logo
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.

Аналитические жанры (публицистика): анализ различных фактов, композиция зависит не от фабулы, а от авторского замысла, раскрытие типического через индивидуальное.

Комментарий, обзор, корреспонденция, беседа, дискуссия, ток-шоу, прессконференция.

Художественные жанры (публицистика): композиция диктуется авторской образной системой. Определяющим здесь является наличие образа, а сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение.

Под жанром понимается исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых сюжетных или стилистических признаков. Информационные: заметка, интервью, репортаж, отчет Аналитические: статья, обзор печати, корреспонденция, комментарий, рецензия, письмо, обозрение + беседа, журналистское расследование, рейтинг, социологическое резюме, эксперимент, версия, консультация.Художественно-публицистические: очерк, памфлет, фельетон, зарисовка, эссе. Важно помнить, что в «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. Для информационной публицистики характерен интерес к единичному факту, конкретному событию. Ее метод – констатация свершившегося. С традиционной точки зрения, информация призвана отвечать на вопросы: что? где? когда? Аналитические жанры отличаются более широкими временными границами, в них содержится изучение и анализ системы фактов, обобщения и выводы. В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики – в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики. К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ. К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры. Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью – пресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. Кроме того, вы должны будете понять, как создаются сложные составные формы: в газете – подборка, тематическая полоса, разворот, тематический выпуск, в электронной прессе – радио- и тележурнал, передача, программа, канал. Если жанры, образно выражаясь, «кирпичики», строительный материал составных журналистских конструкций, то информационный выпуск, тележурнал, видеоканал или радиопрограмма – стройное законченное здание, сложный “организм”, создаваемый и живущий по собственным законам.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Скажем, интервьюеры в газете, на радио и телевидении заняты одним делом, но выполняют они его по-разному. Не важно, как строит беседу газетчик, важно, чтобы он получил необходимую информацию и потом увлекательно изложил ее на газетной полосе. У радиожурналиста на вооружении дополнительные средства выразительности, такие, как: интонация, смысловая пауза, модуляции голоса. Телеинтервьюер получает новые возможности – мимику, жест, внешний облик интервьюируемого и собственный, интерьер, в котором проходит беседа, различный иллюстративный материал в виде кинокадров или компьютерной графики. Эту специфику непременно надо учитывать.

Для др. жанр. форм харак-но испол-е только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты. Жанры в освещении международных проблем: репортаж, интервью, комментарий, обзор печати, путевые заметки. Надо учитывать зарубежную аудиторию и ее интересы. В американском еженедельнике «Time» например, материалы подаются главным образом в одном жанре «news story» (рассказ о новостях). Эту роль выполняет комментированный репортаж (так называемая объясняющая журналистика. В междун. ж-ки редко используются жанры ж-ки из 3 группы (кроме путевых заметок), а вот 1ая и 2ая группа выступают наравне. Необходимо помнить, что в междун. ж-ки мы не имеем права вмешиваться в дела государств, нужно уважать их суверенитет. Аналитические жанры: проникнуть в мысли государственных деятелей, выяснить не то, что говорят, а то, к чему стремятся (ж. расследование).