Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
В теории фотоискусства и фотожурналистики закрепились следующие определения перечисленных выше понятий.
Пространство, ограниченное прямоугольной рамкой матового стекла или видоискателя фотоаппарата называют кадром . Композиция кадра - основополагающая формальная характеристика фотоснимка. Понятие композиции первым ввел в европейское искусствознание Леон-Батиста Альберти в "Трех книгах о живописи" в 1436 году, что композиция снимка вбирает в себя три композиционные структуры: линейную, тональную и цветовую. Для более удобного анализа снимка их часто тоже называют композициями - линейной, тональной, и цветовой. Распределение линейных, световых и цветовых масс в рамке кадра или на картинной плоскости осуществляется как организацией объекта в пространстве кадра, так и выбором точки съемки перед ее объектом. Последнее наиболее часто применяется при хроникально-документальных, репортажных съемках.
Перспектива кадра в первую очередь зависит от: выбора точки съемки;
от трех координат, которые определяют ее положение в пространстве (удаленность, направление и высота).
в ряде случаев - от фокусного расстояния объектива.
Условия событийной съемки, как правило, не позволяют сколь либо продолжительно и тщательно организовывать мизансцены с людьми, оформлять интерьеры, монтировать световые установки, как это делается обычно в павильонных съемках. Поэтому оперативная фотожурналистика берет на вооружение наиболее распространенный в фотографии способ композиционного решения - выбор точки съемки.
Выбирая точку съемки, фотограф находит такое место для установки фотоаппарата и такое его положение по отношению к объекту, при которых событие или любой другой выбранный для съемки объект наиболее правдиво, выразительно, впечатляюще воспроизводится на фотографии. Положение всякой точки в пространстве определяется тремя ее координатами.
Приближение точки съемки к объекту или удаление от него дает эффект изменения масштаба изображения. Выбор расстояния точки съемки до объекта съемки прямо влияет, таким образом, на крупность изображения или же, на языке фотографии, - на крупность плана .В зависимости от того или иного расстояния "субъект-объект", кадры подразделяются на общие, средние и крупные планы. Общие и средние планы характерны для изобразительных обозначений места прохождения события, обрисовки состояний природы, характера деятельности социальных групп, общей характеристики определенной общности людей. Крупные планы детализируют событие, характерные черты в портрете человека и социума. Экспрессивными выразительными средствами в рамках затронутых являются сверхкрупный план и ракурс . Они позволяют фотожурналисту выделить наиболее существенные элементы и детали общей фотокомпозиции, образно акцентировать мысль фоторепортажа или фотокомментария.
Понятие "ракурс" непосредственно связано с высотой точки съемки и с направленностью объектива относительно оси координат. Съемка с нормальных точек зрения - с высоты человеческого роста - является в фотожурналистике общим правилом.
Для придания большей выразительности фотоизображению, воплощения в нем тех художественных идей, о которых говорилось в предыдущих лекциях ( снять корку обыденности, проникнуть внутрь явления, события) используют верхние и нижние точки съемки. При этом или немного, или же весьма существенно деформируется само изображение, гиперболизируются те или иные ее детали и элементы. Фоторпортеров, часто использовавших этот прием выразительности (А.М. Родченко, Б.В. Игнатовича и др.), причисляли к формалистам.
Роль точки съёмки, ракурса и крупности плана тесно связана с понятием композиции. Этот термин ввел в европейское искусствознание Леон-Батиста Альберти в "Трех книгах о живописи" в 1436 году. Композиция кадра (с лат. "сочинение", "соединение", "связь") - это построение изображения путем гармоничного соединения отдельных его частей в единое целое, при этом изображение должно быть закончено с точки зрения линейного, светового и тонального строя. Распределение линейных, световых и цветовых масс в рамке кадра или на картинной плоскости осуществляется как организацией объекта в пространстве кадра, так и выбором точки съемки перед ее объектом. Условия событийной съемки не позволяют организовывать мизансцены, оформлять интерьеры, монтировать световые установки, поэтому в фотожурналистики основной способ композиционного решения в фотографии - выбор точки съемки. При этом фотограф находит такое место для установки фотоаппарата и такое его положение по отношению к объекту, при которых событие или объект наиболее правдивы и выразительны. Положение точки съёмки в пространстве определяется тремя координатами: удалённостью от объекта, высотой установки фотоаппарата и направлением съёмки.
Увеличение или сокращение расстояния от точки съемки до объекта дает эффект изменения масштаба изображения, который также зависит от фокусного расстояния объектива. Так, выбор расстояния точки съемки прямо влияет на крупность плана. В зависимости от этого кадры подразделяются на общие, средние и крупные планы. Общие и средние планы характерны для изобразительных обозначений места события, обрисовки состояний природы, характера деятельности социальных групп, общей характеристики какой-либо общности людей. Крупные планы детализируют событие, характерные черты в портрете человека и социума.
Сверхкрупный план и ракурс являются экспрессивными выразительными средствами. Они позволяют выделить наиболее существенные элементы и детали, образно акцентировать мысль фоторепортажа или фотокомментария.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.