Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
СМИ арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв. | Феномен СМИ нефтяных монархий арабского мира. Арабское телевещание и его место в глобальном телевидении. Особенности СМИ арабских стран на стыке веков. Обострение ближневосточных противоречий и современные арабские СМИ. |
Основанная в 1978 г. (4 июля того же года вышел ее первый номер) в Лондоне, ежедневная (и ныне – 32-полосная) газета «Аш-Шарк Аль-Аусат (Ближний Восток)» – явление, далекое от того, чтобы его рассматривать в качестве обычного издания. Она необычна прежде всего потому, что в океане современной печатной прессы (включая в том числе и ее арабоязычное ответвление) идентифицирует себя в качестве «международной арабской газеты». Для этого есть достаточно оснований — газета печатается в Лондоне, Марселе, Нью-Йорке, Франкфурте, Касабланке, Каире, Дубае и Бейруте, а также в Саудовской Аравии – Эр-Рияде, Джидде и Дахране. Благодаря «Аш-Шарк Аль-Аусат» (но одновременно, хотя и в меньшей степени, лондонской и также саудовской «Аль-Хайят») арабоязычная пресса вышла за локальные рамки отдельных стран, став, если использовать выражение основателя газеты, «подлинно интернациональным феноменом».
Телевидению пришлось преодолеть значительное сопротивление исламских фундаменталистов, чтобы начать развиваться (за исключением Ливана, где издавна присутствует множество конфессий). Только когда по радио, а затем и по телевидению стали передавать прямую трансляцию религиозной службы из мекканской мечети, религиозные деятели дали согласие на его распространение. Среди телепередач преобладают религиозные программы, но существуют и программы культурные, а также детские (одна из которых называется «Передача для молодых мусульман»). Есть и новости, которые, как правило, подаются в следующей последовательности: события в стране, деятельность правительства, официальные визиты, встречи, прием делегаций события на Ближнем Востоке, события в мире, спорт. Религиозные программы включают: пятикратную молитву традиции и особенности ислама, вопросы и ответы слушателей, важнейшие для мусульман всего мира события.
Первый период расцвета арабского спутникового телевидения совпал с началом террористической войны «Аль-Каиды» и войной Запада с террором. Конфликтующие стороны стремились использовать в своих целях этот инструмент с небывало широкими возможностями. Вскоре для «Аль-Каиды» новые арабоязычные средства коммуникации приобрели жизненно важное значение: видео- и аудиопослания скрывающихся руководителей «Аль-Каиды» транслируются по арабским телевизионным сетям достаточно часто.
Исполнительный директор канала Аl-Arabiya Набиль аль-Хатиб в 2004 году считал, что, хотя арабские СМИ и обеспечивали интенсивный информационный поток по надрегиональным вопросам, однако в большинстве случаев они как местные средства массовой информации не были способны выполнять свою роль в демократическом процессе.
Немецкий специалист по СМИ Кай Хафец отмечал, что в арабских государствах практически отсутствуют представительные политические партии и влиятельные персоны гражданского общества, и телевидение, даже более свободное, чем сейчас, не может взять их роль на себя. По мнению аль-Хатиба, независимость арабских телеканалов довольно ограниченна; они либо принадлежат государству, либо финансируются за счет частных капиталов из стран Персидского залива.
Арабские СМИ, являясь неотъемлемой частью современного общества, отражают и те проблемы, с которыми сталкиваются страны Ближнего Востока и Севера Африки. Отсутствие единства негативно сказывается не только на развитии стран Арабского Востока. То же можно сказать и о средствах массовой информации, которые раздираемы противоречиями и желанием во что бы то ни стало уязвить другую сторону в лице западных коллег, действуют подчас в ущерб себе. Это ныне практически обыденное явление в отношениях между арабскими и западными СМИ, когда обвинения в шпиономании следуют как с одной, так и с другой стороны. Многочисленные интервью с представителями американской администрации на арабском телевидении стали представлять собой нечто среднее между игрой в теннис и игрой в поддавки.
Демонстрация арабскими телеканалами кадров, на которых запечатлен ход военной кампании в Ираке, во многом способствовала росту антиамериканских настроений в странах арабского Востока. В свое время Дж. Буш в одном из выступлений назвал арабские СМИ «ненавистной пропагандой». В качестве шага, призванного организовать противодействие этой пропаганде, можно расценить решение предоставить все возможности для успешной работы нового телеканала под многозначительным названием «Аль-Хурра», что означает в переводе с арабского «свободный», который вышел в эфир 14 февраля 2004 г.
-
Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и США, ее периодизация.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.