальной последовательности из колонки в колонку. Заголовки обычно отсутствовали Средний тираж составлял 200—300 экземпляров.

В газетах преобладала информация. Европейские новости приходили с опозданием на 2—3 месяца, новости из других колоний— опаздывали на несколько недель, и лишь местные события освещались относительно оперативно. Источниками новостей служили правительственные каналы, слухи и другие (в основном английские) газеты. Среди колониальных известий часто встречалась информация о мореходстве, пиратах и индейцах. Поначалу, когда население было маленьким, среди местных новостей можно было встретить информацию о смертях и рождениях.

Комментарии давались скупо, в основном в форме оценочных суждений после того или иного сообщения.

Газету завершали объявления, среди которых часто встречалась информация о беглых рабах с обещанием награды за поимку.

Язык газет был тяжелым и неуклюжим. Это не удивительно: ведь издатели — почтмейстеры — вряд ли могли похвастать блестящим образованием.

Новая страница в истории прессы английской Америки была открыта братьями Джемсом и Бенджамином Франкдилинами. Джеймс Франклин служил печатником у Вильяма Брукера, но в 1721 г. был уволен за неудовлетворительную работу. Оказавшись не у дел, он решил издавать собственную газету. Случай свел его с компанией молодых людей, достаточно обеспеченных и острых на язык, и жаждавших получить аудиторию, перед которой можно было блеснуть остроумием. Друзья охотно согласились сотрудничать с Джемсом Франклином. Так в 1721 г. в Бостоне родилась новая газета — «Нью Инглэнд Курант». Подобно появившимся ранее в Англии изданиям Аддисона и Стила, она положила начало сатирической журналистике в английской Америке.

Джемс Франклин был издателем газеты и получал большие доходы. Но и все неприятности доставались на его долю. Сохраняя полное инкогнито, друзья из «Адского огня» упражнялись в остроумии на своих согражданах, высмеивали почтенных отцов семейств, дразнили городские власти и духовенство, издевались над нравами и привычками. Оказавшись между двух огней, Джемс Франклин плыл по течению, время от времени, правда, не надолго, садился в тюрьму, рассыпался в извинениях перед обиженными, но поделать ничего не мог: заработок был слишком соблазнительным.

В «Нью Инглэнд Курант» работал совсем еще юный, но уже подававший большие надежды младший брат Джемса, Бенджамин Франклин, в будущем известный ученый и просветитель. Джемс ревниво относился к таланту младшего брата и определил юное дарование в типографию подсобным рабочим. Втайне от брата Бенджамин писал статьи под псевдонимом и подкладывал их под дверь издательства. Эти статьи нравились Джемсу, и он охотно их печатал, пока не раскрылось настоящее имя автора. Тогда между братьями начались ссоры, и Бенджамину пришлось уйти.

Однако этот уход был большой удачей для начинающего журналиста. Освободившись от опеки брата, Бенджамин переехал в Филадельфию и в 1729 г. приобрел созданною годом ранее, но уже пришедшую в упадок «Пенсильвания Газетт», а затем сделал ее самой популярной газетой в городе. Секрет ее успеха — в выдающихся журналистских и литературных способностях издателя, сочетавшихся с предпринимательской жилкой и умением делать деньги. Печатая не меньше новостей, чем любая другая газета, «Пенсильвания Газетт» сочетала различные жанры. В ней публиковались, с одной стороны, забавные смешные истории, как, например, о находчивой Полли Бэйкер, матери-одиночке пятерых детей, призванной пуританами к суду нравов, где она произнесла такую проникновенную речь о любви к детям, что один из судей сразу же предложил ей руку и сердце. С другой стороны, там находили отражение идеи Просвещения, проповедником которых в Америке стал Б. Франклин. Но, кроме чисто просветительских задач, ставилась цель зародить у читателей представление о новой американской нации и национальном единстве. В «Пенсильвания Газетт» впервые была опубликована ставшая потом знаменитой картинка: змея, разрезанная на семь частей (по числу колоний), с надписью «Объединись или умри».

«Пенсильвания Газетт» стала самым популярным периодическим изданием в Америке и образцом для вновь создаваемых газет. Разумеется, не все издатели обладали талантом Б. Франклина, но все они старались по примеру его газеты сочетать информационные, аналитические и развлекательные материалы, а также уделять внимание стилю изложения.

В силу общего отставания южных колоний появление в них периодических изданий несколько задержалось.

Наиболее передовыми южными штатами были Мэриленд и Виргиния. Первая газета на Юге, «Мэриленд Газет», была основана в 1729 г. Вильямом Парксом. Она издавалась шесть лет и в 1735 г. была закрыта под давлением могущественного лорда Балтимора, владельца колонии, недовольного направлением газеты. Следующая газета в Мэриленде была основана лишь в 1745 г.

После неудачи в Мэриленде Паркс переехал в Виргинию, в то время — крупнейшую колонию Юга с населением 160 тыс. жителей (по численности населения уступала лишь Массачусетсу), 5 тыс. из которых проживали в ее столице — Вильямебурге. Здесь в 1735 г. он стал выпускать «Вирджиния Газетт».

Следуя примеру Б. Франклина, Парке ранообразил содержание газеты, сочетал информацию, анализ и художественные жанры, печатал прозу и поэзию. Особой популярностью пользовались репортажи о петушиныах боях — любимом спорте виргинцев.

Хотя газеты Паркса пользовались немалой популярностью, богатства своему издателю они не принесли. Паркс умер в бедности в 1750 г.

Вторым по населению южным штатом в середине XVIII в. была Южная Каролина, где проживало 60 тыс. человек. Ее столица, семитысячный Чарлстон, была крупнейшим портом Юга. Здесь в 1731 г. печатником Элизе Филипсом была основана «Саут Каролайна Газетт».

К 1775 г. в 13 колониях английской Америки с населением всего 2,5 млн жителей выходило уже 48 газет — показатель очень высокий даже по европейским меркам. Для сравнения следует отметить, что в 30-миллионной Франции в 1788 г. выходило всего 8 газет. Однако все американские газеты были пока еще еженедельными.

Развивая достигнутый успех, Б. Франклин в 1741 г. создал первый в английских колониях журнал — «Дженерал Мэгэзин», Одновременно стал выходить «Америкэн Мэгэзин» Эндрю Брэдфорда. Оба эти журнала просуществовали недолго, но положили начало новому виду периодических изданий в Америке.

Такие успехи американской журналистики во многом объясняются относительной свободой слова в английской Америке по сравнению с европейскими странами, не исключая и Англию. Однако и там известны случаи преследования журналистов за свободомыслие. Так, в 1734 г. за критику губернатора был арестован издатель «Нью-Йорк Уикли Джорнэл» Питер Зенгер. Почти год провел он в тюрьме в ожидании суда, вынесшего оправдательный приговор. Но если в Англии аресты журналистов в то время были обычным явлением, а в большинстве европейских стран существовала предварительная цензура, то в английской Америке цензуры не было, преследования за свободомыслие не вошли в систему, а решение присяжных по делу Зенгера создало важный судебный прецедент.

В целом, можно сделать вывод, что к началу Войны за независимость американская журналистика добилась блестящих успехов. Несмотря на плохие пути сообщения, она охватила больший процент населения, чем журналистика европейски стран, и сыграла важную роль в просвещении и информировании жителей колоний, а также послужила подъему национального самосознания американцев.

2вар

Западная Европа

Германия: в 1445 г. И.Гуттенберг создал первый печатный станок в Майнце. Христиане хотели получить портативную Библию маленького формата. Он отпечатал около 300 экземпляров. К Гуттенбергу приехали англичане (Кэкстон) и итальянцы (напечатали Цицерона) перенимать технологию. После этого произошел информационный взрыв в Европе.-> Благодаря изобретению Гуттенберга в людях начал развиваться индивидуализм, происходит возрождение Античного искусства. Церковь теряет контроль над распространением информации.

Публицистика Эразма Ротердамского, Мартина Лютера («95 тезисов»).

В 17 в. появляются информационные листки.

Англия: дожурналистские явления

Доисторические времена – 16 в.

17 в.- Европа – экономика: феод.строй <-противост.-> буржуазно-рыночные отношения

политика: монархия =

культура =

техника => причины появления журналистики

(Кстати, Великобритания – 1ая страна, где отсутствовала цензура)

17 в. – противоречия между буржуазией и феодалами.

- появляются информационные листки

- появляется «Звездная палата» - прямая жесткая феодальная цензура

- памфлеты (листки новостей) – несанкционированные листовки

- баллады новостей

=> прямая связь с Английской революцией.

Испания: 1621 г. – перепечатки из французских газет.

  1. «Желтая» пресса США, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.

Джозеф Пулитцер, один из многочисленных эмигрантов, которые помогали в строительстве новой Америки в период после Гражданской войны. Имя Пулитцера носит высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения, удовлетворение любознательности.

Пулитцер является основоположником «желтой» прессы (журналистики) в Америке. Этот ее цветовой атрибут первоначально имел буквальное значение, ибо желтый цвет явился действительно первым цветом на страницах черно-белой газеты. Кстати, «Нью-Йорк уорлд» стала первой американской газетой, использовавшей цветные приложения и комиксы в цветах.

Сам термин «желтая журналистика» обязан своим происхождением одному из новшеств, введенному Пулитцером. Начиная с 1889 года на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу «желтый парень». Этот «желтый парень», появляясь в газете «Нью-Йорк уорлд» из номера в номер, забавлял читателей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрическими поступками. 

Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Пулитцер («The New York World») и Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

Желтая пресса (США)= бульварная(Франция)= таблоид(Англия)

Признаки: аршинные заголовки, провокационные материалы, резкие нападки на личность.

Желтая пресса в Европе всегда была антироссийской.

По образу и подобию американской развивалась «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail» и «Daily Mirror». В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.

Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно».

Главное содержание качественных газет – развернутая информация, редакционные статьи, аналитические комментарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный людям с высшим образованием.

«Массовые» издания. Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Она унаследовала многое из того, что было присуще ее предшественнику – «пенни» – прессе. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Их издатели максимально использовали характеристики, присущие новым слоям читательской аудитории, для привлечения внимания к своим изданиям. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того, чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы с присущей ей предрассудками, инстинктивными побуждениями. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации.

Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для создания эффекта сенсации допускалось искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использования домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста.

«Массовой» прессе была свойственна тенденция к упрощению, примитивизации: издания зачастую избегали полутонов в передаче событий и оценке поступков людей, приучая читателя к однолинейному ограниченному взгляду на мир. Стиль изложения при внешней его пестроте также был примитивным.

Пулитцер и Херст использовали для привлечения читателей броское оформление своих газет. Нередко на их первых полосах красовались кричащие крупные заголовки: именно «массовые» издания положили начало использованию газетных «шапок».

Широко использовались иллюстрации, комиксы. Персонаж комиксов, публиковавшихся на страницах «New YorkWorld» и «New York Journal» – «желтый парень» – стал символом этих и подобных им изданий, которые получили наименование «желтой» прессы.

В борьбе за аудиторию, за завоевание доверия массового читателя, газеты, действовавшие в духе «нового журнализма», стремились создать себе образ изданий, заботящихся о благе простого человека. С этой целью редакции организовывали кампании («крестовые походы») в защиту прав потребителей, за улучшение санитарного состояния городских кварталов и пр., сопровождая эти кампании саморекламой. Растущая популярность «желтой» прессы обеспечивала рост доходов от публикации на ее страницах рекламы товаров массового спроса. Публикуя огромный массив коммерческой рекламы, «желтая» пресса оказала существенное влияние на формирование потребительски ориентированного общества.

Датский журналист X. Кавлинг, с восторгом воспринявший американский «новый журнализм» образца 1880–1890-х гг. и желавший распространить этот стиль в Дании, писал: «Газеты делаются не эстетами и не политиками, а журналистами, они написаны для низших классов, чтобы помочь им, информировать их и бороться против коррупции ради них... Репортеры и интервью – в центре внимания здешней прессы... Это идеальная журналистика». Однако, если учитывать всю совокупность характеристик «желтой» прессы, подобная ее оценка выглядит более чем лестной. Главной же действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

«Качественная» пресса. Непосредственными продолжателями традиций элитарной печати в период, когда печать превратилась в средство массовой информации, стали так называемые «качественные» издания. Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения сложности хозяйственного механизма и системы управления экономикой возникла потребность в создании газет, которые предназначались бы для определенной элитной аудитории, включающей в себя представителей финансовых кругов, биржевиков, промышленников, управленцев банковской сферы и страхового бизнеса. Именно для этой категории читателей была предназначена созданная в Лондоне в 1888 г. газета «Financial Times», специализирующаяся на освещении финансово-экономических вопросов и поддерживающая тесные контакты с деловыми кругами лондонского Сити. В следующем году в Нью-Йорке под руководством Ч. Доу и Э. Джонса была учреждена родственная по типу газета –«Wall Street Journal», которая стала надежным источником информирования американских управляющих и финансистов.

Политические и деловые круги США нуждались в осведомленном, влиятельном органе прессы наподобие английской «The Times», который освещал бы не только вопросы экономики и финансов, но и вооружал элитного читателя достаточно полной и объективной информацией о состоянии дел в сфере внутренней и внешней политики, общественной и культурной жизни – информацией, необходимой для ориентации в непрерывно меняющейся обстановке и для принятия обоснованных управленческих решений. Честолюбивый провинциальный издатель А. Окс, выявивший эту потребность, в 1896 г. купил газету «New York Times», чтобы превратить ее в независимый от правительства источник основательной, систематичной информации о положении дел в стране и на международной арене.

В программном заявлении, опубликованном в «New York Times», Окс заявил, что газета будет предлагать все достойные опубликования новости и излагать их в беспристрастной манере «невзирая на партии, секты или интересы каких-либо групп...» Одним из фундаментальных принципов издания было провозглашено четкое разделение новостей и их комментирования.

Газета должна была превратиться в своего рода энциклопедию новостей, сообщающую обо всех значимых (с точки зрения редакции) событиях, вооружающую солидного читателя объективными фактами и документами. Окс нацеливал сотрудников редакции на сбор такой информации, которая игнорировалась другими изданиями, но была способна привлечь к газете внимание представителей деловых кругов, государственной администрации, верхушки интеллигенции. Стремление выпускать «энциклопедию новостей» обусловило появление объемной, весьма содержательной газеты, которая не опасалась оттолкнуть от себя аудиторию обилием цифр, документов, статистических данных. В огромной массе сведений, помещенных в многостраничном номере «New York Times», был способен ориентироваться лишь образованный, хорошо подготовленный читатель – представитель элиты.

Газета завоевала репутацию хорошо информированного, респектабельного органа информации, посвященного в хитросплетения политических и экономических проблем. К мнениям и оценкам, высказываемым в редакционных статьях и других публикациях «New York Times», были вынуждены прислушиваться американские и зарубежные политики, представители деловых кругов. Оценивая общественно-политическую роль этой газеты, американский исследователь и критик прессы Н. Хомски назвал ее нью-йоркской «Правдой».

Новая «качественная» газета не была чужда новшеств. Так, стремление обеспечить фактическую точность публикуемых сообщений заставило редакцию завести развитую, систематически организованную службу документации –своего рода прообраз современного банка данных, откуда журналисты могли оперативно получить необходимый им справочный материал и документы (например, биографические сведения о политиках и бизнесменах, экономическую и политическую статистику, тематические подборки газетных вырезок и фотоиллюстраций). Впоследствии наличие этой службы помогло редакции неоднократно опережать конкурентов в оперативности и полноте информирования. И в наши дни «New York Times» продолжает быть газетой, подготовленной к сверхоперативному отражению мировых событий. К примеру, служба документации редакции имеет заранее заготовленные некрологи на всех крупнейших политиков и выдающихся людей современного мира с обстоятельным перечислением основных этапов их биографии и свершений. В случае смерти такого человека подготовка некролога к опубликованию занимает считанные минуты.

Газета «New York Times» располагала (и располагает сейчас) хорошо организованной рекламной службой, которая превратила это издание в высокодоходное предприятие. В последние десятилетия, когда «New York Times» стала доминирующим изданием среди ежедневных газет мегаполиса Нью-Йорка, ее содержание и методы подачи информации претерпели трансформацию. Чтобы сохранить сегодня свое монопольное положение на многообразном и чрезвычайно богатом нью-йоркском рынке газетной рекламы, она обязана сочетать в своей деятельности признаки «качественного» и «массового» издания.