logo
101 ответ к государственному экзамену по журналистике

Телевидение в системе сми и системе искусства.

В 1895 году Люмьеры изобрели кинематограф, давший жизнь новому искусству. Телевидение вошло в жизнь в 30-х гг и стало, наряду с радио, участником триумвирата СМИ в 60-х гг ЧЧ века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темапами.

Телевидение сп. охватить самые широкие слои населения. Эта сп-ть объясн. особенностями его физ. Природы, определяющими специфику ТВ как средства создания и передачи сообщения.

сп-ть эл.-маг. колебаний, несущих ТВ-сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую тчк.пространства (в зоне действия передатчика). Это вездесущность ТВ. сп-ть передавать сообщения в форме движ. изобр., сопровожд. звуком. Это экранность ТВ.

сп-ть сообщить в звукозрительной ф. о действии, события в момент его совершения. Сп-ть к созданию и распр. нефиксир. Сообщений – непосредственноть ТВ. Она неразрывно связана с симультанностью телепередачи, т.е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции – «эффект присутствия».

В эрканном воплощении трад. журн. жанры обл. важн.особ-ю – их сод-е, тема или идея выраж. непоср. авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личн. хар-к.

Телевизионная специфика род. на пересечении возможностей радио и кино.

Отл. радио от ТВ сост. в том, что радио возд. только на слух чел-ка, тогда как ТВ обращено и к его зрению. Также отл-е ТВ от радио сост. в средствах выражения. Един. средство радио – звук, ТВ возд. и изобр-ем.

Радио обл. важн. Преимуществом перед ТВ: оперируя 1 только звуком, радио сп. сильнее влиять на воображение, твор. фантазию слушателя. А ТВ по причине свой зрелищности больше утомляет чел-ка.

В тех. аспекте Р и ТВ одно и тоже: передача эл-маг. сигналов. По этой тех. причине Р и ТВ-программы обращены к аудитории, одинаковой по своему хар-ру => Р и ТВ имеют общие задачи и цели.

Подобно театру Тв исп. произносимое слово и игру актеров, в силу своей физ. природы прямое ТВ обл. качеством подлинности времени и пространства. И у ТВ, и у театра – зрелищность. И на сцене, и на телеэкране общем явл. синетичность средств возд. на зрителя: и декорации, и лит. слово, и акт. мастерство. В отл. от театра у ТВ иная аудитория и условия просмотра. Кроме, перед ТВ-зрителем предстает не материальный мир, а лишь его фотографическое двухмерное изображение, пространство кадрировано, расчленено рамкой экрана, что адет возможность исп-я монтажа, плана ракурса. В сиул вытекающего отсюда более сильного, чем в театре, воздействия изображения на сознание функции слова иная, нежели в театре.

Из всех искусств кино ближе всего к ТВ, что объясняется наличием экрана, т.е. двухмерного, заключенного в раму движ. изобр., сопровожд. звуком. Подобно кино ТВ воссозд. На экране зрит.-звук. движ. образы, смонтированные в непрерывный поток изобр-ий неодинаковой крупности, видимых с разных точек. Т.е. ТВ как и кино, обл. сп-тью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а аткже сочетанием изобр-я, слова и музыки, трактовать действительность, идейно осмылс. ее как в игровых, худ, так и в докум., публиц. формах.

Отл-е ТВ от кино – в усл. просмотра. и характере аудитории, откуда вытекает различие их общ. Функций (ТВ более св. функции жур-ки, а кино – функции искусства), ограничение в исп-и некоторых изобр.-выразит. средств кино, первостепенное значение других (н-р, звучащего слова или круп. плана).

Сила кино в самобытных изобр. Средствах, какими не обл. ни одно из искусств, а не в так называемом «эффекте присутствия» как думали ранее. Кинематограф расп. своим языком. ТВ заимств. у него язык. Но при этом прямое ТВ не утратило и никогда не утратит «эффекта присутствия». Из всех возм-ей отраж-я действ-ти, кот. располагает ТВ, кино лишено только одной - возможности показать на экране событие в момент его свершения.

Эволюция представлений о природе ТВ:

Сначала сущ. теория иллюстр. журнала, то есть ТВ. восприн. просто как тех сп-б доставки продуктов чел деят-ти.

Затем ТВ ст. рассм. как новый вид кинопроката. На этой стадии ТВ = к кинематографу.

Возн. Теория «живого» кино, т.е. ТВ восприн. как кино, но с эффектом симультанности (одновременности его действия и трансляции).

Далее форм. теория малоэкранного кино. Подразумевается, что ТВ отл. от кино только размером экрана.

Затем появл. теории домашнего кино. Тв-передачи смотрят в условиях повышенного шума. Все худ-ое на ТВ приобретает налет документальности и видны многие недочеты, так как просмотр происходит в дом. обстановке. В кинотеатре из-за некой торжественности зритель поглощен только действием, поэтому при подготовке ТВ-программ надо вносить поправки и учитывать специфику ТВ.

Теория многосерийного кино – у ТВ стабильная аудитория, в то время как у кино есть проблема многосерийности – тяжело заставить зрителя ходить каждый вечер в кино.

Теория массового кино – кино дифференц. зрителей, ТВ смотрит массовая аудитория => ТВ д. Показывать массовое искусство. Но практика опровергла это на примере кабельного ТВ.

Теория альтернативы – кажд. вновь возник. СМИ наследует потенциал предшест-ов и дает альтернативу выбора.

Теория «холодного средства» - Маклюэна. «Горячие» – высокая четкость, н низкое соучастие – кинематограф, «холожные» наоборот.

Теория разделения труда – ТВ своим сущ-ем не отрицает и не отменяет предшествующие СМИ, а лишь уточняет их.

Теория культурного взаимовлияния – выделяет влияние поэтики ТВ на традиц. виды искусства и СМИ и формы проведения св. времени.

Теория культурной экспансии – ТВ сп. трансформировать культуру народов помимо их желания в силу своей специфики (вездесущности).