Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
«Северная пчела» - политическая и литературная газета, издававшаяся в Санкт-Петербурге в 1825-1864 гг. С конца 1820-х до середины 1850 гг. — негласный орган III Отделения (царской концелярии). Была основана Булгариным (в 1831—1859 он издавал её с Гречем). В 1825—1831 выходила 3 раза в неделю, затем ежедневно. До восстания декабристов придерживалась либерального направления. Позднее стала проправительственным изданием. Выходила тиражом до 10 тысяч экземпляров. «Северная пчела» публиковала новости, нравоописательные рассказы, библиографию, «смесь» и моды. После Крымской войны в связи с радикализацией общественного мнения круг читателей газеты начал сокращаться, но до1864 «Северная пчела» существовала.
«Библиотека для чтения» - первый многотиражный журнал России. Основал Смирдин. Редактором он пригласил Сенковского. Разделение функций между издателем и редактором было ново для страны. Смирдин также первый в России ввёл твёрдый авторский гонорар. «Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод» выходил 1 числа каждого месяца объёмом 25-30 печатных листов. Постоянными отделами были «Русская словесность», «Иностранная словесность», «Науки и художества», «Промышленность и сельское хозяйство», «Критика», «Литературная летопись», «Смесь»; каждый номер содержал также описание модных туалетов с картинкой мод. Во второй год издания у журнала насчитывалось пять тысяч подписчиков, два года спустя их число выросло до семи тысяч человек. В 1834-35 годах соредактором журнала был Греч. С ростом влияния журнала «Отечественные записки» Краевского и с изменением ситуации в русском обществе и журналистике в 1840-е годы журнал начал терять популярность. Число подписчиков в 1847 году упало до трёх тысяч, но издание просуществовало аж до 1865 года.
«Московский телеграф» Полевого появился в канун восстания декабристов. По содержанию он носил энциклопедический характер. Полевой понял, что время литературного журнала проходит и принял заказ читателя на массовый разнообразный журнал, не отказавшись от воспитания читателя. В политическом отношении Полевой добивался уравнения в правах дворян с купечеством. В 1834 г. из-за критической рецензии на пьесу драматурга Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», правительство закрыло журнал.
В 1831 г. возник журнал «Телескоп». Издатель журнала профессор Московского университета Надеждин сумел преодолеть односторонность эстетической теории романтизма и выдвигал в своем журнале идею нового искусства — близкого к действительной жизни, что позднее было определено как программа реализма. Надеждин придавал огромное значение литературному отделу журнала, пропаганде творчества Пушкина-реалиста. Литературно-критический отдел «Телескопа» был славен Белинским. Работая в «Телескопе», он приступил к созданию передовой теории журналистики в России. В статье «Ничто о ничем» он выдвинул как главное условие успеха прогрессивного журнала его направление. «Журнал без направления есть вещь нелепая», — заявил он, анализируя популярную в 30-е годы «Библиотеку для чтения». Он провозгласил критику ведущим отделом общественного журнала своего времени, поскольку литература была доступна широким читательским кругам, и через критику публицист получал возможность влиять на публику, а кроме того, в критике по цензурным условиям легче можно было поставить вопросы социального развития. Так же Белинский заметил Гоголя как родоначальника, яркого представителя нового направления в русской литературе. Орган Надеждина был закрыт правительством в 1836 г. за резко критический пафос по отношению к самодержавной России «Философического письма» Чаадаева, опубликованного в журнале. Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Надеждин был сослан без права заниматься журналистикой.
В 1836 г. Пушкин, до этого сотрудничавший с «Литературной газетой» Дельвига, издает свой литературный и общественно-политический журнал «Современник», отдающий предпочтение российским авторам. Среди которых был Гоголь, его статья «О движении журнальной литературы» в первом номере «Современника» является документом журнальной полемики передовой журналистики против журнального триумвирата. «Современник» печатает полемические заметки, произведения отечественных авторов, материалы об Отечественной войне 1812 г. Пушкин закладывает основы русского очерка, публикуя главы из «Путешествия в Арзерум». Белинский успел только написать положительный отзыв о Пушкинском «Современнике», смерть издателя в 1837 г. помешала их совместной работе над изданием. В течение 1837 журнал делала группа писателей во главе с Вяземским, затем до продажи в 1846 «Современника» Некрасову и Панаеву им занимался Плетнев. Обозрения русской литературы пера Белинского наконец приглашенного в «Современник» за 1846 и 1847 гг. стали манифестом передового движения России. Журнал помимо наших авторов публиковал переводы Диккенса, Жорж Санд, Теккерея. Руководителем журнала с 1853 года стал, наряду с Некрасовым, Чернышевский и с 1856 года —Добролюбов. С 1858 года «Современник» вёл полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления общественной мысли. Из-за этого редакцию покинули Толстой, Тургенев, Григорович. В 1862 журнал был приостановлен на 8 месяцев. А в 1866 и вовсе закрыт.
В 40х сформировались такие идеологические течения, как «официальная народность» (Погодин, Швырев), «славянофилы» (Киреевские, Хомяков, Аксаков), «западники» (Боткин, Грановский). В рядах «западников» очень скоро выделилась группа революционных демократов (Белинский, Герцен). Что нашло отражение в прессе того времени. Западники-либералы и революционные демократы сотрудничали в журнале «Отечественные записки», издававшегося до 1838 г. как исторический. Первоначальный успех журнала был обусловлен противопоставлением его «Библиотеке для чтения». Редактором был Краевский. В журнале приняли участие Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев. Печатались Лермонтов и Тургенев. Журнал стал рупором борьбы против крепостничества. Большую роль сыграла защита гоголевского направления в литературе как направления критического реализма (критика и публицистика Белинского) и критическое отношение к идеализму в области философии (статьи Герцена «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы»). Обозрения Белинского и его борьба со славянофилами (статьи «Педант», «Парижские тайны», «Ответ "Москвитянину"») сделали журнал популярным, в 1846 г. он имел 4000 подписчиков. После ухода Белинского «Отечественные записки» заняли умеренно-либеральную позицию.
Славянофильские журналы издавались преимущественно в Москве («Московский наблюдатель», «Москвитянин»). «Москвитянин» в 40-е годы выходил ежемесячно, имел отдел «Духовное красноречие», защищал национальную самобытность России, печатал сербских, болгарских, чешских авторов. Ведущую роль в нем играли братья Аксаковы, Хомяков, Киреевский, Шевырев, Глинка, Даль. В первой же книге журнала Шевырёв развивал формулу николаевской эпохи — «православие, самодержавие, народность». «Москвитянин» выступал против немецкой философии. В 50-е годы в журнале печатался Островский, критик Григорьев, не примыкавший ни к лагерю Белинского, ни к сторонникам эстетического направления, считая, что литература, искусство отражают жизнь, передают цвет и запах эпохи, а критика ищет в произведениях искусства связь с действительностью. Однако идеалом считал не прогресс, а патриархальную самобытность, нравственную чистоту героев. Позднее славянофилы издавали газеты «Молва» (1857) и «Парус» (1859).
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.