Декларация прав журналиста:
1. Иметь свободный доступ ко всем источникам информации, быть свободным при публикации любых фактов, представляющих общественный интерес; журналист может не обнародовать значимую или секретную информацию, а также информацию о частной жизни лица, если для этого имеются недвусмысленные причины.
2. Никто не имеет права принудить журналиста выражать точку зрения, которая может противоречить профессиональным принципам или его совести. Отказ журналиста делать это не должен повлечь за собой никаких негативных последствий для него.
3. Журналист должен отказаться следовать инструкциям, противоречащим принципам деятельности его редакции. Он должен быть уведомлен письменно об основных принципах редакционной политики до приема на работу. Одностороннее нарушение этой политики недопустимо и означает разрыв соглашения.
4. В случае необходимости принимать сложные и важные решения, способные повлиять на политику компании, журналист как член редакционного коллектива получает консультацию. Сотрудники редакции должны получать соответствующие консультации и разъяснения по любым важным вопросам, которые редакции предстоит решать, - изменения в составе сотрудников и др.
5. Журналист подписывает контракт с работодателем, который обязан обеспечить его материальную и моральную поддержку. В частности, основой экономической независимости журналиста является справедливое и заслуженное вознаграждение, выплачиваемое за работу, с учетом должности, ответственности и социального статуса.
Декларация обязанностей журналиста( Хельсинки 1986 г.)
-
Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.
-
Профессиональная честность журналиста
Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: плагиат; умышленное искажение фактов; клевету, оскорбление, необоснованное обвинение; получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.
-
Социальная ответственность журналиста
Журналист несет ответственность за сообщаемую им информацию и ответствен не только перед лицами, контролирующими средства массовой информации, но и перед общественностью в целом. Социальная ответственность журналиста требует от него действовать в любых обстоятельствах в соответствии с общепринятыми представлениями об этике.
-
Уважение частной жизни и достоинства
Неотъемлемая часть профессиональных стандартов журналистики - уважение права граждан на частную жизнь и человеческое достоинство в соответствии с положениями международного и национального права в области защиты прав и репутации граждан, запрещения клеветы, оскорбления и диффамации.
-
Общественный доступ к информации и участие в СМИ
Природа профессии требует от журналиста обеспечивать доступ общественности к информации и участие граждан в работе СМИ, включая право на опровержение и право на ответ.
-
Уважение всеобщих ценностей и ценностей разных культур
Журналист отстаивает всеобщие ценности гуманизма(мир, демократию, права человека, социальный прогресс, национальное освобождение),в то же время отдавая должное уважение различиям, ценностям и достижениям каждой культуры в отдельности.
-
Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству
Этические обязательства перед всеобщими ценностями гуманизма призывают журналиста воздерживаться от любых форм агрессии(насилия, вражды или дискриминации, расизма и апартеида, тирании со стороны отдельных режимов, колониализма), а также иных бед, угрожающих человечеству, таких как нищета, голод и болезни. Таким образом, журналист способен помочь устранить непонимание между народами, сделать граждан своей страны более восприимчивыми к страданиям других, обеспечить уважение прав и достоинства наций, народов и всех отдельных граждан независимо от расы, пола, языка, национальности, исповедуемой религии или философских воззрений.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.